Шпаргалка по "Философии науки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:51, шпаргалка

Краткое описание

1. Научная революция 17 века. Развитие науки в Новое время (17-18 вв.).
2. Развитие философии и науки в Новое время. Проблема метода. Проблема идеала знания.
3. Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки.
4. Кризис оснований классической науки и научная революция в 19-20 вв.
...
39. Марксистский подход к исследованию социальной реальности.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Главные тезисы эволюционной теории познания: 1. Жизнь с конститутивной стороны ее сущности представляет собой познавательный процесс. 2. Любые живые существа, включая человека, снабжены системой унаследованных диспозиций, «априорных» когнитивных структур. 4. Когнитивные структуры являются приспособлениями к определенной области реальности и служат задачам выживания. 5. Формирование когнитивных структур осуществляется в соответствии с эволюционным учением. 6. Базовые познавательные возможности ограничены унаследованным когнитивным аппаратом. 7. В способах получения и обработки информации имеется сходство (подобие, соответствие): абстрагирование от «субъективного» и «случайного», когнитивный процесс объективации.

Эволюционная эпистемология К. Поппера - основные тезисы: 1) познавательная способность является продуктом естественного отбора; 2) эволюция научного знания идет в направлении построения все лучших и лучших теорий на основе метода проб и устранения ошибок. Прогресс науки, поэтому аналогичен дарвиновской теории естественного отбора; 3) особенность человеческого познания, состоящая в критике теорий, становится возможной на основе использования специфически человеческого языка. (Семинар Шестаковой) Знание углубляется, но не ведет к истине (фаллибилизм).

(Ульянова  Л, -Учебник Микешиной) Классическая общая теория познания сформировалась в истории философии как некоторое абстрактно-понятийное учение, предписывающее видеть и интерпретировать деятельность людей в субъектно-объектном ракурсе, исходя и идей отражения и репрезентации. Сегодня – эволюционная теория познания или эволюционная эпистемология, открывшая многие новые сферы и особенности предметно-деятельностных механизмов в познании. Два направления в эволюционной эпистемологии:

  1. К. Лоренц, Д. Кэмпбелл, Г. Фоллмер – человек принадлежит к природному миру и должен рассматриваться наряду с другими его составляющими. Само приспособление к этому миру и жизнь человека предстают как процесс познания одновременно и природный и культурный. Из этого следует, что модели эволюции и самоорганизации сложных систем необходимо применять и к познавательной деятельности человека, рассматриваемой в рамках коэволюции.
  2. К. Поппер, С. Тулмин, Э. Эзер. Эволюционные модели используются для исследования роста научного знания с учетом влияния социума и фактора культуры. Мир объективного знания, по Попперу – «третий мир» - это виртуальный мир, населенный такими феноменами как идеи, теории, гипотезы, научные программы и парадигмы. Сама эволюция представлена как познавательный процесс, познание – любой процесс решения проблем методом проб и ошибок.

Тем самым познавательный процесс перестает быть чем-то только специальным организуемым и рассматривается  как реализующийся во всех видах  человеческой деятельности.

Др. подходы: отечественный  философ науки И.Т.Касавин: знание – атрибут человеческого бытия, культурно-исторический феномен, определяемый факторами времени и пространства, различными формами практик и теоретической деятельности. сюда включаются все формы вне- и донаучного знания (магия – предельный опыт, где также осуществляется решение практически-познавательных задач), выявляются социокультурные контексты познания – т.о. исследуется «совокупный познавательный процесс».

 

 

 

 

 

31. «Социология знания» (К. Манхейм, М. Малкей).

(Семинар  Шестаковой) Знание разделяется на специализированное и общее; социальная ситуация влияет на науку, в том числе через установки самого исследователя; нет чистой науки, особенно гуманитарной. Карл Мангейм (кон. 19- 1 пол. 20 в.), «Идеология и утопия»: неизменность природы → познание ее с помощью точных измерений и т.д., постепенное накопление выводов; но нет беспристрастных исследований другой культуры. Противопоставил точные и неточные науки. Основная идея – учитывать различные системы отсчета и разные выводы → заключение, приближенное к объективности (но полной объективности нет, развитие науки бесконечно). «Социология знания» - новая социологическая дисциплина, разрабатывающая учение об «экзистенциальной обусловленности знания», - т.е. социальная обусловленность теорий и типов мышления, предмет «социологии знания» - внетеоретические условия знания. Манхейм и Малкей опирались на марксистскую концепцию социальной обусловленности знания, но убрали классовый подход. М. Малкей (2 пол. 20 в.), «Наука и социология знания»: этос науки – совокупность этических установок и ценностных ориентиров, санкционирующих и поддерживающих исследования (с 18 в.); компоненты: универсализм (использовать объективные универсалистские критерии), всеобщность (доступность научной информации всем), незаинтересованность (~ беспристрастность), организованный скептицизм (все критиковать). В чистом виде эти нормы не работают в научном сообществе, всегда конкретизируются, изменяются. Наука и общество влияют друг на друга.

 

32. Специфика гуманитарного познания. Социальное и гуманитарное познание.

