Чувственное и рациональное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

Одним из основных различений в структуре познавательной деятельности является различение чувственного и рационального познания. Оно проводится не только по отношению к обыденному познанию, но и при описании таких специализированных форм духовной деятельности, как миф, религия, искусство, наука. Философию обычно понимают как рациональное познание.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 162.27 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Одним из основных различений в структуре познавательной деятельности является различение чувственного и  рационального познания. Оно проводится не только по отношению к обыденному познанию, но и при описании таких  специализированных форм духовной деятельности, как миф, религия, искусство, наука. Философию обычно понимают как рациональное познание.

Философское направление, придающее  особое значение таким формам чувственного познания как чувство, интуиция, любовь, прекрасное, экстаз, пророческие слова, принято называть иррационализмом. Сенсуализм обычно ограничивается анализом элементарных форм чувственного познания. В отличие от сенсуализма, иррационализм, с одной стороны, претендует на описание бессознательной духовной жизни, а  с другой стороны, притязает на высшие чувства, протекание которых носит  сознательный характер и имеет познавательную ценность.

Чувственная природа философии  деятельности отражена в самом ее названии – любовь к мудрости. «Само  слово «философия» довольно точно  выражает специфику философского знания, достижение этого знания посредством  философствования, размышления, понимания  через посредство «любви к мудрости».

Можно говорить о том, что  чувственное и рациональное познание, вопреки различным философским  теориям, придающим большее значение одному из них, сосуществуют в единстве и не отделимы друг от друга, в равной степени участвуя в человеческом процессе познания.

Таким образом целью контрольной  работы является изучение чувственного и рационального в познании.

 

 

  1. Соотношение чувственного и рационального отражения в процессе познания

 

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно, поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Что же касается ступеней или, точнее, уровней познания, то это скорее эмпирический и теоретический уровни, о чем речь пойдет ниже.
  

Здесь же следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение  действительности с помощью органов  чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

Органы чувств человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор общественная практика. Так, сталевары в процессе варки стали обретают способность разливать десятки оттенков красного цвета, ювелиры могут видеть тончайшие различия драгоценных камней, дегустаторы чая - улавливать незаметные для простых смертных особенности во вкусовых характеристиках разных сортов чая, в чем участвуют, естественно, не только чувства, но и мысль.

Чувственное отражение выступает  в трех основных формах - в виде ощущений, восприятий и представлений. Что из себя представляет каждая из этих форм?

Ощущения - это чувственные  образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д.
  

Ощущения, как отмечал  Л. Фейербах, это субъективный образ  объективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.
  

Но это именно образ, а  не просто знак, не символ, не иероглиф, как утверждал Гельмгольц.
  

Нетрудно заметить, что  Гельмгольц, объявляя ощущение всего  лишь символами, лишает их познавательной ценности, т. к. они ничего не сообщают нам о свойствах предметов, которые  лишь символизируют. По сути дела это позиция кантианская: ощущения ничего не говорят о вещах, и последние остаются для нас вещами в себе.
  

Иное дело, если ощущения являются образами, тогда они не могут не иметь известного сходства с отражаемыми свойствами, тогда  они могут и должны выступать  и выступают исходной клеточкой  познавательного процесса.

Вместе с тем, отвергая одностороннюю абсолютизацию знаковой, символической природы ощущений, отстаивая тезис о том, что  ощущения - это прежде всего образы свойств вещей, следует признать, что ощущения имеют и характер знаков, но таких, которые несут в  своем содержании объективную информацию об объектах, выступают в роли знаков-образов, а точнее обладают и образной, и  знаковой сторонами. Но ощущения - это действительно лишь исходная клеточка познавательного процесса. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект.
   Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.
  

В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность  нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.
  

При этом на уровне представлений  обнаруживает себя такая способность  нашего сознания, имеющая громадное  значение в процессе творчества, какой  является воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.
  

Представление стоит как  бы на рубеже, на перепутье между  чувственным отражением и абстрактным  мышлением. Оно еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного, мало значимого и т.д.
  

Чувственное отражение - необходимая  ступень познания, непосредственно  связывающая сознание с внешним  миром.
  

Завершая характеристику чувственного отражения действительности, укажем основные моменты, характеризующие  его роль и место в познавательном процессе.
  

Прежде всего органы чувств - это единственный канал, который  непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов  чувств человек не способен ни к  познанию, ни к мышлению.
  

Они дают тот минимум первичной  информации, который необходим и  достаточен для познания того или  иного объекта.
  

Рациональное познание в  конечном счете базируется на том  материале, который дают нам органы чувств.
  

Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего  с помощью чувственных образов.
  

Эту характеристику можно  дополнить и тем, что к числу  достоинств чувственного отражения  относится и его образность, а  также непосредственная данность его  образов и их яркость.
  

Но чувственное отражение  и ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно  данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем  и другим, оно останавливается  на внешнем, на явлениях, но само не может  дать знания о внутреннем, о сущности.
  

Однако потребности практики как раз и диктуют необходимость  выявления за единичным - общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т. д.
  

Практика, таким образом, требует перехода, скачка от чувства  к мысли, от чувственного отражения  к абстрактному мышлению или рациональному  познанию, которое преодолевает отмеченные выше ограниченности чувственного отражения.
  

Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем, размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто  от чувственных образов, опираемся  на них. И все-таки что же мы понимаем под мышлением?
  

Мышление - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс  созидания новых идей.
  

Это именно активное, целенаправленное отражение, что определяется связью мышления и познания в целом с  практикой, с его устремленностью  к истине. Вместе с тем это отражение опосредованное в отличие от чувственного отражения, поскольку оно опосредуется чувственностью, ее образами. Мышление обобщает, схватывает общее в объектах, и потому оно связано с абстрагированием, отвлечением от второстепенного в объектах. А само отыскание общего диктуется практикой, которая не должна всякий раз открывать Америку, а нуждается в общих правилах, в знании законов и т. д. Наконец, мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями - сущность, существенные свойства и отношения вещей, поскольку без этого немыслима ни практическая деятельность, ни приобретение по-настоящему глубокого знания об объекте.
  

А теперь обратимся к характеристике основных форм мышления. Эти формы знакомы каждому из нас, и хотя мы пользуемся ими постоянно, наверное, не каждый сможет с ходу назвать их.
  

Эти формы - понятие, суждение и умозаключение. Раскроем скобки в их содержании.
  

Понятие - это такая форма  мышления, в которой отражаются общие  и существенные свойства, связи и  отношения предметов и явлений.
   Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия.

Понятия - это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления.
   Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном счете связь вещей. Иными словами, о вещах мы судим.
  

Суждение - форма мысли, в  которой посредством связи понятий  нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли.
  

Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей.
  

 Наконец, умозаключение  - форма движения мысли, при  которой из одного или нескольких  суждений, называемых посылками,  выводится новое суждение, называемое  заключением или следствием.
  

Умозаключения делятся на два основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение  общего положения из ряда частных  фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие. Мы не затрагиваем здесь роли интуиции в познавательном процессе, поскольку об этом пойдет речь дальше, когда мы перейдем к проблемам творчества.
  

Итак, познавательный процесс  включает в себя две стороны чувственное  отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т. к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рационализм  и чувственное познание в философии

Познание распадается  как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение  отдельных свойств предмета или  явления. В случае стола, например, – его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный  образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере  – чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.

Представление выражает образ  предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

Углубление познания, выделение  объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном  этапе познания, ведет нас к  рациональному познанию (иногда его  называют еще абстрактным или  логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т.д. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность...

Информация о работе Чувственное и рациональное познание