Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Содержание

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123

Вложенные файлы: 1 файл

философия конспект лекций якушев.doc

— 996.50 Кб (Скачать файл)

• близость философии, философов и государственных инсти¬тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества и го¬сударства;

• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

• расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз¬витии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата¬раксии, то есть невозмутимости);

• преобладание идеализма над материализмом;

• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

• рост влияния на философию идей христианства и раннехри¬стианских ересей;

• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

3. В целом  древнегреческая (античная) философия имеет сле¬дующие особенности:

• материальной основой расцвета данной философии был эко¬номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город¬ских центров);

• древнегреческая философия была оторвана от процесса ма¬териального производства, а философы превратились в са¬мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко¬водство обществом;

• стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос¬моцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявле¬ние интереса прежде всего к проблемам происхождения мате¬риального мира, объяснению явлений окружающего мира);

• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропо¬центризма (в основе которого были проблемы человека);

30

• допускалось существование богов;

• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

• были заложены два направления в философии — идеалисти¬ческое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Де¬мокрита"), причем данные направления поочередно домини¬ровали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистиче¬ский — материалистическое, в римский — идеалистическое.

Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции

1. Первые, досократические  философские школы Древней Гре¬ции  возникли в VII - У вв. до н. э. в  ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

• милетская школа;

• школа пифагорейцев;

• школа Гераклита Эфесского;

• элейская школа;

• атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

• ярко выраженный космоцентризм;

• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок¬ружающей природы;

• поиск первоначала, породившего все сущее;

• гилозоизм (одушевление неживой природы);

• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская  школа существовала в Древней  Греции в VI в. до н. э. и получила  свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного поли¬са в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анакси¬мандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

• выступали с материалистических позиций;

• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

31

• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окру¬жающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милет¬ской школы, один из самых первых выдающихся греческих уче¬ных и философов. Фалес, оставивший большое научное и фило¬софское наследие:

• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

• представлял Землю в виде плоского диска, который покоит¬ся на воде;

• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

• допускал наличие множества богов;

• считал центром вселенной Землю;

• точно определил продолжительность года — 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, не¬измеримую, бесконечную субстанцию, из которой все воз¬никло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл ато¬марное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организ¬мов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи¬вые организмы;

• первым выдвинул идею о происхождении человека в резуль¬тате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

• первопричиной всего сущего считал воздух;

• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре¬вращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, ка¬мень и т. д.);

• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воз¬духом ("пневмой") - "душой космоса";

• отождествлял божества с силами природы и небесными све¬тилами.

3. Гераклит  из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий  философ-материалист, осно-

32

ватель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — клю¬чевой закон диалектики (наиболее важное философское от¬крытие Гераклита);

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота веществ в природе и циклич¬ности истории;

• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных си¬туациях один и тот же поступок человека может быть и хо¬рошим, и плохим);

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) по¬знания окружающей действительности;

• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

4. Пифагорейцы - сторонники и последователи  Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого филосо¬фа и математика:

• первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю¬щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали¬стическим сознанием);

• считали единицу мельчайшей частицей всего;

• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диа¬лектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

5. Элеаты  — представители элейской философской  школы, существовавшей в VI — V вв. до  н. э. в древнегреческом полисе  Элея на территории современной  Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

33

• были сторонниками монизма — выводили всю множествен¬ность явлений из единого первоначала;

• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты  — материалистическая философская  школа, фило¬софы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материа¬лом", "первокирпичиком" всего сущего  считали микроскопиче¬ские частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противопо¬ложность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

• атомы имеют различную величину (от мельчайших до круп¬ных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы сущест¬вуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают но¬вые живые организмы и предметы материального мира;

• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

Вопрос 14. Философия софистов и Сократа

1. Софисты  — философская школа в Древней  Греции, сущест¬вовавшая в V — первой  половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и дру¬гим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудре¬цы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых:

• старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гип¬пий, Продик, Антифонт, Критий;

• младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам,

но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

34

2. Для софистов  характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их не¬совершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив¬ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Свою правоту  представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уло¬вок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак¬лючение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:

"То, что  ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

значит, ты их имеешь".

Данный результат достигается не в результате парадоксаль¬ности, логической трудности софизма, а в результате некор¬ректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за пра¬вильную, отсюда результат.

4. Несмотря  на то что деятельность софистов  вызывала не¬одобрение как властей, так и представителей иных  философских школ, софисты внесли  большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследст¬вии именовались древнегреческими просветителями).

5. Видным  представителем старших софистов  являлся Протагор (V в. до н. э.). Свое  философское кредо Протагор выразил  в выска¬зывании: "Человек есть  мера всех вещей, существующих, что  они существуют, и несуществующих, что они не существуют".

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

• вне человеческого сознания ничего не существует;

35

• нет ничего раз и навсегда данного;

• что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в дейст¬вительности;

• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, зна¬чит, оно является вредным и плохим в действительности;

• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажет¬ся сладким, больному покажется горьким");

• окружающий мир относителен;

• объективное (истинное) познание недостижимо;

• существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается созда¬ние произведения "Двоякие речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания ("Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей"; "Смерть есть зло для уми¬рающих, но благо для могильщиков и гробовщиков") и учит мо¬лодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отноше¬ние Протагора к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию — и вопрос темен, и людская жизнь коротка". 6. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведе¬ний, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"