(Лекция  Шестаковой) Г. Риккерт, «Науки о природе и науки о культуре»: у гуманитарных наук нет собственного названия и предмета → объединяются в «науки о культуре». Немецкая философия: «науки о духе» (Гадамер, «Истина и метод»); этот термин возник при переводе вместо «науки о морали». Россия: «гуманитарные науки», «общественные науки», «социальные науки» - одно и то же, есть проблема их самоидентификации. Вопрос обсуждался в герменевтике, в философии жизни, структурализме (и постструктурализме), постмодернизме, позитивизме (против их выделения), аналитической философии, - предмет гуманитарных наук.

Тенденции:

а) гуманитарные науки как альтернатива естествознанию – ответ позитивизму, который все объединял, 19 – 20 века;

б) попытка описать  специфику гуманитарных наук по образцу  одной из них – история (19 в., сейчас – в герменевтике Гадамера), лингвистика (структурализм и постструктурализм), этнология (сейчас, в постмодернизме – Деррида, на основании принципа децентрации);

в) построение проектов новой модели науки – социология (Конт, вместо истории, позитивизм), «понимающая  социология» (М. Вебер), «описательная  психология» (В. Дильтей);

г) современное  – избегание оппозиции гуманитарных и естественных наук – еще с позитивизма, сейчас на базе структурализма и постмодернизма, общие понятия для объединения – «текст» и «информация».

Дильтей (1833 – 1911) – Германия. Философия жизни → герменевтика. Описательная психология: исходная установка – есть принципиальная разница между естественными и гуманитарными науками. Задача философа – описать специфику «наук о духе». Отличаются предметом – духовная реальность, жизнь, идеальное и смысл (естествознание интересуется тем, что ощущается). Естествознание: внешние предметы (по отношению к субъекту познания), информация из ощущений → фрагментарная картина (показывает отдельные свойства объекта) → объединение в картину целостного объекта с помощью гипотезы. Науки о духе: предмет – смысл, ощущение смысла, возникающее у субъекта, целостное, внутреннее («переживание» смысла, интуитивное). Предмет – живая связь объектов, переживаемая субъектом, это объединяет гуманитарные науки → методологической базой гуманитарных наук должна стать психология. Два типа психологических исследований: построение по образцу естественных наук («объяснительная психология») или «описательная психология» (исходя из интуитивного состояния субъекта). «Описательная психология»: все люди имеют единую психологическую природу, задача описательной психологии – показать, как из этого возникает многообразие, индивидуальность (количественное, а не качественное различие, формируется в процессе воспитания, образования и т. д.). «Науки о духе» всегда занимались отдельными объектами (естествознание – общими законами) – нации, классы, отдельные люди.

Мишель Фуко: гуманитарные науки связаны со специфическим пониманием человека (с 19 века), до этого гуманитарных наук не было. Эпистема – нормативные коды мышления, формирующиеся с помощью всех наук, этим пользуются люди (~ парадигма). 1) Возрождение, 2) классический рационализм (16 – 18 вв.), 3) современный (с 19 в.). Разница между классическим и современным: в классическом все знание искало порядок, связи, стройность; в современном – отсутствие однородности; три измерения: физико-математические науки, философия (ищет общий принцип) и науку о языке, жизни и производстве; они пересекаются. Гуманитарные науки конкретно нигде не находятся – ни в измерениях, ни в их пересечениях, но часть их отождествляется с третьим измерением. На самом деле это проекция всех измерений: гуманитарные науки имеют дело с человеком каким он себя представляет: живущим, обладающим языком и трудящимся, т. о. гуманитарные науки – это история наук (экономики, лингвистики, биологии и т. д.), то есть история формирования представлений человека, а это с 19 в. Человек – не единственная проблема, при смене эпистемы человек может потерять интерес к себе как к проблеме. Гуманитарные науки берут категории из дисциплин о жизни, труде и языке (→ их часто смешивают), используют в двух вариантах: как образы, чтобы прояснить нечто для себя (понятие из биологии в социологию), или как категории для упорядочения эмпирического материала (из биологии, т. е. о жизни - «функции», «норма», из экономики «конфликт», «правило», из наук о языке – «знак», «система») → снимается проблема научности гуманитарного знания: гуманитарные науки входят в современную эпистему. Фуко - структуралист, но не вписывается.

 

 

 

33. Проблема метода гуманитарного познания.

 

 (Учебник Лебедева) Научный метод – средство получения, обоснования и применения научного знания.

(Учебник  Микешиной) На эмпирическом уровне: а) вычленение и исследование объекта:

1) с помощью  наблюдения (целенаправленного, организованного,  систематического восприятия предметов и явлений внешнего мира);

2) измерение  (в гуманитарных науках – сбор  информации о социальных и  социально-психологических явлениях, моральных качествах человека  и т.д.; особенно в социологии);

3) эксперимент  – в большей степени с помощью мысленного моделирования, используется метод экстраполяции (перенос знаний с одной области знания на другую) и аналогии.

б) методы обработки  и систематизации знаний: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, систематизация, классификация и др.

