Человек - образ и подобие Бога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 11:35, доклад

Краткое описание

Для платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лишь его разумную душу, он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице - иерархии разумных существ - душ, демонов, богов, разнообразных умов разной степени "чистоты" и т.д. Для Аристотеля человек прежде всего животное, то есть живое тело, наделенное душой, - только у людей, в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна.
Для средневековых же философов, начиная с самых ранних, между человеком и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек - пришелец из другого мира (который можно назвать"небесным царством", "духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное, - он сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек -царь природы, венец творения и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Человек.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

Человек - образ и подобие Бога.

 

На вопрос,  что такое  человек,  средневековые  мыслители давали не  менее

многочисленные  и разнообразные ответы,  чем философы античности или нового времени. Однако две предпосылки этих ответов,  как  правило,  оставались общими.

Первая – это библейское определение сущности человека как «образа и подобия божьего» -   откровение,  не  подлежащее  сомнению. Вторая – разработанное Платоном,  Аристотелем  и   их   последователями понимание человека как «разумного животного».

Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили такие примерно вопросы:  чего в человеке  больше  -  разумного начала  или  начала животного?  Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что  такое разум  и что такое жизнь

(животность)?  Главное же определение  человека  как  «образа  и  подобия

бога»   тоже порождало  вопрос:  какие  же  именно свойства бога составляют

сущность человеческой природы - ведь ясно, что человеку нельзя приписать

ни    бесконечность,    ни   безначальность,   ни всемогущество.

Первое, что   отличает   антропологию  уже  самих  ранних христианских

философов от античной,  языческой,  - это  крайне двойственная оценка

человека.

Человек не только занимает отныне первое  место  во  всей природе  как ее

царь - в этом смысле человека высоко ставили и некоторые греческие философы, - но  и  в  качестве  образа  и подобия бога он выходит за пределы природы вообще,  становится как  бы  над  нею   (ведь   бог   трансцендентен,

запределен сотворенному  им  миру).  И  в  этом  существенное  отличие от

античной  антропологии,  две  основные  тенденции  которой - платонизм  и

аристотелизм  -  не  выносят человека из системы других существ,  в сущности, даже  не  дают  ему  абсолютного первенства ни в одной системе.

Для платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лишь его  разумную душу,  он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице - иерархии разумных существ -  душ,  демонов,  богов, разнообразных умов   разной   степени "чистоты"  и  т.д.  Для Аристотеля человек прежде всего животное,  то есть живое тело, наделенное душой,  -  только  у  людей,  в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна.

Для средневековых  же философов,  начиная с самых ранних, между человеком и всей Вселенной лежит непроходимая  пропасть. Человек -  пришелец  из  другого мира  (который  можно назвать"небесным царством",  "духовным  миром", "раем",  "небом")  и должен опять  туда вернуться.  Хотя он,  согласно Библии,  сам сделан из земли  и  воды,  хотя  он  растет  и  питается,  как растения, чувствует и двигается,  как животное, - он сродни не только им,  но и богу.  Именно в рамках христианской  традиции сложились представления, ставшие  затем  штампами:  человек -царь природы, венец творения и т.п.

Но как  понимать  тезис,  что  человек  - образ и подобие бога? Какие  из

божественных  свойств   составляют   сущность человека?

Вот как отвечает на этот вопрос один из  отцов  церкви  - Григорий  Нисский.

Бог  -  прежде  всего царь и владыка всегосущного. Решив создать человека,

он должен  был  сделать  его царем над   всеми  животными.  А  царю

необходимы  две  вещи: во-первых, это свобода (если царь лишен свободы,  то какой-же это царь?),  во-вторых,  чтобы было над кем царствовать. И Бог

наделяет человека  разумом  и   свободной   волей,   то   есть способностью

рассуждения и различения добра и зла:  это и есть сущность человека,  образ

божий в нем.  А для того,  чтобы  он мог сделаться  царем  в  мире,

состоящим из телесных вещей и существ, Бог дает ему тело и животную  душу - как  связующее звено с природой, над которой он призван царствовать.


Информация о работе Человек - образ и подобие Бога