Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 16:12, шпаргалка

Краткое описание

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы.
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией.
5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.
6. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы.
7. Натурфилософские школы ранней греческой философии.
8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля.
9. Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики.

Вложенные файлы: 1 файл

АНЖЕЛИКА.docx

— 216.20 Кб (Скачать файл)

Предмет философии. В целом выделяют два подхода к определению предмета философии: онтологические, т.е. связанные с размышлением о мире в целом, и антропологические,  т.е. связанные с человеческим существованием. Современные белорусские философы определяют философию как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях» (Философия // Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с.)

Многообразие философских учений. Философия многолика, и трудно совместить разные ее образы и понимания. Это происходит из-за того, что объектом ее изучения является весь бесконечно сложный и постоянно меняющийся мир. Многообразие философских учений и направлений происходит от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности.

Самое известное деление философов — на материалистов и идеалистов. Материализм и идеализм различны своими объектами. Главным объектом материалистической философии является природа. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой духовной жизни. Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное.

Другое известное деление философов — на рационалистов и иррационалистов. Слово «рационализм» происходит от латинского «ratio» — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм рассматривается как противоположная концепция. Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты — на его ограниченности, на том, что разум не может быть верховным руководителем жизни.

В ходе исторического развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии. Первая возникла в Древней Греции и главным образом ориентировалась на изучение природы и самого познавательного процесса. Для нее характерны такие черты, как научная рациональность, критичность, динамизм, ориентация на новизну. Это повлияло на формирование ценностей всей западной культуры: утверждения достоинства и уважения к человеческой личности; установки на автономность личности, индивидуализма; распространение идеалов демократии, свободной,  граждански активной жизни людей.

Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, Китая. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Восточная философия акцентировала внимание на этических и духовных сторонах человеческого бытия. 

По мере изучения природы и усложнения общественного устройства развивалось и само философское мировоззрение. Можно выделить следующие исторические социокультурные  типы западноевропейской философии:

1) античный  космоцентризм (в центре внимания большинства философов была природа, и все объяснялось  через действие ее сил и стихий);

2) средневековый  теоцентризм  (в центре внимания –  бог и его отношение к людям, он открывает нам высшую истину и провидит историю);

3) антропоцентризм  эпохи Возрождения (главная тема  – сам человек);

4) наукоцентризм эпохи Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всем социокультурном поле его деятельности).

3. Основные разделы философии  и их проблематика.

Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества. Первый из них - философское учение о бытии - онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, понятие, учение), т.е. рассуждения обо всем существующем. Вот примерный перечень традиционных онтологическим проблем: наш мир  когда-то возник или был всегда; он погибнет или является вечным; есть ли в мире какие-то сверхъестественные сущности (Бог, бестелесный дух, Мировой Разум); существуют ли универсальные законы, упорядочивающие Вселенную, либо в ней господствуют хаос и случайность; что такое движение, пространство и время; как существует человеческое сознание – независимо от материальной оболочки (и тогда оно – бессмертная душа)  либо оно зависимо от тела и умирает вместе с ним.

Основной вопрос философии. В зависимости от того, как философы понимали соотношение сознания и окружающего нас материального мира, что принимали за исходное, определяющее, сложились два противоположных направления мысли – идеализм и материализм.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая: что первично - дух или материя? Материалисты  за основу берут материю, а сознание рассматривают как ее исторический продукт, как нечто вторичное. Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм. Идеалисты  первичным считают дух, сознание, которые породили из себя материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: 1) субъективный идеализм – его представители считают первичным сознание, которое конструирует для себя образ внешнего мира; 2) объективный идеализм - сторонники которого считают первичным мировой дух, существующий до материи и независимо от нее. Спор о первенстве материального либо духовного начал решался в философии по-разному  - в виде монизма, дуализма и плюрализма. Монизм – убежденность в наличии единственной субстанции (идеальной либо материальной первоосновы всех вещей и явлений). Дуализм предполагает двойственность основ мироздания, действие в нем двух равных и независимых начал, а плюрализм – их бесконечную множественность.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен и фактически является вечной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в философы Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, его свободного выбора, поиска смысла жизни и счастья.

Второй раздел философского знания – гносеология (теория познания). Она изучает соотношение чувственного и рационального, опытного и теоретического познания,  обсуждает феномен интуиции, обосновывает методологию научных исследований. Главной проблемой гносеологии является вечный вопрос: что есть истина? Иными словами, в какой степени мы можем быть уверены, что внутренние образы нашего сознания адекватно отражают действительность? Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос, они уверены в результатах познания и предлагают различные критерии проверки истинности знаний. . Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или частично. Это были представители агностицизма (от греч. а - нет, гносис - знание). Часть философов, признавая познаваемость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а данное направление - скептицизм.

