Человек между Богом и животным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы выступает изучение подходов и концепций к характеристике природы и сущности человека, изучению потребностей индивидуума.
Исходя из поставленной цели, задачами написания работы выступают:
1. Рассмотреть связь человека с животным в концепция В.Ф.Поршнева, З.Фрейда, Э.Кассирера.
2. Охарактеризовать человеческую природу и ее признаки.
3. Исследовать религиозные интерпретации антропогенеза.
4. Рассмотреть особенности двойственной природы человека.

Содержание

Введение 3
1 человек и животые 5
1.1 Концепция В.Ф.Поршнева 5
1.2 Концепция З.Фрейда 7
1.3 Концепция Э.Кассирера 11
2 Человеческая природа и ее признаки 14
3 интерпретация антропогенеза 18
4 Человек между Богом и животным 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

Человек необычен не в качестве особой формы жизни, а в самом эксцентрическом  способе бытия. Он существует совсем не так, как все другие природные  особи. Пока не выработана единая теория человека, необходимо продолжать исследовать  его природу со всех сторон силами разных наук и с различных позиций, стремясь при этом сформировать из результатов исследований единую систему  знаний о человеке.

 

3 Религиозные интерпретации  антропогенеза

Для мировых религий сотворение мира и человека Богом является центральным  догматом. Это означает, что человек  не является результатом развития из низших состояний, а создан Богом  для целей, которые ведомы только самому Богу. Причем, создавая человека, Бог сделал его совершенным с  точки зрения анатомо-физиологического устройства. Тело человека идеально и  не нуждается в улучшениях. С биологической  перспективы антропогенез не имеет  смысла. Однако развитость человека в  телесном отношении не означает, что  он есть полностью завершенное существо и его пребывание в мире является, по сути, физическим изживанием времени. Чтобы понять, в чем состоит  смысл антропогенеза с религиозной  точки зрения, рассмотрим христианскую антропологию, поскольку она является наиболее проработанной в теоретическом  отношениями по сравнению с буддийским и мусульманским учениями о человеке13.

Антропология христианства исходит  из двух фундаментальных положений. Первое состоит в том, что человек, как высшее из творений, был создан по образу и подобию Бога. Как  подобие Божие человек наделен  свойствами, которые ему надлежит творчески реализовать. Второе фундаментальное  положение состоит в испорченности  человеческой природы в результате грехопадения Адама и Евы.

По христианскому миропониманию  человек является "микрокосмом", отражающим в себе все планы и  сферы вселенского бытия (макрокосмоса). В этом смысле он есть "венец творения", задуманный для того, чтобы связывать  между собой и Богом различные  ступени бытия.

Христианство высоко оценивает  очистительную силу страдания как  неизбежного следствия грехопадения, сопровождающего человека всю его  историю. Страдание, под которым понимается физический и духовный дискомфорт, проистекает из того, что человек сознает свою собственную греховность, видит несовершенство окружающего мира и пытается изменить такое положение, борясь с самим собой и с силами зла в мире. Согласно христианской антропологии история будет длиться до тех пор, пока люди не изживут свою греховность. Это длительный процесс, поскольку проявления греховности весьма многообразны, а значит, многообразными являются и способы её искоренения. Человек беспределен как в грехе, так и в добродетели. И эта беспредельность должна быть изжита для того, чтобы понять, что такое человек14.

Антропогенез, по христианскому учению о человеке, происходит в духовной сфере. Душа человека рассматривается  как его внутренний центр, собирающий воедино все силы человека и направляющий его к единой цели. Только наличие  духовной жизни существенно отличает человека от животного. В своей телесной природе человек близок к животному  миру и если бы он не обладал духовностью, то его отличие от животного носило бы количественный характер.

Христианская апологетика, в зависимости  от преобладания той или иной стороны, различает три типа людей: плотский, душевный и духовный человек.

"Плотский" человек ставит  выше всего в своей жизни  влечения своего тела и отдается  им без всяческих самоограничений.  Такие влечения, овладевающие человеком  и порабощающие его душу, в  духовной литературе носят названия "страстей": например, страсть  чревоугодия, при которой человек,  по древнему изречению, "ест  и пьет не для того, чтобы  насытится, но делает своим  богом чрево"; страсть блудная,  или разврат; страсть сребролюбия  - отдача своей жизни погоне  за приобретением имущества ради  него самого; страсть гневная.  Если страсти не встречают  борьбы и противодействия со  стороны разума и высших духовных  сил человека, они приводят к его порабощению. Христианство расценивает такое рабство как большее, чем рабство по внешнему положению.

"Душевный" человек хотя и  не порабощен страстями, но  в нем преобладающей является  та сторона души, которая направлена  на устройство его положения  во внешнем мире. Его обычно  называют "мещанином", "обывателем". Такой человек может соблюдать  правила общежития и обычной  житейской морали, может иметь  добрые расположения и чувства,  может быть "хорошим человеком"  в обывательском смысле, но он  не может дать осмысленного  направления своей жизни. Он  неустойчив по отношению к  испытаниям и может в любой  момент "дрогнуть", сойти с пути  истинного.

Цельным и подлинным человеком, воплощающим свое назначение и осуществляющим смысл своей жизни, является, по христианским понятиям, лишь "духовный" человек, в котором духовная сторона его  природы (образ Божий) направляет всю  его жизнь и руководит другими  сторонами его природы15.

