Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения…………………………………….……………………………………………………4
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы...........................................5
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.............................................................................................................................................6
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией........................................................................................................9

Вложенные файлы: 1 файл

филосфия ответы.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

3) философская мысль  была ориентирована на внутреннее совершенствование личности и поэтому была тесно связана с этико-нравственными учениями.

 

6.Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы.

Начало китайской философии  относят к VII-VI вв. до н.э., когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции. Наиболее влиятельные философские школы Древнего Китая — даосизм и конфуцианство.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты, совместно именуемые «Даодэцзин».

Основными понятиями  даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения:

• путь, по которому в  своем развитии должны идти человек  и природа, универсальный мировой  закон, обеспечивающий существование  мира;

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несет  в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны  с другими вещами и явлениями;

• пара категорий «инь-ян» обозначает противоположные, взаимодействующие и попеременно доминирующие силы, это крайности, которые дополняют друг друга;

• материя, из которой  состоит мир, едина; существует кругооборот  материи в природе, и после  смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом»  иных форм жизни или явлений природы;

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать;

• познать «Дао» и  получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, послушании императору и близости к нему.

Из учения о бытии  вытекал этический идеал даосов, ярко выраженный в содержании принципа «у-вэй» — принципа «недеяния», позволяющего событиям развиваться своей чередой, призывающего к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности. Следование этому принципу, по мнению даосов, позволяет человеку органично включиться в естественный ритм жизни Космоса — дао. Попытки изменить естественный ход событий принесут лишь вред.

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э.. , главным источником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»). Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять  людьми?

• Как вести себя в  обществе?

Представители данной философской  школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного  управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

В Древнем Китае существовали также школы моизма и легизма. Моизм был основан мудрецом Мо-цзы, который проповедовал всеобщую любовь, счастье и милосердие к низшим сословиям. Легисты считали, что природа человека безнравственна, значит эффективно управлять государством можно только тогда, когда власти руководствуются строгими законами.

Особенности философской мысли Древнего Китая:

1) философия носит  прикладной, практический характер, мудрость – это  средство решения повседневных задач;

2) мыслителей мало  волновали проблемы мироустройства  или логики, естествознание не оказывало влияние на философию;

3) философская мысль  была ориентирована на совершенствование  межличностных отношений и поэтому  подчинялась политической практике.

 

7.Натурфилософские школы ранней греческой философии.

Античная философия  возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII—VI вв. до н. э. В отличие от традиционалистской философии Древнего Востока, в Древней Греции философия отделилась от мифологии. Она опиралась на научно-критическое мышление, подвергало сомнению архаическое мировосприятие и утверждала, что истину несет не обыденное мнение, а рационально обоснованное знание. Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.

В развитии античной философии  можно выделить четыре основных этапа:

1. досократовский (VII – VI вв. до н. э.);

2. классический (V – IV вв. до н. э );

3. эллинистический (III – II вв. до н. э );

4. римский (I в. до н э. – V в.н. э.).

На первом этапе в философии преобладал интерес к разработке натурфилософских космологических моделей (объясняющих  устройство природы), к проблеме единства и множественности мира, поиску единой основы мироздания. Эту проблематику греческая философия унаследовала от мифологии. Однако уже не воля и страсти богов движут миром, а всеобщий закон, причина гармонии космоса находится в нем самом.

Первую школу в греческой  философии основал Фалес. Она  называлась милетской (по городу Милет, где жили ее представители). Задумываясь об устройстве мироздания, первые философы  утверждали следующее: нас окружает множество вещей, их многообразие бесконечно, но мы называем все это миром или Вселенной. Значит, тем самым, предполагается единство всего существующего, наличие основы, из которой проистекают все  мировые различия. «Ищи во всем одно» - из этого лозунга милетцев выросло впоследствии понятие научной закономерности и представление об упорядоченности мироздания. Милетские философы пытались найти основной принцип мира и назвали его архэ (первоначало).

