Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Жизнь каждого человека связана с соблюдением норм и правил поведения, они из них носят рекомендательный характер, вторые нормы и правила обязательны, они предписаны в уставах, кодексах, законах. Но за этой повседневностью есть более глубокие пласты реальности – это искусство, религия, наука, философия.
Философия описывает связи человека на основе понятия мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

RAMKA_1.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

 

 

№23 Марксистская философия.

Разработка  идей марксизма связана с именами  выдающихся немецких  философов и экономистов К.Маркса и Ф.Энгельса. Идеи марксизма сыграли огромную роль в развитии человечества ХХ века, что особенно негативно  сказалась на судьбах народов социалистических государств, попытавшихся реализовать на практике социально-политические идеи марксизма. Это является основной причиной неоднозначного отношения к марксизму среди философов и в целом широких народных масс.

Основы марксизма  – гегелевская диалектика (переосмысленая) и материалистические взгляды.

Центральной темой  марксизма становится социальная философия, основанная на материалистическом понимании истории (исторический материализм). По мнению К.Маркса «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание». Таким образом, идеи в жизни общества хотя и имеют значение, но вторичны по отношению к материальным условиям жизни, т.е. «люди, творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих».

Общество развивается  по определенным закономерностям (прежде всего экономическим). Способ производства материальных благ определяет в итоге уровень развития общества. В каждый исторический период общество выступает как та или иная общественно-экономическая формация – конкретное общество, в котором определенному уровню развития производства соответствуют характерные для него политические, нравственные, бытовые и др. отношения людей. В соответствии с этим вся история в марксизме – закономерный естественноисторический процесс последовательной смены одних общественно-исторических формаций другими на основе изменения способов производства.

 

Марксистская  философия применяет законы и  принципы диалектики на материалистической основе. Исходя из того, что развитие универсально, а источником развития являются противоречия, внутренне присущие развивающимся объектам, марксистская философия формулирует основные принципы диалектики: 1) принцип развития; 2) принцип материального единства мира; 3) принцип всеобщей связи и взаимозависимости; 4) принцип единства исторического и логического; 5) принцип восхождения от абстрактного к конкретному; 6) принцип всесторонности и объективности исследования. В марксистской философии применяются основные законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания), а также разрабатываются диалектические категории.

 

 

 

 

 

№24 Позитивистская философия: а) классический позитивизм; б) эмпириокритицизм; в) неопозитивизм. Анализ науки в  позитивизме.

 

Позитивизм  — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод.

В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Позитивизм пережил три основные этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией, претендовавшей на роль "науки наук". Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм, махизм (Э. Мах, Р. Авенариус). При сохранении основной позитивистской линии махизм сосредоточил свое внимание на проблемах, от которых предлагал отказаться Конт: природа познания, соотношение субъекта и объекта, природа "элементов мира", взаимоотношение физического и психического и др. Эти проблемы были остро поставлены самим развитием науки.В 20-е гг. XX в. заявляет о себе неопозитивизм— третья историческая форма позитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Г. Райхенбах и др.). Первый и основной вариант неопозитивизма — логический позитивизм  (логический эмпиризм). Его основания сводились к следующему: положения "метафизики" (традиционной философии) есть псевдопроблемы, они лишены научного смысла. Философия вообще не имеет своего предмета. Научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики. Законы и правила логики и математики носят конвенциальный характер, представляя собою результат условного соглашения ученых.

 

 

 

№25 Особенности и основные направления развития современной  философии.

