Шпараглка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 06:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 29 ответов на вопросы по дисциплине "Философия"

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение философии.doc.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)
  1. Возникновение философии, её предмет и структура

Философия - это  наука о природе, обществе и человеческом мышлении; сжатое изложение науки  своего времени; эпоха, схваченная в  мысли; главный вопрос в ф состоит в том, сто-ит ли жизнь быть прожитой; нет науки более бесполезной, чем ф, нет науки прекраснее ее.

 Круг основных  проблем философии:

 А) онтология  - учение о мире или бытии.

 Б) гносеология  - теория познания.

 В) методология

 диалектика 

 метафизика

 Г) антропологияД) аксиология - учение о ценностях.

 Е) социальная  философия - учение об обществе.

 Функции:

 мировоззренческая  – система взглядов на мир  в целом (философы: идеалисты,  материали-сты).

 гносеологическая - определение направления дальнейшего познания мира.

 практическая  – опора на опыт.

 аксиологическая - духовные ценности

 культурологическая – знание основ ф, умение мыслить, применение культуры, кругозор)

Предмет философии: объективная и субъективная реальность. С развитием общества, нау-ки меняется и предмет ф: в др. Греции предметом познания были явления природы, по-пытка открыть единый источник многообразных природных явлений (Космоцентризм); Бог в центре (Теоцентризм), человек в центре (Антропоцентризм).

 Структура  философского знания:

 Онтология  – учение о бытии; Гносеология  – теория познания; Аксиология  – социальная сфера; Этика  – мораль, нравственность; Эстетика  – о прекрасном; Фил.антропология – о человеке; Логика; История философии.

  1. Философия Э.Канта

Первой философской работой  Канта была его гибилитационная диссертация "Новое освещение первыхё принципов метафизического познания". Кант исследует в ней установленный Лейбницем принцип достаточного обоснования. Он приводит различие между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и логическим обоснованием.

Принцип достаточного основания  Кант соотносит с поведением человека. Так возникает перед ним другая проблема, которая будет его волновать  на протяжении всей его дальнейшей жизни, - проблема свободы. Здесь она  также не может оставить автора равнодушным, и это сказывается на манере изложения: в латинскую диссертацию, по строгим  канонам - определения, обоснование, интерпретация, -вдруг вклинивается свободно написанный диалог.

Кант говорил, что суждения возможны благодаря способности  превращать чувственные представления в предмет мысли. Ответ его знаменателен: он свидетельствует о первом, пока еще очень смутном стремлении Канта создать теорию познания. До этого он преклонялся перед дедукцией, был убежден, что возможности выведения одних понятий из других безграничны, теперь он задумывается над тем, как в философию ввести опытные знания.

Человека можно либо дрессировать, либо просвещать.Главная цель воспитания - научить думать. Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания - обрести дисциплину, получить навыки труда, научиться вести себя и быть моральным. Прежде и превыше всего - дисциплина, ее отсутствие превращает человека в дикаря; взрослого всегда можно обучить любым навыкам, но возместить отсутствие дисциплины - невозможно. Самая трудная ступень - последняя. Мы живем в эпоху дисциплины, культуры и цивилизации, но до моральности нам далеко.

Одна из наиболее сложных  задач воспитания состоит в том,чтобы соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой.

  1. Философия Гегеля

Георг Фридрих Гегель (1770-1831 гг. )

 

Один из самых  известных философов мировой  философии, с его именем связан наивысший  пик рационализма. Гегель был домашним учителем, закончил университет, был женат, умер во время эпидемии холеры. Многое взял у предшественников, но все переработал.

Гегель в  философии истории осмыслил развитие человека через ступени развития мирового разума. В философии духа Гегель осмыслил проблемы права, нравственности, государства. Красной нитью через  философию истории проходит идея свободы, поэтическое рассматривается  как царство реализованной свободы. Легальность и моральность соединяются  в образ нравственности, формы  ее появления: семья, гражданское общество и государство.

Логика Гегеля - это одновременно его диалектическое учение.

 Диалектика  Гегеля - это учение о всеобщей  связи и развитии, это философия  мироздания, взгляд на мир в  целом. 

 

2 Принципа:

 

1) Принцип  взаимосвязи (мир един в своей  основе)

2) Принцип  всеобщего движения, сказанный еще  Гераклитом и эти противоположные  переходы друг в друга, в  мире все непрерывно развивается.

19. Философия  марксизма

Исходный пункт  эволюции мировоззрения Маркса –  гегелевская философия. М. наиболее последовательно отстаивал и  в теории и на практике революционно-демократическую  позицию. В 1841 г. оставаясь еще идеалистом делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят его к столкновению с гег. фил, из-за примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теор. положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Это вылилось в переход на материалистические позиции. На что существенно повлияло знакомство с реальными экономическими отношениями и фил. Фейербаха. В 1844 г происходит окончательный переворот в мировоззрении М. Он меняет классовую позицию и переходит от революционного демократизма к научному коммунизму. Это обусловлено нарастанием классовой борьбы в Европе. Раскрывает историческую роль пролетариата. Приходит к выводу о неизбежности социальной революции. Сближается с Энгельсом.

 

 Марксизм  формировался как цельное учение  в органическом единстве всех  его составных частей. Философия  марксизма выступает как научный  метод познания и преобразования  мира. Сердцевину, суть философии  М. образуют исследования классических  философских вопросов, концентрирующихся  вокруг отношений человека к  миру, отношений людей между собой  и природы (сущности) человека. Выделяют  два этапа развития марксизма  – "ранний" и "поздний". Для "ранего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.

 

 Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

 

Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.

