Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 88.07 Кб (Скачать файл)

Таким образом, форма как суть бытия вещи - это  тот и иной вид определенного  рода. Только он отвечает - с натяжкой - обоим критериям сущности. Но сколь ни мала такая натяжка, в силу ее оказывается, что вид у Аристотеля все же обладает самостоятельной сущностью, вид отрывается от индивидов и превращается в форму как вечную и неизменную - ту самую метафизическую сущность, которая и является предметом философии.

1.2 Материальное  первоначало

Как уже отмечено, материя не может быть сущностью. Как и "форма", "материя" - латинское слово, не известное Аристотелю. Он употреблял здесь греческое слово "хюлэ", означавшего лес, кустарник, дрова, строевой лес; необработанный материал; тема, предмет исследования; осадок, гуща; наконец, материя в самом общем смысле.

Аристотелевская материя двояка. Во-первых, материя - бесформенное и неопределенное вещество, "то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее". Такова "первая материя". Во-вторых, материя в более широком смысле - это "то, из чего вещь состоит", и то, "из чего вещь возникает". Такая материя включает в себя и "первую материю", из которой состоят и возникают вещи, и притом все вещи, которые состоят из первоматерии, если их лишить всех форм. Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной "последней материи". Такая материя - материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает. Так, камни - материя лишь для каменного дома и вообще для того, что из них строят, но сами по себе камни - не просто материя, а неоднократно оформленная материя, это первоматерия, получившая форму земли, которая получила затем, в свою очередь, форму каменности. Такая материя имеет свою суть бытия (в той мере, в какой она оформлена) эта материя и определима, и познаваема. Первая же материя "сама по себе непознаваема".

Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. По своей неопределенности она похожа на апейрон Анаксимандра, но сходство на этом и кончается: у Анаксимандра апейрон активен, он обладает движением, он все из себя порождает.

Роль материи  в мировоззрении Аристотеля очень  велика. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Без  материи не может быть природы  и вещей. Выше уже отмечалось, что  Аристотель понимал вещь как составное  целое, состоящее из субстрата-материи  и сути бытия - формы. Вещь как "индивидуальная сущность" вторична по отношению  к материи и форме. Вещь возникает  в результате того, что в материю  вносится форма. Итак, материя - соучастник формы в вещах.[4, стр. 2]

1.3 Действующие  или производящие первоначала

До сих пор  отношение между формой и материей мы трактовали статично: форма как  суть вещи, как ее сущность - общее, материя - тот материал, в котором это  общее неоднократно запечатлено. Но данное отношение Аристотель трактует динамически, вводя в философию эпохальные понятия "возможность" ("дюнамис") и "действительность" ("энергейа"). Они позволяют представить отношение материи и формы в движении.

Носителем возможности  является материя. Оформляясь, она переходит  из состояния возможности в состояние  действительности: "Материя дается в возможности, потому что она  может получить форму, а когда  она сушествует в действительности, тогда Она определена через форму". Но полная действительность - это не действительность вещи, а действительность формы, в форме нет примеси возможности , которая вещи придается материей. Отсюда относительность любой вещи. Вещь действительна лишь в той мере, в какой Она обладает сутью.

Понятие возможности  у Аристотеля делает мир диалектичным. Тот закон бытия, о котором  говорилось выше, на уровне возможности  не действует. Аристотель исключил для  вещей возможность содержать  в себе противоположности, а тем  более противоречия. Но суть возможности  состоит в том, что она содержит в себе противоположности. Возможность - одна из форм существования относительного небытия. Материя может обладать формой, но может быть и лишена ее, будучи таким образом первоматерией. Даже если материя обладает формой, то она лишена всех остальных. Лишенность ("стерезис") - это и есть небытие. Таков второй смысл небытия из тех трех смыслов, которые упоминались выше. Таким относительным небытием и оказывается материя, особенно первая материя, у которой лишенность тотальна. Однако надо отметить, что Аристотель предпочитает видеть в первой материи не столько отсутствие форм, не столько лишенность, сколько способность воспринимать любые формы, богатство возможностей, поэтому его материя - не столько платоновское почти что небытие, сколько именно жизнерадостная возможность стать всем.

Наконец, сама диалектика возможности и действительности позволяет Аристотелю определить в  самом общем виде движение (изменение): "Движением надо считать осуществление  в действительности возможного, поскольку это - возможно".

В представлении  Аристотеля все процессы, имеющие  смысл, обладают внутренней целенаправленностью  и потенциальной завершенностью.