Христианская антропология признает, что в чистом виде каждый из этих типов не встречается в действительности. В нормальном человеке духовная сторона  его является направляющей, но не исключает  действий и других сторон, а только "одухотворяет" их. Эти стороны  в нем гармонически объединены и  направлены к высшей цели.

В обобщенном виде христианское представление  об антропогенезе выглядит так:

  1. Человек сотворен по образу и подобию Бога. Он является завершенным в анатомо-физиологическом отношении, однако несовершенен в духовном плане.
  2. Развитие человека представляет собой процесс изживания им своей греховности и приближение к образу и подобию Божьему.
  3. История человечества является по своему содержанию историей осознания людьми себя в качестве людей. Это процесс сопряжен со страданиями, которые очищают и возвышают человека.
  4. Антропогенез завершится установлением Царства Божьего на Земле16.

В буддизме представлена принципиально  иная концепция человека, чем в  христианстве. Основатель этой религии, - Будда, - учил, что в мире нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных  душ, вообще, нет никакого постоянства, а есть лишь беспрестанное чередование  возникновения и развития, разрушения и гибели, за которыми стоят волнения дхарм - первоэлементов бытия. Этот процесс  назван колесом Сансары. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в  которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Человек занимает в этом круговороте  наиболее благоприятное положение. Он хотя и страдает, но имеет шанс на прекращение страдания и достижение нирваны. Страдание и освобождение - это субъективные состояния и  одновременно некая космическая  реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние  несвязанности личности внешним  миром и одновременно прекращение  волнения дхарм.

Христианство также придает  страданию очистительную силу, но оно исходит из того, что человек  должен страдать ради искупления грехов, причем не пассивно, а активно, участвуя в делах мира. Буддизм практикует пассивное страдание - уход от мира, аскетизацию жизни, минимизацию  потребностей. Идеальным человеком  является Будда (достигший Просветления). Он обладает пятью сверхзнаниями  и сверхумениями: необычной психической  силой воздействия, божественным слухом, восприятием чужих мыслей, умением  вызывать в памяти свои прошлые рождения и способностью знать перерождения других людей. Архат (на санскрите - достойный) стоит на ступень ниже Будды. Он обладает тройственным знанием, - о своих предыдущих рождениях, о перерождениях других лиц и о том, как прекратить умственное омрачение, - и способен достичь состояние нирваны.

Буддийский идеал человека обладает притягательностью для многих представителей других культур из-за пропагандируемого  в нем самоограничения. Однако на его основе невозможно объяснить  смысл и содержание истории. Буддизм  не поощряет активность человека, направленную во внешний мир17.

Важнейшим принципом ислама считается  монотеизм. Бог в Коране предстает  одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время  как милостивый, сострадающий и прощающий. Он создал и постоянно контролирует мир в целом и человека в  частности. В классическом исламе признается три статуса существования человека: в качестве правоверного мусульманина, в качестве покровительствуемого (христиане  и иудеи, живущие среди мусульман) и в качестве многобожника, подлежащего  обращению. Совершенный человек, согласно исламу, это мусульманин, живущий  в соответствие с предписаниями  Корана и Сунны. В основе ислама лежит  идеология традиционализма, отрицающая необходимость и ценность развития. Человек и мир созданы уже  совершенными и не нуждаются в  улучшениях. Поэтому ислам отрицает историю человечества, понимаемую как  процесс реализации во времени некого содержания, заданного извне богом, или присутствующего в объекте  в качестве потенции. Одной из главных  добродетелей человека объявляется  верность традиции, почитание старших, сознательный отказ от всяких попыток  изменить существующий миропорядок  и усовершенствовать человеческую природу.

 

 

4 Человек между  Богом и зверем

Осознание двойственности своей природы  — фундаментальное событие в  жизни человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется  физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием  свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины. Двойная детерминация человека задает динамическое напряжение, питающее культуру, и «сублимируется»  в форме ее основных оппозиций: человек-животное, природаобщество, дух-тело, человек-бог, добро-зло и т.п. Значение этих «больших»  метафизических противоположностей состоит  в том, что они символизируют  вечную загадку человека и стимулируют  поиск своего назначения и места  в мире. Неверно думать, что как  таковые метафизические представления  о человеке либо фантазии и утопии, либо идеологические двойники реальных отношений между людьми, т. е. нечто  такое, что в любом случае ненужно  и бесполезно: романтические утопии скрывают жестокую реальность, а идеологии  ее оправдывают. Как видно из истории, источником культурного взрыва являются не только новые технологии, но и  идеи, и прежде всего представления  человека о самом себе, его цели и идеалы, которые хотя и не выполняются  полностью, однако существенно определяют социальные, экономические и культурные завоевания человека18.

Вместе с тем, нельзя закрывать  глаза на историческую обусловленность  и культурную относительность этих различий. Прежде всего следует иметь  в виду, что они не являются данностями. Какими бы самоочевидными и естественными  не казались противоположности человека и животного, мужчины и женщины, духа и тела, тем не менее они  не являются извечными и в каждую эпоху понимаются и реализуются  по-разному. Причиной тому является не только недостаток знания, но и различные способы производства человеческого, связанные как с технологиями, так и проектами, которые и составляют саму суть культуры. Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать — эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Разумеется существуют традиции, которых люди должны придерживаться, чтобы выжить в ходе инноваций, однако именно изменения окружающего мира заставляют искать новые возможности самоосуществления.

Информация о работе Человек между Богом и животным