  1. Философия жизни

Философия жизни  — философское течение конца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло  в качестве исходного понятия  «жизнь» как интуитивно постигаемую  целостную реальность, не тождественную  ни духу, ни материи. Одной из предпосылок  к её возникновению был отказ  некоторых философов от гегельянства и даже, как следствие, возврат  к философии Канта.

  1. Экзистенциализм: философия и искусство

одно из влиятельных  направлений западной философии XX в., для которого характерна антропологическая ориентация; в центре его внимания - проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы, ответственности. Наиболее известные представители Э.: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Бубер и др. Начало формирования - 20 - 30-е гг.; во время и после второй мировой войны Э. оказал значительное воздействие на умонастроение западной интеллигенции, в особенности гуманитарной; его идеи проникли в литературу и искусство. Духовные истоки Э. - в "философии жизни" и феноменологии Э. Гуссерля. Однако здесь следует учитывать и более широкий контекст западной и русской культуры: не случайно некоторые экзистенциалисты (среди них Ж.-П. Сартр и А. Камю) называли своими предшественниками Г. Мелвилла, М. Пруста, А. Жида, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, Н. Бердяева, Л. Шестова. Существование, или "экзистенция", - ключевое понятие Э. Экзистенциалисты различают "бытие" и "существование": "бытие" относится к окружающему человека природному и социальному миру, а "существование" - к внутренней жизни человека, к его индивидуальному "я". Человек как отдельно взятый индивид - это мыслящее, страдающее существо, "заброшенное" в мир вещей и других людей, в мир равнодушный и даже враждебный, непостижимый в своей "сокрытости" (М. Хайдеггер). Мир стремится подавить индивидуальность, сделать ее частью общего безличного бытия. Это порождает в человеке чувства одиночества, тревоги, страха, тоски. "Существование" - это индивидуальная жизнь, наполненная переживанием отношений человека с миром. С другой стороны, "существование" понимается экзистенциалистами как постоянное "экзистирование" (М. Хайдеггер), выход "за пределы". У Хайдеггера это состояние характеризуется как "забота", т. е. "забегание вперед", у Сартра - как осуществление личностью своего "проекта". (Именно в этом смысле следует понимать важнейший тезис Э.: существование предшествует сущности.) Вот почему свобода рассматривается экзистенциалистами как фундаментальная характеристика человеческого существования. Но "существование" может быть "подлинным" и "неподлинным". Обычно человек живет привычной, "неподлинной" жизнью, он втянут в безличное бытие (которое М. Хайдеггер обозначает термином "man"), он - не субъект, а объект действий и решений со стороны "других". Но в особые "часы ясности", когда происходит разрыв привычного существования (болезнь, утрата близких, страх смерти), перед человеком обнажается "неподлинность" того, чем он жил до сих пор; только тогда он постигает свое существование как бытиек-смерти и свое одиночество перед миром. Перед ним встают вопросы: "Зачем жить?" и "Как жить?". Отвечая на них, человек должен обратиться к собственным внутренним ценностям, это - условие становления его как свободной и ответственной личности. Э. самым радикальным образом порывает с рационалистической традицией новоевропейской философии: он подвергает острой критике разум, науку и технику, в которых он видит не средства познания мира, а средства порабощения человека. Не процедуры научного мышления, а возможности, заключенные в искусстве, мифе, непосредственном переживании, способны передать облик мира. Метод экзистенциального философствования стал своего рода синтезом философии, мифологии, искусства, литературы, моралистики, религии, обыденного опыта сознания. Не случайно среди философов-экзистенциалистов можно встретить писателей, драматургов, эссеистов (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель). Э. зафиксировал глубокое отчуждение личности от общества, от истории, утрату веры в разум, в божественный "миропорядок", в гармонию личности и общества. Р. Р. Москвина

  1. Современные западные философские школы и направления

Западная философия XX века представляет собой совокупность самых различных направлений  философствования, многие из которых  пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными требованиями науки. Среди всего этого многообразия есть и очень влиятельные школы, и узкие, частные направления, но все вместе они продолжают мировую  историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями  и никогда не останавливающуюся  в своем развитии.

 

Вместе с  тем эти философские школы  и направления отражают ряд общих  тенденций развития человечества, характерных  для нашего времени:

-все более  пристальное внимание к человеку  как главному предмету философии;

-беспокойство  за судьбы человечества, сомнение  в правильности выбранного им  пути развития, поиски и предложения  новых стратегических ориентиров;

-глобальные  проблемы человечества;

-анализ человечества  как единого целого параллельно  с природой, космосом, Богом;

-борьба интеграционных  и националистически-региональных  тенденций развития цивилизации;

-вечный поиск  смысла и основ жизни, выдвижение  культурнодуховных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.

 

Подобный широкий  пласт проблем выразился в  таких философских направлениях, как неокантианство, аналитическая  философия, персонализм, неотомизм, критический  рационализм, феноменология, фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, философская  герменевтика, структурализм, постструктурализм и др.

  1. Русская философия. Основные проблемы и представители

Русская философия  — собирательное название философских  концепций русских мыслителей

По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

 

Предметами  философского поиска русских мыслителей были:

Проблема человека;

Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

Проблемы морали и нравственности;

Проблемы выбора исторического пути России — между  Востоком или Западом (сугубо специфическая  проблема русской философии);

Проблема власти;

Проблема государства;

Проблема социальной справедливости;

Проблема идеального общества;

Проблема будущего.

 

Представители: Михаил Васильевич Ломоносов, Пётр Яковлевич Чаадаев, Лев Николаевич Толстой, Федор Подшивалов, Владимир Сергеевич Соловьёв.

Информация о работе Шпараглка по "Философии"