Шпаргалка по "Философии науки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:51, шпаргалка

Краткое описание

1. Научная революция 17 века. Развитие науки в Новое время (17-18 вв.).
2. Развитие философии и науки в Новое время. Проблема метода. Проблема идеала знания.
3. Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки.
4. Кризис оснований классической науки и научная революция в 19-20 вв.
...
39. Марксистский подход к исследованию социальной реальности.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

 

27. Концепция личностного знания М. Полани.

(Семинар  Шестаковой) Майкл Полани: проблема ценностной ориентации исследователя; противостоит позитивистской концепции объективного знания, не зависящего от личностных характеристик исследователя. Защитил диссертацию по физической химии, + профессор социологии. Концепция касается в основном естественных наук.

Главная опасность  – ориентир на научное мировоззрение  во всех сферах жизни человека, вся  культурная деятельность подчинена  достижению материального благосостояния. Если есть объективная картина мира, не нуждающаяся в человеке (вместо Ньютона его закон открыл бы кто-нибудь другой), то наука не имеет смысла и надо все строить на личностях исследователей. Теоретическое знание объективнее чувственных данных (суть науки – не эмпирическое обобщение, а интеллектуальная интуиция). Теория верна, если подтверждается веками. Если просто применить какой-то метод, открытия не будет; озарение – скачок, с помощью которого исследователь преодолевает логический разрыв и совершает открытие. Открытие оценивается по мере вызванного им удивления.

2 типа знания: центральное (явное) и периферическое (скрытое, неявное). Знание – активное постижение вещей, упорядочение предметов и получение результата. Явное знание – то, что можно высказать, неявное – остальной опыт человека (ценности, профессиональные навыки, язык, чьи-то влияния).Ученый формирует научное знание, используя определенные умения, т.е. неявное знание (максимы – нормы, которые надо выполнить). Пример неявного знания: выбор чего-то интуитивно (тот или иной перевод источника). Главное при принятии теории – степень личностного вживания и доверие этой теории (факты, ее подтверждающие, на втором плане). Личностное знание: поскольку научное познание осуществляется конкретными личностями, нельзя абстрагироваться от личностного аспекта научного познания; личностный аспект проявляется в том пути (процедуре исследования), которым идет человек (в результате исследования, например, в формуле, личностного нет, т.е. познание не субъективно, результат имеет всеобщий характер). + Эмоциональный план: страстное стремление к истине, + убежденность в своей теории и избирательность в выборе установок и материала, + эстетические принципы. → Наука – система убеждений (разница в убеждениях связана с разным неявным знанием). Наука существует, если есть страстное стремление ее развивать.

28. Проблема  роста научного знания у К.  Поппера

К. Поппер (Popper) —  один из крупнейших западных философов  и социологов XX века, чьи идеи оказали  большое влияние на развитие всей современной интеллектуальной культуры.  Наиболее значительный вклад Поппер внес в философию науки и методологию социогуманитарного знания.

 

Известность ему  принесла разработанная им в рамках критического рационализма теория роста  научного знания. Одна из центральных проблем философии науки, по Попперу, состоит в нахождении критерия демаркации между наукой и ненаукой, в качестве которого он предложил принцип фальсифицируемости как принципиальной опровержимости любой научной теории. Другой существенной чертой попперовской концепции роста научного знания является антииндуктивизм: он резко критикует познавательную значимость индукции и считает методом развития научного знания метод выдвижения новых гипотез. Любое научное знание носит, по Попперу, гипотетический, предположительный характер, подвержено ошибкам. Этот тезис Поппера о принципиальной погрешимости человеческого знания получил название фаллибилизма. В конце 60-х годов Поппер выдвинул оригинальную теорию трех миров: физического, ментального и объективного знания, нередуцируемых друг к другу.

 

Поппер рассматривает  знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализа  науки он и представил в форме  концепции роста научного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы. Этот идеал доминирует в европейской эпистемологии, начиная с Евклида.

 

Для Поппера  рост знания не является повторяющимся  или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, "дарвиновский отбор". Говоря о росте знания, он имеет в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями.

 

Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и ошибок и есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации - вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса. Среди них такие факторы, как, например, отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм. К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии.

 

В своей концепции  Поппер формулирует три основных требования к росту знания. Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению  явлений, которые до сих пор не наблюдались. Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования. В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

 

Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой: Р1 - ТТ - ЕЕ - Р2, где Р1 - некоторая исходная проблема, ТТ - предположительная пробная теория, т.е. теория, с помощью которой она решается, ЕЕ - процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок, Р2 - новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию. Поппер выдвинул идею фальсифицируемости научной теории, призванной заменить процедуры верификации при определении критерия демаркации. Если верификация в неопозитивистской модели науки - это перенос с протокольных предложений хотя бы некоторой степени истинности на теоретические высказывания, то фальсификация, наоборот, представляет из себя опровержение теоретических суждений на основе ложности вытекающих из них эмпирических высказываний. Тем самым Поппер предлагает расширить понятие эмпирического базиса научной теории до множества как истинных, так и ложных эмпирических высказываний (т.е. таких высказываний, которые интерсубъективны и могут быть подтверждены или опровергнуты в различных эмпирических методах научного познания). Не требуется, чтобы эти эмпирические высказывания уже были определены в опыте. Достаточно, чтобы они, или их отрицания, в принципе могли бы быть получены эмпирическими методами познания. Следует здесь отметить различие между фальсификацией и фальсифицируемостью. Фальсифицируемость предполагает только наличие потенциальных фальсификаторов у теории, в то время как каждый из них может быть еще не подтвержден в опыте. Фальсификация же требует не просто наличия потенциальных фальсификаторов, но и их подтверждения в опыте. Если такие подтвержденные в опыте фальсификаторы называть актуальными, то можно сказать и так, что фальсификация предполагает наличие актуальных, а не потенциальных, фальсификаторов у теории.

