Честь, достоинство и деловая репутация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3
1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации…………… 5
2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию…………..13
Заключение…………………………………………………………. 18
Список использованной литературы……………………………... 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 34.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Южно-Уральский государственный  университет» в г. Миассе

Машиностроительный факультет

Кафедра «Автомобиле и  тракторостароение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Правоведение»

тема: «Честь, достоинство и деловая репутация»

 

 

 

 

 

 

Проверил:

         В.А. Феофанова

 

 

Выполнил:

студент группы 457

А.С. Мышлянов

 

 

 


 

 

 

 

Миасс

2012

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….  3

    1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации…………… 5
    2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию…………..13

Заключение…………………………………………………………. 18

Список использованной литературы……………………………... 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В В Е Д Е Н И Е

В современных  условиях защита прав человека все  более очевидно становится одной  из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и  свобод человека, в том числе права  на честь, достоинство и деловую  репутацию.

Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или  иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет  будущего, если оно не уважает права  и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию  является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для  любого государства и общества. Очень  важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия реальности прав человека в  плане их защиты от нарушений, а права  человека - своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.

Первый  официальный документ, посвященный  гарантиям прав человека, появился в СССР 5 сентября 1991г. Таковым документом стала Декларация прав и свобод человека. В целях признания и обеспечения  прав человека в Российской Федерации 22 ноября 1991г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Положения этого важного документа  были включены и в текст Российской Конституции.

Закрепление прав и свобод человека в Основном Законе страны и других основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление контроля за тем, как эти права и свободы  обеспечиваются властью в повседневной практической жизни.

В наши дни  реальность прав человека в России должна рассматриваться как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий законодательной и  исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  чести, достоинства и деловой  репутации

 

Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой  нравственные категории. Различия между  ними лишь в субъективном или объективном  подходе при оценке этих качеств.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Еще в  древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства  соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике  многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени  их общественные взгляды и направления  деятельности.

С точки  зрения философско-правовых воззрений, честь представляет собой могучую  власть, крупнейшую из сил, проявляемых  в истории отношений людей  и народов в целом.

Понятия чести и достоинства имеют  и определенную направленность. Их объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане  говорят о чести нации.

Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому  при толковании понятия чести  разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У  человека сознание и чувство чести  и достоинства как бы органически  слиты воедино, но их нельзя отождествить.

При определении  понятия чести различают два  аспекта - объективный и субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного признания, и  стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности. Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Личная  сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается  последней и оказывает на нее  огромное воздействие, так как человек  не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые оценивают  его поступки, от общественного мнения.

Роль  общественного мнения очень велика, в силу того или иного общественного  мнения приходят и уходят политические партии и движения, политические и  государственные деятели самых  различных уровней. Под его влиянием могут происходить изменения  в любой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности.

Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о его  поступках по-своему. Он не может  подчиниться началу свободного выбора.

Положительная оценка деятельности и поведения  человека со стороны общества возвышает  его в глазах окружающих, благотворно  воздействует и на чувство собственного достоинства, придает ему силы для  дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или  иного лица может вызвать его  отрицательная оценка. В одних  случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих  недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна быть объективной.

Честь является категорией исторической, ибо она  возникла с появлением человеческого  общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут  подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе представления о чести лежит  определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный  характер категории чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека.    

Вместе  с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства.    Достоинство - это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом.

Достоинство того или иного человека заключается  в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и  составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек  также обладает определенной ценностью  и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой  ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется  в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими  общественными отношениями и  нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще  и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны  достоинства представляют собой  осмысление и переживание человеком  своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются  общественными отношениями и  зависят от них.

Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех моральных  качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито  в человеке чувство уважения к  другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив. 

Честь и  достоинство между собой имеют  неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что  честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство  человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.

В общем  виде достоинство представляет собой  своеобразную совокупность положительных  качеств индивида, его моральную  ценность. Оно может рассматриваться  как социальная значимость того или  иного лица, обусловленная его  общественно полезными свойствами.

Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны.

Честь и  достоинство, в частности, граждан  не одинаковы, поскольку не одинаковы  их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.

Неразрывно  с честью и достоинством стоит  и такое понятие, как репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении.

Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.

Репутация может быть положительной или  отрицательной и имеет подвижный  характер в зависимости от того, на какой информации она базируется.

Репутация завоевывается делом, отсюда по всей видимости было введено такое понятие, как деловая репутация.

Деловая репутация - понятие, подвергшееся в  настоящее время реанимации. Его  возрождение естественно и более  того - необходимо. Однако необязательно  привязывать этот процесс только к коммерциализации общества, поскольку  сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления подобных тонких во всех смыслах элементов  внутри взаимоотношений субъектов  общества, но лишь готовит необходимую  базу для их рождения и полнокровного  развития.

На мой  взгляд следует выявить отличие понятий честь и достоинство от понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.

Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой репутации может быть только субъект - производитель материальных благ (товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.

Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности.

Они появляются с возникновением субъекта, который  автоматически их приобретает. Деловая  репутация - создавшееся с течением времени мнение публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая деловой репутацией в  каком-либо секторе хозяйственной  деятельности, субъект не будет автоматически  обладать похожей деловой репутацией в другой области общественного  производства.

Информация о работе Честь, достоинство и деловая репутация