Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Содержание

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123

Вложенные файлы: 1 файл

философия конспект лекций якушев.doc

— 996.50 Кб (Скачать файл)

2, Древнейшими  национальными философскими учениями в Китае являлись:

• даосизм;

• конфуцианство;

• легизм.

Меньшее распространение получили:

• моизм;

• натурфилософия;

• номинализм.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возник¬ший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

16

• неодаосизм;

• неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась дос¬тижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

• христианской религии;

• марксизма;

• ведущих европейских философов;

• американской философии прагматизма.

3. Для китайского  видения мира и окружающей  действительно¬сти (что нашло отражение  в китайской философии) характерно:

• восприятие своей страны — Китая — как центра существую¬щего мира;

• понимание отдельных событий, истории в целом как цикли¬ческого процесса;

• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь пе¬ремен;

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе про¬тив природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); при¬оритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригаци¬онное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;

• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им¬ператора) высшей объединяющей силой государства, а госу-дарства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремле¬ние максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правиль¬ного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);

17

• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов

("шэнов").

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

1. Несмотря  на то что человек в Китае  отождествляется с при¬родой  и космосом и не выделяется  из общества, он занимает центральное  место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек являет¬ся сгустком трех видов космической энергии:

• цзин;

• ци;

• шэнь.

Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя"

живого организма.

Выделяются два вида данной психофизической энергии:

• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строи¬тельным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энер¬гии зарождения).

Энергия ци подразделяется на:

• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга¬низмы приобретают материальную форму;

• духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и

морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Боль¬ной, слабый, неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

18

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

• ян — мужская сексуальная энергия;

• инь — женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования живой и неживой природы, всей ок¬ружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борь¬ба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд осо¬бенностей. В отличие от западной философской традиции ки¬тайская философия:

• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущ¬ность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее гово¬рить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рожде¬ния, а с момента зачатия;

• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обла¬дающий некоторой телесностью — "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми — нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должно¬сти, наказан — в зависимости от поведения его потомков;

• выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и ос¬тальными живыми существами, не приветствует индивидуа¬лизм и противопоставление отдельной личности другим чле¬нам общества;

• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально про¬длить его продолжительность.

19

Главными условиями долголетия в Китае считаются:

• поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных пере¬живаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к ок¬ружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание об¬щения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;

• работа над своим телом и душой — "син чун" — окультурива¬ние себя;

• работа над судьбой, принесение пользы обществу — "мин чун";

• соблюдение общественных порядков;

• употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;

• проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.

2. Древнекитайская  культура дает философски-мифологическое  объяснение происхождения жизни  на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

• великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;

• зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу;

• выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

• образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);

• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Зем¬лей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;

• возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических перво¬предков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.

Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, ме¬талла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая — даосизма, конфуцианства, легизма.

20

Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая

1. Даосизм  — древнейшее философское учение  Китая, которое пытается объяснить  основы построения и существования  окру¬жающего мира и найти  путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно име¬нуемые "Даодэцзин".

2. Основными  понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:

• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко¬торой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

3. Философия  даосизма несет в себе ряд  основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве¬щами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует круго¬оборот материи в природе ("все происходит из земли и ухо¬дит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был во¬площен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");

• особа императора священна, только император имеет духов¬ный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — жи¬вотворящая сила и благодать; чем ближе человек к импера¬тору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном со¬блюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первонача¬лом, послушании императору и близости к нему;

21

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела¬ний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

1. Конфуцианство  — древнейшая философская школа, которая рас¬сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источ¬ником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми?

• Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ¬ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест¬ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Учение  Конфуция содержит ряд основополагающих  принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

• подчиняться императору;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

• быть человечным.

3. Большое  внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол¬жен быть начальник (руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели ("бадао");

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

• быть благородным;

• делать только добро государству и окружающим;

• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

22

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки¬тайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

4. Другим  важнейшим социальным учением  Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателя¬ми были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле¬гизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управ¬лять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким обра¬зом, легизм — философия сильной государственной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"