 

Итак, критерий демаркации, по Попперу, требует для  определения научности знания не подтверждения (верификации) его в  опыте, а возможности опровержения (фальсифицируемости) в решающих экспериментах. Такое знание Поппер называет также  открытым (к фальсификаторам) знанием, противопоставляя его закрытому (нефальсифицируемому) знанию, в качестве которого выступает, например, философское, математическое, политическое (идеология) знание.

29. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

(Семинар Шестаковой) Имре Лакатос (1922-1974) - последователь Поппера, но считал, что у него «наивный фальсификационизм»: в реальности ученые пытаются «спасти» и усовершенствовать теорию, даже если факты ее опровергают. Лакатос хотел связать теорию Поппера с реальностью. Вводит в методологию науки понятие «научно-исследовательская программа» (до этого основная единица анализа – теория, вместо хаотической смены теорий - связь). Программ, исследующих один и тот же предмет, может быть две, они конкурируют, одна из них постепенно побеждает. Опыт – мера оценки конкурирующих программ. Основной момент методологии Лакатоса – проблема определения критериев успешности исследовательских программ: программа прогрессирует, если теоретический рост предвосхищает эмпирический и предсказывает новые факты («прогрессивный сдвиг проблем»); программа регрессирует, если только запоздало объясняет случайные факты или открытое конкурирующей проблемой («регрессивный сдвиг проблем»).

Исследовательская программа – множество теорий, принимаемых последовательно друг за другом во времени и существующих вместе и имеют объединяющие их фундаментальные идеи и принципы. Структура исследовательской программы:

а) твердое ядро – жесткая неизменяемая часть исследовательской программы, состоящая из совокупности фундаментальных теоретических принципов, конкретно-научных и метафизических допущений об онтологической природе исследуемой области и общей стратегии ее изучения, - т.е. общие предустановки и допущения. Не изменяется в течение существования программы.

б) позитивная эвристика (эвристика - методы, используемые для открытия чего-то нового) – «определяет проблемы для исследования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, предвидит аномалии и победоносно превращает их в подтверждающие примеры», согласно с заранее разработанным планом. Теории изменяются, совершенствуются, так и движется наука.

в) негативная эвристика – совокупность приемов и правил, которые предназначены для защиты ядра программы от эмпирических опровержений. Вспомогательные гипотезы – изменяющаяся часть исследовательской программы, предназначены для защиты как ядра, так и теорий (у каждой теории свой защитный пояс гипотез).

Отдельные теории могут отпадать, но программа  в целом сохраняется. Нет решающего  эксперимента, связанного с крушением теории. В науке есть не только факты, но и люди.

Критиковал  Т.Куна за иррационализм: научная революция  происходит не по рациональным правилам, это предмет психологии открытия.

 

30, Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

(Семинар  Шестаковой) Пол Фейерабенд: нет четкой границы между наукой и ненаучным знанием. Эпистемологический (методологический) анархизм: нет четких критериев науки. Принимаемые научным сообществом критерии научности (рациональности) на самом деле рациональны только задним числом, когда с их помощью что-то объясняют. Формально-логические требования к науке (полнота, непротиворечивость, независимость т.д.) на практике полностью не осуществляются. Наука – миф современной культуры.

 а) Принцип пролиферации (размножения научных теорий) – создать можно любую теорию; б)  Принцип несоизмеримости научных теорий (разный научный аппарат + одна теория логически из другой не вытекает). Единственное правило для ученого – принцип «все дозволено»: можно придумывать новые теории, добавлять что-то в старые и т.д.; нет норм, общих принципов, законов, которые могли бы быть абсолютны и непреложны. → Общая мировоззренческая установка созвучны постмодернизму: нет норм.

Идея равноправия  различных видов знания: а) у всех есть свой категориальный аппарат; б) логические приемы (ученый и взломщик); в) способность объяснять мир; г) догматизм, фанатизм, нетерпимость к критике. Человека нужно освободить от давления догматических норм, схем; для этого нужно в школе преподавать астрологию и т.д. (чтобы человек мог свободно выбирать).

 

 Эволюционная  эпистемология.

(Программа  спецкурса Кезина, философский факультет  МГУ, из Интернета) Термин «эволюционная эпистемология» введен Д. Кэмпбеллом. Есть эволюционная теория познания (К. Лоренц, Г. Фоллмер), эволюционная теория науки (К. Поппер, Ст. Тулмин), генетическая эпистемология (Ж. Пиаже), натурализованная эпистемология (У. Куайн - спасение эмпиризма в ослабленном виде после краха логического позитивизма).

Исторические предпосылки формирования эволюционной теории познания: развитие на основе биологии 19 - начала 20 вв. Идея универсальной эволюции Г. Спенсера (расширение гипотезы развития до сферы социальных и ментальных структур человека). Основополагающий вклад Ч. Дарвина в эволюционную психологию. Эволюция - ключевая категория современной естественнонаучной картины мира. Концепция универсальной эволюции, эволюция человека.

Философские предпосылки и основы эволюционной теории познания: 1) учение о «врожденных идеях» в истории философии - платоновская концепция познания как припоминания, интуитивная ясность аксиом логики, идолы рода в трактовке Ф. Бэкона, «врожденные идеи» в интерпретации Р. Декарта и Г. Лейбница, априорные структуры познания (формы созерцания и категории) в концепции И. Канта; 2) эволюционная трактовка «врожденных» структур познания (К. Лоренц).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии науки"