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика. Они рассматривают Космос как непрерывно меняющееся целое, как арену постоянной борьбы противоположных сил (стихий). Одним из выдающихся мыслителей древности был Гераклит. Одной из центральных идей Гераклита была идея всеобщей изменчивости и движения. Он обращался к образу реки, в которую не войдешь дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая. Источником вечного движения является борьба противоположностей. Если бы противоположностей не было, то ничего не менялось бы, поскольку вещам не на что было бы меняться. Однако противоположности не только борются между собой, но и еще образуют единство: о холоде мы знаем только потому, что сравниваем его с теплом, а  мокрое может стать сухим. Учение о всеобщей связи и развитии вещей и явлений называют диалектикой. Гераклит стал первым мыслителем, подчеркнувшим изменчивость, текучесть бытия и открывшим объективную (т.е. разворачивающуюся вне сознания) диалектику вещей и явлений. Однако мышление натурфилософов не было свободно от сравнений и метафор, в нем мысль иллюстрировалась примерами, а не доказывалась логически.

Освобождение от метафоричности предполагало переход от чувственных  образов к понятийному мышлению. Важнейшим этапом такого перехода стало учение школы элеатов – Ксенофана, Парменида, Зенона. В VI—V вв. до н. э. Парменидом была заложена новая стратегия философствования, предполагающая исследование скрытой от человека сущности вещей средствами мышления. В дальнейшем эта традиция получила название метафизика. Метафизика стала рассматриваться как метод мышления и познания, противоположный диалектике. Он основывается на познании явлений, взятых как таковые, то есть вырванных из процесса развития, не связанных с другими объектами. На самом деле оба метода используются человеком в познавательной деятельности. Одним из результатов деятельности школы элеатов было открытие доказательства от противного как метода обнаружения истины. При этом сталкивались противоположные понятия, мысль развивалась через противоречия, и в итоге, как отмечают современные исследователи, элеаты показали субъективную (внутреннюю) диалектику понятий. Соединить диалектические идеи греков в целостное учение об универсальных диалектических принципах и законах природы, общества и сознания смогла только философия XIX в.

 

8.Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские  учения Платона и Аристотеля

В середине V в. до н. э. в развитии древнегреческой философии совершается поворот к логико-гносеологической, нравственно-этической и социально-политической тематике; центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Наиболее уважаемым из философов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Основной метод, выработанный Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником  этического рационализма, согласно которому:

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок  совершается от незнания.

Поэтому философия становится средством формирования добродетели.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что  он:

• способствовал распространению  знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном  образовании;

• ввел диалогический  метод нахождения истины — путем  ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».

Платон (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.) был самым известным учеником Сократа. Историческое значение философии Платона в том, что:

• впервые философом  оставлено целое собрание фундаментальных  произведений;

• положено начало идеализму  как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» —  противоположность материалистической «линии Демокрита»);

• впервые глубоко  исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

• были заложены основы понятийного мышления, произведена  попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);

• была создана философская  школа (Академия), просуществовавшая  более 900 лет, где выросли многие видные последователи Платона.

Последним великим философом  Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был  Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) - ученик Платона, отошедший от многих фундаментальных положений платонизма и создавший собственную философскую школу Ликей. Творчество Аристотеля поражает своей энциклопедической разносторонностью. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства; был создателем логики и психологии.  Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии.

Историческое значение философии Аристотеля в том, что  он:

• внес существенные коррективы в ряд положений философии  Платона, критикуя учение о «чистых  идеях»;

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и  человека;

• выделил 10 философских категорий;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов  государства и дал понятие  идеального типа - политии;

• внес существенный вклад  в развитие логики (дал понятие  дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов  — вывода из двух и более посылок заключения).

Творчество Платона   и Аристотеля послужило основой для развития философской, эстетической, этической и социально-политической мысли стран Запада, формирования европейской науки и культуры в целом. Таким образом, в рамках античной философии сложились важнейшие проблемные поля философии как таковой и обозначились стратегии их дальнейшей динамики, были заложены основы онтологии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психологии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии. Развитие античной философии положило начало формированию категориального аппарата философии, определило жанры философствования и варианты функционирования философии в культуре. Философия Древней Греции не только задала основные стратегии мирообъяснения, но и сформировала духовные ценности западной культуры в целом. Эти ценности в эпоху Нового времени легли в мировоззренческий фундамент техногенной цивилизации, активно-преобразующее отношение к социально-природному миру.

 

9.Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики.

Средневековье — период европейской истории, занимающий отрезок  времени с V по XV в. Основаниями средневековой философии были принципы теоцентризма, креационизма, откровения, провиденциализма, традиционализма.

Теоцентризм  ставит в центр философствования Бога. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен,  самотождественен (всегда равен самому себе), ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а Богу-творцу; отсюда происходят непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"