Чувственное и рациональное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

Одним из основных различений в структуре познавательной деятельности является различение чувственного и рационального познания. Оно проводится не только по отношению к обыденному познанию, но и при описании таких специализированных форм духовной деятельности, как миф, религия, искусство, наука. Философию обычно понимают как рациональное познание.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 162.27 Кб (Скачать файл)

Если чувственное познание приобретает такую сложную структуру, вбирает в себя не только воспроизведение  объектов, но и деятельность субъекта во всем богатстве ее оттенков, то как  осуществляется взаимное понимание  людей? Как формируется представление  о том, что имеются в виду одни и те же предметы как объекты познания?

Здесь на помощь приходит конвенция, которая предполагает введение определенных норм, правил, языковых и других систем на основе договоренности людей, общего понимания этих правил и норм.

Понимание роли конвенции  может быть новой ступенью в осознании  этой проблемы. Репрезентация не только становится достоянием отдельного познающего субъекта, но приобретает черты общности, превращается в норму для людей, принимающих осознанное, а чаще неосознанное участие в этой конвенции. Особенно важна роль конвенции в научных исследованиях, когда требуются налаженные формы взаимодействия исследователей в рамках научного сообщества. Как результат конвенции можно рассматривать языки - разнообразные формы передачи информации, выраженные в знаковых системах, логические и иные правила, единицы измерения и т.д. В этих исторически сложившихся конструктах, закрепленных соглашением, представлен социальный опыт познающего человека. Но эти творения представляют своеобразное единство объективного и субъективного. Они могут выполнять свои функции, если признаются людьми, тогда как физические объекты, по поводу свойств и связей которых создаются эти соглашения, продолжают свое существование независимо от людей.

Среди познавательных процедур особое место занимает интерпретация. Она пронизывает весь процесс  получения новых знаний. Интерпретация  как придание определенного смысла объектам или выявление заложенного  смысла в продуктах человеческой культуры (в текстах или произведениях  искусства) тесно примыкает к  пониманию. Если раньше эта проблема рассматривалась лишь применительно  к рациональному познанию, то с  развитием герменевтики этот аспект выявляется и по отношению к чувственному познанию. Интерпретация как понимание  может рассматриваться как соотнесение  полученного знания с индивидуальным опытом субъекта, в который оно  может "вписываться" или "не вписываться". В последнем случае речь идет о "непонимании". За пределами понимания может  оказаться не только антропный принцип  или законы синергетики, но и запах  цветов или звучащая мелодия. Тогда  возникает проблема индивидуального  смыслового контекста, который при  всей своей уникальности обладает и  общими чертами со смысловыми контекстами  других людей, что и служит основой  их взаимного понимания.

Интерпретация как понимание  обычно исходит из представлений  о целостности познаваемого объекта. Оно, как правило, не дается как внезапный  скачок ума, озарение, хотя это и  не исключено, но предполагает целую  серию поисков, представленных как  создание перцептивных объект-гипотез, опирающихся на предшествующий опыт, традиции, признанные образцы и схемы.

Самостоятельной познавательной процедурой, проникающей в чувственное  и рациональное познание, можно считать  экстраполяцию как применение знания, полученного в определенных условиях, к характеристике других, сходных  в каких-то отношениях объектов. Она  может применяться и при создании научных гипотез, основанных на детальном  изучении эмпирического материала. Так, геологи, установив определенные черты сходства горных образований  в Африке и Сибири, создали гипотезу о возможном нахождении кимберлитов (горных пород, включающих алмазы) в  Сибири. Эта гипотеза получила подтверждение  с открытием алмазных месторождений  в Якутии. Экстраполяция и лежащий  в ее основе метод аналогии обычно может давать лишь вероятностное  знание, нуждающееся в основательной  проверке, но она служит определенным стимулом и вектором поиска, который  может закончиться плодотворными  результатами.

Главная особенность рационального  познания выражается в том, что с  его помощью исследуют общие  и существенные признаки и связи  явлений действительности, выясняются законы их строения, функционирования и развития. Его основные формы - понятия, суждения и умозаключения.

В понятиях выражаются общие  и, существенные признаки предметов  и явлений. Они отличаются от общих  представлений, включающих элементы наглядности. Иногда это разграничение не проводится достаточно четко. Так, одно из первых определений человека, данное Платоном, звучало: "Человек - это двуногое существо, лишенное перьев". Но когда  ему принесли ощипанного петуха и спросили: "Это человек?" - он уточнил свое определение: "Человек - существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, единственное из существ восприимчивое к знанию, основанному на рассуждении". Здесь еще сохранившиеся элементы наглядности сочетаются с выделением существенных признаков.