1 период  12 век (К. Смолятич  К. Туровский): Это богословско-философский период в отечественной мысли. Его проблематика вытекает из вопросов, занимающих каждого средневекового мыслителя: Что такое мир и человек в нем как творенье Бога? Откуда в мире зло и как его преодолеть? Какое значение при этом имеет вера и человеческий разум? Взгляды первых отечественных мыслителей можно охарактеризовать как христианский антропоцентризм, поскольку главным объектом их размышлений был человек как венец Божьего созидания. 2 период Возрождение 14-15 века (Ф. Скорина ,С. Будный,В.Тяпинский,А. Волан,Л. Сапега): Критика религии, проблема человека и его прав на достойную жизнь, патриотизма, войны и мира, общего и индивидуального блага, общественного согласия как условия процветания человека и общества, а также рассмотрение права как особого надклассового института, важнейшего регулятора общественных отношений в государстве

3 период 17-18 века (М. Смотрицкий,С. Полоцкий,К. Лыщинский,К. Нарбут): Отстаивается право народа на веру предков, на развитие родного языка и культуры.  Страстные выступления за воссоединение белорусского, украинского и русского народов. В XVII – первой половине XVIII века в связи с установившимся в обществе господством иезуитской идеологии начинает культивироваться схоластика. Примерно с середины XVIII века имеет место преодоление теологического рационализма схоластики сначала в рамках эклектической философии, а затем в философии Просвещения. Высказываются идеи, касающиеся природы человека, его извечных прав, стремления к счастью. Человек становится мерой всех вещей. Одной из основных черт философии этого периода было отрицание провиденциализма в развитии общества и человека.

4 период 19-нач. 20 века (И. Хрептович,И.Стройновский,М. Коялович): В философии отразились особенности национально-освободительного движения в Беларуси, процесс формирования белорусской нации, национального самосознания и национальной идеи. Возрастает интерес к истории Западной Руси, ее культуре и языку. Результат оказался неожиданным: ряд исследователей постепенно приходят к выводу, что Западная Русь (Беларусь) - это не Польша и не Россия, она имеет свою особую историю, культуру, язык. Идея преобразования общества и человека на основе разума и образования.

5 период  с 1917г. (В. Самойла,Я. Окунь ,И. Абдиралович): Как ответная реакция на утвердившую свои позиции революционную марксистскую идеологию развивается религиозная философия. Она дает философское обоснование пути обновления общества - пути, основанному на христианской этике. С одной стороны, неприятие большевистской идеологии и практики, но с другой стороны, осознание еще большей опасности для Беларуси, заключающейся в  полонизации ее Западной части, вера в историческое будущее Беларуси. Утверждение марксистской идеологии.

 

№26 Феноменология (Э. Гуссерль) и экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.)

 

Родоначальником феноменологии является Гуссерль. Феноменология  – наука об учениях (учение о явлении). Ее сущность: в основу ф-ии положено исследование сознания. Для того чтобы  правильно понять сущность сознания необходимо очистить его от эмпирических наслоений (сделать сознание чистым).

Чистое сознание – интенционально, т.е. направлено на что-то. Задача – описывать смысловые  структуры сознания.

Феноменология явилась одним из найденных предпосылок  экзистенциализма.

Экзистенциалисты  у Гусслера заимствуют идею интенциональности  сознания. Они утверждали, что человеческое существование состоит из 4 основных пластов.

 

                   Экзистенциальный (никогда не может быть объектом исследования)


                  Духовный (менталитет человека, приоретитеты)


                  Социальный (личность)


                     Природный пласт  (тело человека)

 

                    4 пласт основывается на страхе, заботе, тревоге.

 

  

№27 Философские  идеи психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э.Фромм)

Зигмунд Фрейд, психоаналитик, исследовал глубинные  основы человеческого бытия. Разделил психику на три уровня: «Оно»- совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных  переживаний; «Я» - сознание субъекта; «Сверх-Я» - моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления. «Я» постоянно балансирует между «Оно» и «Сверх-Я». С одной стороны на него давят комплексы и инстинкты (самые значительные – половой и инстинкт агрессии), а с другой  - правила поведения и моральная цензура.

По Фрейду, человек в свое жизни руководствуется  двумя принципами – удовольствия и реальности. В рамках первого  принципа бессознательные влечения направлены на получения максимального удовольствия. Второй принцип корректирует свои влечения в соответствии с требованием окружения.

