Честь и достоинство как моральные категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:59, контрольная работа

Краткое описание

Понятие чести и достоинства человека интересовали ученых еще с ранних времен. Правда тогда честь и достоинство рассматривались лишь как моральные, этические категории. Возможность же правовой защиты чести и достоинства гражданина предусматривалась значительно позже. Следует отметить, что когда в России лишь стали ставить вопрос о компенсации за униженную честь и достоинство, репутацию, то в Европе это было уже обычным явлением.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие "чести"…………………………………………………………….4
2. Понятие "достоинства"…………………………………………………….7
3. "Честь" и "достоинство" как моральная категория………………………9
Заключение…………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Честь и достоинство.docx

— 30.37 Кб (Скачать файл)

Честь и  достоинство между собой имеют  неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что  честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство  человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада. В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными свойствами.

Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны.

Честь и  достоинство, в частности, граждан  не одинаковы, поскольку не одинаковы  их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.

Неразрывно  с честью и достоинством стоит  и такое понятие, как репутация.

При этом, как уже отмечалось выше, если представление  о достоинстве личности исходит  из принципа равенства всех людей  в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении.

 

Заключение

Честь и  достоинство - важнейшие показатели достойной жизни и свободного развития человека. Утверждение чести  и достоинства гражданина - обязанность  Российской Федерации как социального  государства, призванного создавать  социально-экономические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное  развитие человека, исключающие попрание чести, унижение человеческого достоинства.

 К  сожалению, этот закон до сих  пор не принят. Далеко не всегда  от нас зависит принятие важного  государственного решения, однако  вопросы чести и достоинства,  совести и долга находятся  в нашей полной власти. Несмотря  на то, что мы живём в обществе, взаимосвязаны и взаимозависимы, на самом деле живём мы только  так, как сами себе позволили.

Если  право на достоинство человек, как  уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве.

Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы  деятельности заставляют говорить о  чести не абстрактно, а применительно  к конкретной ситуации. В связи  с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

 

Список литературы

  1. Апресян Р.Г. Смысл жизни // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  2. Бердяев Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 444-460.
  3. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому  учению: Этико-богословское учение. М.: "Православный паломник", 1996. С. 356-544.
  4. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика 1993. С. 50-51.
  5. Кант  И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1963-66. Т. 4 (2). С. 336-337.
  6. Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания: Конспект лекций. М.: [б.и.] 1993. С. 75-85.
  7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше  Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 119-126.

 

1 Апресян Р.Г. Смысл жизни // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.

2 Апресян Р.Г. Смысл жизни // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.

 


Информация о работе Честь и достоинство как моральные категории