Шпараглка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по философии.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и функции философии. Структура философ.знания

Философия – любовь к мудрости. Это особая форма познания, система  общественных знаний и представлений  о мире и существовании человека в нем.. Расцвет – Др.Греция.

1-ый философ – Пифагор (математик). Ф.как науку выделил Платон. Ф.возникла из потребностей людей осмыслить окруж.мир.

Функции Ф. – 1. Мировоззренческая (спос-сть давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик)

  1. Методологич. (определение способов достижения к цели)
  2. Гуманистич. (реализация в предельно внимательном отношении к человеку)
  3. Практич (состоит в моральности философии, заботе о благе людей)

 

- Гуманистич.

- Соц.-аксиологич.ф-ия

- культ-воспит.

- Объяснит.-информацион.

- методологич.

 

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos — сущее  и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии. Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis— знание) — учение о познании, теория познания.

Гносеология изучает сущность и  содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира.

ПРАКСИОЛОГИЯ – общественная практика

ДИАЛЕКТИКА – учение о развитии

 

Функции философии (главные).

1.Мировоззренческая функция философии  состоит в ее способности давать  картину мира в целом, объединять  данные наук, искусств, практик.

2.Методологическая функция философии  состоит в определении способов  достижения какой-либо цели, например  эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

3.Гуманистическая функция философии  также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

4.Практическая функция философии  состоит, как уже отмечалось, прежде  всего в ее моральности, заботе  о благе людей.

Назначение философии: Сократ и  Платон считали, что под воздействием философии человек остановится подлинно совершенным".Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как "последнее выговаривание и последний спор человека". Наш соотечественник B.C. Соловьев видел назначение философии в стремлении "к духовной целостности человеческого существования".

 

  1. Осн.вопросы философии и 2 его стороны.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый  с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм. Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражением материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

 

  1. Материализм. Направление в философии, объясняющее происхождение мира из него самого, без всяких прибавлений и выдумок. История развития материализма:

1. Наивный материализм (мифы)

2. Материализм 17-18в. Механический, созерцательный

3.. Марксистская фил-я -19в. - диалектика

  1. Идеализм

Первоосновой мира яв-ся духовные начала

    1. Субъективный идеализм – весь мир сводили к ощущениям
    2. Объективный идеализм – сводили мир к понятиям

Вопросы, кот.рассматривали:

  1. Что первично материя или сознание? М. – первично материя. И. – первично сознание
  2. Познаваем ли мир? М. – о полной познаваемости мира

И. – от части познаваем. Агностики  – полная непознаваемость мира

Дуалисты – равноценность обоих  начал

 

  1. Осн.направления философии

Философское направление  – совокупность философ.течений, объединенных принципиальными положениями.

  1. Материализм. Направление в философии, объясняющее происхождение мира из него самого, без всяких прибавлений и выдумок. История развития материализма:

1. Наивный материализм (мифы)

2. Материализм 17-18в. Механический, созерцательный

3.. Марксистская фил-я -19в. - диалектика

  1. Идеализм

Первоосновой мира яв-ся духовные начала

    1. Субъективный идеализм – весь мир сводили к ощущениям
    2. Объективный идеализм – сводили мир к понятиям

Вопросы, кот.рассматривали:

  1. Что первично материя или сознание? М. – первично материя. И. – первично сознание
  2. Познаваем ли мир? М. – о полной познаваемости мира

И. – от части познаваем. Агностики  – полная непознаваемость мира

Дуалисты – равноценность обоих начал

Направления совр.философии:

    1. Феноменология – представители: Г.Шпет, А.Ф.Лосев Феномен – то ,что является (т.е. в сознании человека), ощущение, восприятие, представление. Феноменология – учение о сознании, о феноменах и их смыслах
    2. Герменевтика – Предст. Хандигер и Гадамерю Герменевтика – способ философствования, центром кот.яв-ся интерпритация, понимание тестов. Герменевтика – философия о бытии человека в мире и понимании этого мира посредством языка и переживаний
    3. Постмодернизм – предст. – Жак Феррида, Жан Лиотар. Это философия, кот.направлена против философии нового времени. Стремятся к резким выводам, преклонение перед авторитетом, поиск единообразия.
  1. Диалектика как метод познания и как философ.учение

Диалектика – появилась в 19в. Родоначальник – Гегель.