Так же Фрейд  значительное внимание уделял сновидениям  человека, пологая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее адекватно.

 

Значительно дальше Фрейда продвинулся его ученик Карл Густав Юнг.

Юнг Карл Густав. Особенностью всего творчества Юнга является его глубокий, всю жизнь продолжающийся интерес к оккультным наукам, стремление связать психологию и алхимию, теоретически истолковать те загадочные мистические явления, Юнг выступил против фрейдовского натурализма, сведения сложнейших явлений культуры и сознания к физиологическим влечениям. Тем более не устраивал его пан-сексуализм. Юнг считает, что существует множество человеческих проявлений, которые невозможно вывести из либидо. Фромм представляет свою классификацию потребностей, подчеркивая их гуманистический характер: первая — потребность в общении и межиндивидуальных связях; вторая — в творчестве; третья — в прочности и безопасности бытия; четвертая — поиск идентичности, формирование идеалов и образцов для подражания; пятая — стремление к познанию и освоению мира. Подлинной ценностью человека Фромм считал способность к любви. Любовь, в его понимании, является высшим критерием бытия. виды любви:1.материнская2.к родителям3.братская4.эротическая5.к Богу 6.отцовская.

 

 

 

№28 Герменевтика, структурализм  и постструктурализм. Философия  на рубеже веков. Постмодернизм.

Под герменевтикой (от бога Гермеса – разъяснение  смертным воли богов) в Средние века понимали толкование библии. В Новое время – это искусство толкования текстов.

Новое понимание  дает Гадамер в книге «Истина  и метод». Гдадамер утверждает, что  для познания необходимо предварительное  понимание. Он ввел понятие « герменевтического круга».

1 Целое можно  понять исходя из частей, но  части имеют смысл только в  связи с целым.

2 Пониманию  предшествуют объяснения, но объяснение  не может быть без понимания.

3 В науке  теория формир-ся на основе  изучения факторов, но факторы  подбираются в соотв с некот теорией.

 

Структуралисты  утверждают, что наука о природе  и наука, об обществе подчинены общим  формально-логическим законам и  природа и общество развиваются  по одним и тем же законам. Поэтому  на основе формализации можно создать  любую структуру и исследовать тот или иной феномен.

В отличие  от структуралистов постструктуралисты пытаются исследовать то, что лежит  за структурой.

 

Постмодернизм укореняется в западноевропейских странах в 80-е годы.

Его суть: постмодернисты не выделяют четко субъекты и объекты познания.

Утверждается, что в мире нет ничего нового. Четко не выделяется причинно-следственные отношения.

Главная задача постмодернизма – освобождение человека от диктата разума, традиций и культуры. Одна из самых интересных проблем в постмодернизме – это «бунт против языка». Любой язык предлагает собственную классификацию объектов и обусловливает наше восприятие мира. Для спасения от диктатуры языка необходимо ввести «языковую анархию» - использовать разнообразные языки Постмодернистская философия выразила общую культурную ситуацию конца ХХ века: плюрализм всех форм экономической, социальной, политической и духовной жизни, а также специфические черты современной массовой культуры. Наиболее интересны в этом плане сочинения постмодернистов, посвященные анализу культуры массового общества (Ж. Бодрийяр и др.). Общее состояние культуры оценивается как состояние «после оргии», когда исчерпаны все возможности развития, всё сказано и пережито.

 

 

 

№29Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси

1 период  12 век (К. Смолятич  К. Туровский): Это богословско-философский период в отечественной мысли. Его проблематика вытекает из вопросов, занимающих каждого средневекового мыслителя: Что такое мир и человек в нем как творенье Бога? Откуда в мире зло и как его преодолеть? Какое значение при этом имеет вера и человеческий разум? Взгляды первых отечественных мыслителей можно охарактеризовать как христианский антропоцентризм, поскольку главным объектом их размышлений был человек как венец Божьего созидания

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"