На теоретическом  уровне:

1) абстрагирование  (отвлечение от свойств и отношений,  незначащих для данного исследования);

2) идеализация  (мысленное конструирование объектов  с предельно выраженными необходимыми  свойствами);

3) мысленный  эксперимент (конструирование процессов «в чистом виде»).

Формализация (изучение объекта путем отображения его  содержания и структуры в знаковой форме при помощи искусственного языка)  - наверное, при количественных исследованиях.

 

Объяснение и  понимание.

(Семинар  Шестаковой) Это вопрос о том, есть ли у гуманитарных и естественных наук специфические методы: в 19 веке считали, что есть, сейчас – нет. В. Дильтей (герменевтика + философия жизни): объяснение – способ познания в естественных науках, понимание – в гуманитарных. Объяснение – подведение отдельного факта под общий закон (нет интереса к индивидуальным характеристикам объекта). Понимание – внимание к индивидуальному. Применение объясняющих процедур к истории – натурализация истории; неокантианцы (Риккерт, Виндельбанд) – для гуманитарных наук важнее индивидуальное. П. Рикёр: сближение объяснения и понимания (герменевтика + структурализм + феноменология).

(Лекция  Шестаковой) В герменевтике подходы: Ф. Шлейермахер (принцип конгениальности (сопоставимость автора и интерпретатора), диалог с автором), и Ф. Г. Гадамер: субъект гуманитарных наук имеет дело с интерпретацией текста, но человек всегда является носителем определенной традиции, нет индивидуального мышления в чистом виде, вопрос в том, насколько человек это осознает. Осознание – задача герменевтики (и субъекта). Предрассудок в широком смысле слова – предустановки сознания, не осознаваемые человеком, две категории (как у Хайдеггера): случайные (с которыми боролись просветители), от них можно избавиться с помощью рефлексии (посмотреть на очевидное и задуматься, почему это очевидно), и неустранимые (показатель включенности в определенную историческую эпоху, ~ менталитет), у каждого человека есть ограниченный горизонт понимания. Перед человеком стоит задача рефлексии и расширения горизонта понимания (внутри него). Люди, писавшие тексты, тоже были включены в историческое развитие → их можно понять, но не адекватно, а по-своему, можно сближаться. Процедура понимания – субъект подходит к тексту с проектом, с ожиданием смысла, коррекция первоначальных ожиданий, герменевтический круг (от предпонимания к пониманию), получившийся смысл опять можно корректировать, и т. д. → разные интерпретации. На результат исследования влияют жизненный опыт и другие факторы, которых нет в естественных науках (+ уровень образования).

34. Принцип историзма в социально-гуманитарном познании.

(Учебник Алексеева-Панина) Принцип историзма – это мировоззренческий принцип познания, базирующийся на представлениях о сущности развития, о прогрессе, синтезировании, взаимосвязи количества и качества, причинности и т.д. он неотделим от практической деятельности человека, поскольку «человек есть в высочайшей степени историческое существо. Человек находится в историческом, и историческое находится в человеке», человека нельзя отделить от истории и наоборот (Бердяев). Историзм сочетает в себе научную сторону, ориентированную только на объект, с аксиологической стороной, вовлекающей в познание человечески-ценный подход, человеческую заинтересованность и человеческую деятельность.

Например, принцип историзма позволяет  не только вскрыть начальный период существования государства, но и  установить главную сторону его  сущности – орудия в руках господствующей социальной группы; дольше на разных этапах развития государства были разные формы эксплуатации и формы государственного устройства.

Познавательные  императивы, составляющие диалектико-логический принцип историзма: I. Главное – рассматривать предметы, процессы в их развитии, изменении, самодвижении, включая прошлое, настоящее и будущее, это распадается на более конкретные познавательные императивы:

1) качественная, или сущностная, ретроспективность,  т.е. воспроизвести весь процесс  с начала и найти его сущность;

2) рассмотрение  предпосылок возникновения предмета;

3) применение  основных законов диалектики: движение от количества к качеству, обнаружение скачков, преемственность, проявления закона отрицания отрицания, раскрытие противоречивости предмета;

4) выделение  этапов и выявление их связей, из этого вытекает закономерность;

5) рассматривать объект с точки зрения процесса развития закономерного, причем закономерность неотделима от вариативности;

6) определять  направление и характер развития  или изменения предмета.

II. Раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказать ее будущее.

III. Изучать не только историю объекта, но и историю отражающих ее понятий и положений (дискуссии, споры).

35. Концепция социальной рациональности М. Вебера.

(Семинар Шестаковой) Макс Вебер  предложил новую модель социологии – «понимающую социологию». Действие – осмысленное мотивированное поведение, социальное действие (предмет социологии) – действие, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них; этим социология отличается от истории, которая изучает все. Типы социальных действий: а) целерациональное (цель + средства); б) ценностно-рациональное (осознанная вера в цель; долг); в) аффективное; г) традиционное (по привычке). На основе этих типов описываются социальные отношения. Типы в реальной жизни сливаются.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии науки"