Третий раздел – антропология (философское учение о человеке). Ее вопросы – как возникло человечество, есть ли в нас врожденная человеческая сущность (от Бога или природы) либо мы ее формируем, постепенно становясь человеческой личностью; в чем смысл труда, игры, любви, жизни и смерти; возможны ли свобода и бессмертие и др. Перечень проблем настолько велик и важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию (учение о  ценностях, смысле жизни).

Четвертый раздел – социальная философия и философия истории. В нем выстраивается образ человеческого общества как целостной системы, выявляются закономерности функционирования и развития общества, обсуждаются вопросы логики исторического процесса, возможности прогресса и его критериев, проблемы и перспективы современной цивилизации.

Пятый раздел – история философии. Именно с него обычно начинают изучение философии, так как развитие философских идей предстает школой мысли, учит ставить и решать проблемы, приобщает к сложному языку философских терминов.

Подведем итог: в чем заключается специфика философских проблем? Это поисковые задачи, поставленные о бесконечно сложном и непрерывно развивающемся объекте (Вселенной, человеке, обществе). Проблемы философии носят предельно широкий характер и являются вечными (ответы на них в каждую последующую эпоху переосмысливаются, при этом углубляется понимание невозможности окончательного ответа). Слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» показывают, что чем глубже и шире мы познаем мир и себя самих, тем больше встает еще непознанного. Но главное – философствуя, человечество становится  мудрее.

4. Философия в системе  культуры. Социальные функции философии.

Соотношение философии с наукой, религией и искусством. В философии в отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики и других, нет общепризнанных истин. Философии свойственен плюрализм (множественность) представлений, дух свободного поиска истины. Специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде. Оно во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «вечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

        Так же, как  искусство и религия, философия  пытается разбудить человека, ибо  большинство людей, погруженные  в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании  иного мира, другой, истинной жизни, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного унылого существования. Цель философии - помочь людям постичь истинный мир. Так же, как и религия, и искусство, философия считает своим главным делом спасение человека. Философия - это учение о спасении, о том, как жить, чтобы оставаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями, перед лицом неизбежности смерти. В отличие от искусства философия обращается прежде всего не к чувствам, а к разуму; а в отличие от религии она считает, что другая, истинная, бодрствующая жизнь возможна здесь и сейчас, в этом мире. Это не потусторонний идеал, возможный только после божественного преображения мира. В отличие от религии в философии отсутствуют догматы. Она не призывает к безоговорочной вере в те или иные принципы - философия пытается обосновать их рациональными аргументами. Как и искусство, философия использует символы, метафоры, образы, но главным ее инструментом является язык теоретических понятий и категорий.  Итак, от других областей человеческой культуры философию отличает не столько предмет изучения, сколько способ рассмотрения того или иного вопроса.

Функции философии.  Методологическая функция. Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки: обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей и взаимосвязей. Велика роль философии как средства разработки новых методов познания и преобразования действительности. Гносеологическая функция. Философия разрабатывает теорию познания, раскрывает закономерности возникновения, функционирования и развития познавательной деятельности человека, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных. Она берет на себя роль первопроходца в познании: обдумывает проблемы, к которым наука вообще либо пока не может подступиться из-за отсутствия методов исследования и алгоритмов решений. Культурологическая функция. Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Критическая функция. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критического отбора (селекции), накопления опыта миропонимания и его передачи последующим периодам истории. Прогностическая функция. Философия обладает возможностями формирования новых обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. Тем самым людям предлагается - как бы на выбор - целый спектр возможных мироориентаций, образов жизни, нравственных позиций.

Интегративная функция. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Мировоззренческая функция. Исследуя мир в целом и положение человека в нём, философия выполняет мировоззренческую функцию: видеть и развивать в человеке человеческое.

  Итак, мы  видим, что философия вырастает  из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. С точки зрения обыденного сознания она «бесполезна», потому что не учит никакому практическому ремеслу. Зато она учит мыслить глубоко, системно, нравственно (соединяя знание с совестью). «Есть много наук, более полезных, чем философия, - говорил Аристотель, - но нет более прекрасной, чем она». Прекрасной - потому что философия - это мир свободы, истины и добра.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"