Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 88.07 Кб (Скачать файл)

После первородного греха единственное значимое событие -- это Воскресение. Истина, одновременно историческая и спасительная, возвещена в Библии, так как, по его мнению, судьба еврейского народа показывает, что у Истории есть смысл и конечная цель: спасение человечества. В целом, история состоит в борьбе между духовными потомками Авеля и Каина. Все исторические периоды относятся к граду земному, начало которому положило преступление Каина, и противоположность которого - Град Божий. Град людей, временный и смертный, и держится на естественном воспроизведении потомства. Град Божий -- вечный и бессмертный, место, где совершается духовное обновление.

Поскольку истинная цель христианина это спасение, а  единственное упование - окончательный  триумф Града Божьего, то все исторические катастрофы, в конечном счете, лишены духовного смысла.

16. Судьбы платонизма и аристотелизма в средневековой философии. Схоластика. Выше я акцентировал роль и значимость античного наследия. Философия – по крайней мере наша философия – в полной мере связана с греческой философией, следует направлениям, намечен­ным ею, и осуществляет установки, предусмотренные греческой философией. 

Ее вечные проблемы – это выдвинутые греками проблемы по­знания и бытия, пророческий  завет Сократа: 'у'v(o0l oaavtov («познай самого себя»); это поиски ответов на вопросы «кто я семь?» и «где я семь?», т. е. «что такое бытие?» и «что такое мир?» и, наконец, «что я делаю?» и «что я должен делать в этом мире?». 

В зависимости  от ответов на эти вопросы и  принятых уста­новок выявляются последователи  либо Платона, либо Аристотеля, либо Плотина, если, правда, предпочтение уже не отдано стоициз­му или скептицизму. 

В средневековой  философии – поскольку она  является фило­софией – мы легко распознаем каждую из перечисленных мною типичных установок. И однако, вообще говоря, положение средневековой философии – и, разумеется, философов – достаточно от­личается от ее положения в античности. По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, еще не вполне принявшем новую религию и утверждающую его мораль. Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии. Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий.

17. Синтез представлений о мире и человеке в категориях средневековой философии. Фома Аквинский. Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным представителем схоластической философии, основными Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Он считал, что философская теология является высшим выражением философской рефлексии.

Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем  его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.

В произведении “Сумма теологии” приводятся пять доказательств существования Бога:

Бог рассматривается  как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;

Бог рассматривается  как первая причина;

Бог является источником необходимости в мире;

Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;

Бог устанавливает  конечные цели и поэтому не может  не существовать.

Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему  чуждо чувство ненависти.

Согласно учению Фомы, люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ  животных, так как первые являются разумными, а вторые чувственными. Однако даже человеческая душа лишена способности  непосредственного содержания Бога и Божественных идей, но ей открыт путь рационального познания.

Фома полагал, что человек ищет счастья по своей  природе как существо, стремящееся  реализовать свои потенции. Наивысшее  счастье человека мыслитель видит  в познании Бога. На этом пути человек  должен сознательно избрать бедность, облегчающую путь к Богу. Этому  способствует следование Божеским установлениям, в соответствии с которыми должен жить и действовать каждый христианин. Моральные заповеди, дарованные Богом, рассматриваются как рациональные. Нормативное содержание моральных  заповедей обращено к разуму человека, который должен этим содержанием  овладеть. Главная задача морального закона, раскрывающегося в заповедях  христианской морали, регулятивная. Он шаг за шагом ведет человека по пути добродетели. При этом высшее назначение человека выходит за пределы естественного  порядка. Следовательно, человеку необходимо сверхъестественное руководство. При  этом знание морального закона переходит  в добродетели благодаря желанию  добра, а не воздействия страха. Движение к добродетели должно осуществляться благодаря любви и Богу, как  законодателю и творцу всего сущего. Другое решение проблемы соотношения  общего и единичного было предложено оппонентами реализма, получившими  прозвание номиналистов.

Номиналисты (от латин. nomina — имена) доказывали, что реально существуют конкретные вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, а общее, понятия связаны лишь с человеческим сознанием. Это имена, которые человек дает вещам, группам и классам вещей. Одни номиналисты, например, Росцелин (ок. 1050 — 1110), Пьер Абеляр (1079 — 1142), Уильям Оккам (ок. 1300 — 1350) считали, что общее суть лишь дуновение звука, существует только в уме человека. В самих вещах нет ни ничего общего, ни частного. Другие, как, например, Дунс Скот (ок. 1265 — 1308) полагали, что общее не есть только продукт ума, оно имеет основание и в самих вещах, как их сущность, и после них, как понятия, которые наш ум отвлекает от этих сущностей.

Номинализм представлял  собой умонастроение, содержащее зародыш  материалистического понимания  мира вещей. Не случайно поэтому в 1092 г. в Суассоне было осуждено церковным собором учение Росцелина, а в 1121 г. — учение Абеляра. Не следует забывать, что средневековый номинализм содержал лишь зародыши материализма, но не отрицал Бога и его могущества.

Уильям Оккам  приобрел особую известность среди  представителей номинализма в европейской  средневековой схоластике. Ему принадлежит  идея, согласно которой “сущности  не следует умножать без необходимости”. Эту идею он выразил на самом деле иначе, а именно: “Бессмысленно делать из большего то, что может быть сделано  из меньшего”. Данная идея получила в философии статус принципа, названного “бритвой Оккама”. Согласно этому принципу, имея дело с предметами, важно установить, какие сущности явно присутствуют и далее необходимо формулировать высказывания в терминах этих сущностей.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"