Аристотель уже не обращается к чувственным характеристикам. Для него человек - это прежде всего  общественное или политическое существо, одаренное речью и способное  к осознанию таких понятий, как  добро и зло, справедливость и  несправедливость, т.е. обладающее нравственными  качествами. Сегодня человек рассматривается  как компендиум развития органического  мира, способный производить орудия труда и использовать их для преобразования действительности, обладающий абстрактным  мышлением, членораздельной речью, руководствующийся в своей деятельности нравственными нормами.

Для выделения существенных признаков предметов особую важность приобретает практическая деятельность. Так, авторучка определяется как  предмет, с помощью которого можно  писать, а не как гладкий, закругленный цилиндр небольшого размера. В зависимости  от характера практической деятельности возможно образование различных  понятий одного и того же предмета. Содержание понятий эволюционирует с изменением характера деятельности и теоретических исследований. Особую роль в познании выполняют философские  категории как самые общие  понятия. С их помощью осуществляются концентрация социального опыта, вычленение узловых центров существования  и развития мира, выделение основных ступеней его познания.

В суждениях выделяются определенные признаки, свойства предметов (калина - дерево, все люди смертны). Здесь  выделяются предмет, свойство, которое ему приписывается, и связь. Суждения могут быть общими, особенными и единичными.

Умозаключение - это связь  суждений, позволяющая получать новое, выводное знание.

Главные типы выводного знания - индукция, т.е. движение мысли от частного к общему, и дедукция - от общего к  частному. Выделяются разные формы  индукции: а) полная индукция через  простое перечисление; б) неполная индукция - на основе изучения некоторой группы явлений и отсутствия данных, противоречащих выводу, знание переносится на весь класс сходных явлений (так было получено суждение "все лебеди - белые", считавшееся истинным до открытия Австралии, где обнаружили черных лебедей). Это  основа выводов по аналогии. Особую важность приобретает индукция в  эмпирических исследованиях, когда  обобщение результатов наблюдений и экспериментов создает необходимый  базис для формулирования эмпирических законов.

Дедукция широко применяется  в повседневной жизни. Но особенно велико ее значение в научном познании. Она необходима для построения научных  теорий, когда из одного исходного  принципа, идеального объекта выводится  система раскрывающих его содержание понятий. Например, Декарт считал таким  исходным принципом утверждение "Мыслю, следовательно, существую". С помощью  дедукции из гипотезы выводятся следствия  для их последующей проверки в  экспериментальной деятельности. И, наконец, дедукция помогает давать логическую аргументацию отдельным утверждениям, служит средством доказательства.

При характеристике мышления различают такие понятия, как  рассудок и разум. И. Кант считал главной  сферой рассудочного мышления научное  познание. Разум же находит свое применение в области философии. Сходные идеи развиваются и в  философии А. Бергсона, который считал, что наука фиксирует внимание лишь на повторяющихся сторонах явлений, от нее ускользает все, что не может быть упрощено. Сегодня одной из важных основ разделения рассудка и разума считают своеобразное функционирование левого и правого полушария головного мозга. Так, для левого полушария, которое служит основой рассудочной деятельности, характерно создание однозначных, жестких схем, упорядоченной системы логических рассуждений, стремление к упрощению связей изучаемых явлений. Мышлению же, приписываемому деятельности правого полушария, присущ образный характер. Оно способно к целостному воспроизведению многообразных связей, постижению сущности явлений. Оно опирается на опыт, но для него главное средство познания не мир логических рассуждений и обоснований, а интуиция. Именно с ее помощью формируются пред-знание, пред-понимание, объект-гипотезы, конструкты, которые играют важную роль в познавательных процессах. Подобный способ взаимодействия человека с миром и соотносится с категорией "разум". Несомненно, что было бы неправомерным жесткое противопоставление рассудка и разума, которые постоянно взаимодействуют и дополняют друг друга.

Чувственное познание выступает  как необходимый компонент и  основа теоретических рассуждений. Оно дает исходный материал для теоретического анализа. При создании новых научных  теорий большую роль играют интуиция, воображение, ассоциации, особенно относящиеся  к произведениями искусства. Несомненно, увлечение живописью Н. Бора, скрипка  Эйнштейна помогали им и в научной  деятельности. Эйнштейн писал, что "в  научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука  и настоящая музыка требуют однородного  мыслительного процесса". Он отмечал  также, что знакомство с конфликтными ситуациями в произведениях Ф.М. Достоевского помогало ему в разработке теории относительности. Чувственное  знание выступает как важнейший  элемент моделирования.

Оно необходимо для эмпирической интерпретации научных конструкций. Оно проистекает из эмоциональной  заинтересованности ученых, без которой  не существует человеческого поиска истины.

Жесткое деление познания на чувственное и рациональное, тем  более стремление рассматривать  их как ступени познания ("от живого созерцания к абстрактному мышлению") сегодня понимается как слишком  упрощенное понимание процесса познания. Нет чистого "созерцания" мира. Оно "нашпиговано" идеями, гипотезами, ценностями, предрассудками и другими "творениями" мышления.


Информация о работе Чувственное и рациональное познание