Диалектика – учение о развитии.

Греч. – искусство спорить, вести  рассуждение. Это метод аргументации в философии, а также форма  и способ рефлексивного теоретич.мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных:

    • учение о всеобщей связи;
    • учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде;
    • учение о единстве противоположностей («ядре» диалектики).

Диалектика — форма категориального развития мысли через противоречия. Она способствует стягиванию всех разделений, связей, переходов, противоречий в единую систему категорий. Сократ: диалектика ведёт происхождение от спора, диалога, имеет субъективный характер.

Диалектика как философское учение о движении, показывает мир в постоянном развитии и изменении.

сложились три основные формы диалектики:

а) античная, которая была наивной  и стихийной, поскольку опиралась  на житейский опыт и отдельные  наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.); форма категория закон диалектика

б) немецкая классическая, которая  была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом  и особенно глубоко Гегелем;

в) материалистическая, основы которой  были заложены К.Марксом и Ф.Энгельсом.

 

 

  1. Решение проблемы соотношения части и целого в меризме, хоризме и диалектике

Целое и часть, элемент и структура. Рассматривая содержание и форму, мы представляем предметы как нечто целое в единстве всех составляющих его. Но в процессе познание бывает необходимым детальнее рассмотреть то, из чего состоит содержание. В этом случае мы оперируем категориями ‘часть’ и ‘целое’. Частью называется предмет, процесс, явление, входящие в другие предметы, процессы, явления и которые являются сторонами содержания. Целым называется предмет, процесс, явление, которое включает в себя другие предметы, процессы, явления, и свойства которого не совпадают со свойствами составляющих частей. Часть и целое диалектически взаимосвязаны. Не может быть целого без частей, поскольку все материальные предметы неисчерпаемы вглубь. В тоже время всякое целое может являться частью другого целого. А всякая часть в то же время является целым по отношению к своим составляющим.

По своему строению можно выделить следующие три вида целостности. Первый вид это неорганизованная целостность или конгломерат. Здесь свойства целого во многом совпадают со свойствами частей. Например, куча камней. Удаление большого числа частей не меняет сущности кучи, конечно до известной меры, с нарушением которой, куча как определенное качество исчезает. Второй вид целого - организованное целое, в котором связи между частями определяют его характер, а свойства целого могут быть отличными и даже противоположными свойствами частей1. Третьим видом является органическое целое, в котором внутренние связи уже настолько прочны и существенны для целого и частей, что разделение может привести к гибели и целого и частей. Примерами такого целого являются главные самоорганизующиеся системы. Частями целого вообще являются не только различные предметы, процессы и явления, но и связи между ними. Если же мы обращаем в процессе познания внимание на связи, то речь будет идти о структуре целого.

 

  1. Форма и содержание как диалектич.категории

. Каждое явление или вещь  имеют свое содержание и свою  форму, составляющие разные, противоположные их стороны. Содержание - вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Форма атома, например,- определенный порядок расположения и взаимодействия входящих в него элементарных частиц и их движений.

Форма и содержание неразрывно связаны  между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различные стороны вещи, что необходимо для их глубокого изучения и анализа. Сами же стороны отдельно существовать не могут, так как, скажем, разрозненные, не связанные между собой элементы еще не содержание. Оно возникает тогда, когда элементы определенным образом организуются, вступают во взаимосвязи между собой.

Содержание и форма активно  воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма способствует развитию содержания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Это всегда происходит в природе и обществе. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет консервативную тенденцию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений, а потом изменяется скачком. Воздействие формы на содержание связано с ее относительной самостоятельностью. Это выражается в том, что форма может опережать содержание или отставать от него, а также в том, что одно и то же содержание развивается в нескольких формах, хотя одному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые определенные формы. Относительная самостоятельность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое содержание может использовать отдельные новые формы. Зная диалектику содержания и формы можно в практической жизни воздействовать на то и другое при достижении своих целей.

Информация о работе Шпараглка по "Философии"