Для него цель - это стремление к своему благу. Всякая возможность стремится реализовать  себя, стать полномерной. Поэтому  каждая потенция, стремясь к реализации, стремится тем самым не только к своему благу, но и к благу  вообще. Поэтому у Аристотеля понятие  цели, которое на уровне науки того времени никак не могло быть раскрыто конкретно, сводится к понятшо стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, не благо вообще, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции, ее энтелехия. В понятии "того, ради чего", в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом, и находит Аристотель третью высшую причину, или третье первопачало всего сущего, первоначало, действующее повсюду и всегда.

1.4 Целевая причина.

Четвертое и  последнее первоначало Аристотель находит в движущей причине. Ведь "всякий раз изменяется что-нибудь действием чего-нибудь и во что-нибудь". Говоря об источнике движения как  движущей причине, Аристотель исходит  при этом из некоей догмы, согласно которой "движущееся [вообще] должно приводиться в движение чем-нибудь", что означает отрицание спонтанности движения. Материя у Аристотеля, как уже было сказано, пассивна. Активна  форма, она же сущность (неделимый  вид): "Сущность и форма, это - деятельность". Однако и эта деятельность имеет  внешний источник в некоей высшей сущпости, высшей форме, в некоем перводвигателе. В "Метафизике" сказано: "Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме".

В деятельности человека присутствуют все четыре разновидности  причин. Аристотель это подметил глубоко. Однако он этим не ограничился и  уподобил мироздание человеческой деятельности, что стало уже проявлением антропоморфизма. В своем учении о высших причинах и первых началах всего сущего Аристотель отдал дань свойственному всякому идеализму отвлеченному безличному - в отличие от мифологического - философско-идеалистическому антропоморфизму.

6. Формирование идеализма.  Философия Платона.

Идеализм - широкий  спектр философских концепций, Непосредственной причиной формирования идеализма в  древнегреческой философии стала  неспособность античного материализма полностью объяснить мир. Демокрит, Гераклит и другие мыслители рассматривали человека как микрокосмос, т. е. как бы миниатюрную копию Вселенной, макрокосмоса. В человеке есть все силы и свойства, которые мы находим в макрокосмосе. Однако исследования и человека и Вселенной не могли опираться на достоверные научные знания. Древней науке удалось раскрыть только некоторые простейшие законы природы – например, закон Архимеда. Мировой закон – Логос – оставался для человека неясным и таинственным. Поэтому в древнегреческой мысли происходил постоянный поиск новых путей понимания человека и природы, микрокосмоса и макрокосмоса. Одним из таких путей стал философский идеализм.

Гносеологические (дословно – «познавательные») корни  идеализма – это причины существования  идеализма, вызванные трудностями  процесса познания. Материализм, опиравшийся на ограниченные научные знания своей эпохи, не мог объяснить законы природы, связь между материальными и духовными явлениями, между единичным и общим в вещах и т. п. Среди гипотез, объяснявших явления природы и общественной жизни, закономерно появились и идеалистические, т. е. основанные на признании первичности духовного по отношению к материальным вещам и процессам.

Социальные корни  идеализма – это причины его  формирования, связанные с интересами существующих в обществе социальных групп и слоев, например классов. Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя  лошадьми, белой и черной. Возница  символизирует разумное начало в  человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в  ином мире, он (возница) получает возможность  вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь  рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его  душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для  человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей —  через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда —  важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно  устроенных законах, потому что, когда  душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте  наук и искусств, далее — к  красоте нравов и обычаев, — это  наилучший способ для души подняться  по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам  философ напоминает Эрота: от также  стремится достичь блага, он и  не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и  другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к  ним.

И философия, и  любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей  до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность  видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим  не в том направлении.

В «Государстве»  Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее  начало (страстное начало души) —  умеренность и воздержанность, а  яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве  и называет справедливостью в  государстве, когда каждый человек  находится на своем месте и  делает то, к чему более всего  способен.

Особое место  в «Государстве» Платон уделяет  стражам (воинам) и их воспитанию, которое  должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

7. Метафизика. Школа  элеатов. 

Зарождение метафизики. философская «наука» о сверхчувствительных принципах бытия. Термин «метафизика» имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил «Metà a tà physiká» («после физики») его книгу о «первых родах сущего». Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то «первой философией», то «наукой о божестве», то просто «мудростью». В современной западной буржуазной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии. Аристотель в одноименной книге обсуждал и анлизировал проблемы начал. Метафизика поднимает такие вопросы как -

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"