Шпараглка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 06:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 29 ответов на вопросы по дисциплине "Философия"

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение философии.doc.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)
  1. Онтология. Философская категория бытия

Онтология - философское  учение о бытии вообще, бытии как  таковом. Теория, лишенная всякой связи  с частными науками, построенная  чисто умозрительным путем, не обращаясь  к опытам (Вольф 17 век). Проблема бытия - одна из самых главных проблем  философии. Термин "быть" в философии  становится категорией онтологии, где  речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философск. категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие - это реально существующая, объективная самостоятельная, вечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для отражения общих противоречивых сторон и свойств, качеств бытия в философии разработан понятийный аппарат, состоящий из: 1) принципов диалектики (выражают общие подходы к миру и отражают общие закономерности бытия. Это принцип развития бытия - все идет от простого к сложному. Принцип взаимосвязи отражает всемирную связь явлений. Принцип системности - отражение внутренней организованности и структурности предметов, что позволяет классифицировать многие явления. Принцип детерминизма - выражает закономерные причинно-следственные связи существования и развития объектов, 2) законов диалектики ( отношения явлений, например закон единства и борьбы противоположностей - все сущее состоит их противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречии, закон перехода количественных изменений в качественные , закон отрицания отрицания - новое всегда отрицает старое, занимая его место. 3) полярных категорий диалектики (наиболее общие понятия). Категории "сущность и явление" отражают глубинные и поверхностные стороны предметов. Категории "часть и целое" - фиксируется прерывность и непрерывность бытия и каждого его объекта. Понятие "элемент и структура" отражают системное бытие каждого объекта. Система- это единство состава. Структура - совокупность связей между элементами. Категории "необходимость и случайность - необходимость случайна, а случайность необходима. Категории "содержание и форма" фиксируют двухуровневое бытие явлений. Содержание - внутренняя сторона, совокупность элементов, опред. бытие предмета, форма - способ существования содержания. Категории "порядок и хаос" - все предметы существуют не изолированно друг от друга, поэтому не могут быть упорядоченными.

 

Структура бытия:

Материальное  бытие - существование материальных тел, явлений природы, вещей созданных  трудом человека; идеальное бытие - бытие человека как природного и  социального существа; человеческое бытие - существование человека как  единства материального и духовного; социальное бытие - бытие отдельного человека и бытие общества.

  1. Современные представления о структуре и уровнях организации материи

В современной  науке в основе представлений  о строении материального мира лежит  системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета и т.д. может  быть рассмотрен как система –  сложное образование включающее составные части, элементы и связи между ними. Элемент в данном случае означает минимальную, далее неделимую часть данной системы.

 

Совокупность  связей между элементами образует структуру  системы, устойчивые связи определяют упорядоченность системы. Связи  по горизонтали – координирующие, обеспечивают корреляцию системы, ни одна часть системы не может измениться без изменения других. Связи по вертикали – связи субординации, одни элементы системы являются более  значимыми чем другие, и подчиняются  им. Система обладает признаком целостности  – это означает что все ее составные  части, соединяясь в целое образуют нечто обладающее качествами не сводимыми к качествам отдельных элементов. Согласно современным научным взглядам все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы. В естественных системах выделяют два больших класса систем: системы неживой и живой природы. Принято так же выделять три уровни строения материи.

 

 Макромир  – мир макрообъектов, размерность  которых соотносима с масштабами  человеческого опыта: пространственные  величины от долей миллиметра  до километров и временные  измерения от долей секунды  до лет. 

 

 Микромир  – мир предельно малых непосредственно  ненаблюдаемых объектов, пространственная  размерность от 10-8 см. до 10-16 см, а  время жизни – от бесконечности  до 10-24 с.

 

 Мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние измеряется световыми годами, а время миллионами и миллиардами лет.

  1. Атрибуты материи: движение, пространство, время

Материя, как  объективная реальность характеризуется  бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны  и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

Движение —  способ существования мира. Быть, бытийствовать, существовать — значит пребывать в движении. Оно внутренне присуще миру, универсально, его сущность состоит в зависимости от материальной основы, т.е. движение неразрывно с материей. Движение противоречиво (прерывно и непрерывно), многообразно: имеет формы (по степени возрастания сложности) — механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Формы движения — это группы изменений, объединенных общностью своего подчинения. Так, механическая — пространственные передвижения, физическая — тепловые процессы, радиоволны, ток и т.д.; химическая — изменение молекулярного состава, превращение одних атомов в другие; биологическая — процессы в биосфере; социальная — самая сложная из всех форм, обозначает общественные трансформации, взаимодействие общественных систем.

Время — форма  бытия мира, обозначающая последовательность его состояний. Проявляется через  ритмичность, длительность, необратимость: от прошлого через настоящее к  будущему.

  Если время характеризует  изменчивость связей, то пространство  — их устойчивость.

Пространство  — координация расположения предметов, их всеобщая форма существования. Оно  трехмерно (высота, длина, ширина).

  1. Гносеология. Сущность и формы познания

философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, —  теория познания как таковая. В отличие  от эпистемологии, Г. рассматривает  процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции  ‘субъект — объект’. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием  и волей, и противостоящий ему  объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с  ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики, как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции ‘сенсуализм — рационализм’, а, затем, и ‘эмпиризм — рационализм’ (17—18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с ‘изолированным субъектом’. Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены либо принимать формально-онтологические допущения и принципы (‘врожденные идеи’ Декарта, ‘априорные формы’ Канта), либо генерализовать категорию ‘самосознание’, придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций ‘самосознающего’ и ‘изолированного’ субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность (‘практика’), культурная норма (‘парадигма’), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология (см. также Наука).

  1. Формы знания и познавательной деятельности

Познание не ограничено сферой науки, знание в той  или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление  научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы  знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом. Весьма убедительно звучат слова Л.Шестова о том, что, «по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно».

 

Каждой форме  общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы  знания. Различают также формы  знания, имеющие понятийную, символическую  или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное  познание - это процесс получения  объективного, истинного знания - profreglament.ru. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.

 

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм.


Информация о работе Шпараглка по "Философии"