Человек и компьютерный мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:12, реферат

Краткое описание

Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. Издревле человек, глядя в небеса и думая о боге, желал уподобиться ему, стать таким же всемогущим и самому создавать живые существа себе подобные. Так или иначе, человек изобрел нечто желаемое, что, по его мнению, могло бы мыслить. Это был первый процессор. Сначала он мог только складывать и вычитать. И вот прошло всего чуть более 30-ти лет и перед нами - компьютер пятого поколения. Он может без присутствия и участия человека воспринимать внешний мир, "знать его" (хранить информацию), и реагировать на какие-либо изменения во внешнем мире, давая лаконичное экспертное заключение о происходящем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. КОМПЬЮТЕР И КИБЕРПРОСТРАНСТВО……………………....5
1. Преимущества есть, несомненно………………………………………………...5
2. Новый вид человеческой деятельности………………………………………….6
3. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве…….7
4. Зависимость от киберпространства……………………………………………....9
ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КОМПЬЮТЕРНОМ МИРЕ………11
1. Компьютер: опасения и проблемы………………………………………………11
2. Соотношение ЧЕЛОВЕК – КОМПЬЮТЕР……………………………………..12
ГЛАВА III. ХАКЕРЫ, ГЕЙМЕРЫ И ПРОЧИЕ…………………………..……17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

томский политехнический  университет

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии на тему:

Человек и компьютерный мир

 

 

 

 

 

Выполнил: Бондарь А.Ю.

гр. З-2Б70Т

 

 

 

 

 

 

 

Томск

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. КОМПЬЮТЕР  И КИБЕРПРОСТРАНСТВО……………………....5

1. Преимущества есть, несомненно………………………………………………...5

2. Новый вид человеческой деятельности………………………………………….6

3. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве…….7

4. Зависимость от киберпространства……………………………………………....9

ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КОМПЬЮТЕРНОМ МИРЕ………11

1. Компьютер: опасения и проблемы………………………………………………11

2. Соотношение ЧЕЛОВЕК – КОМПЬЮТЕР……………………………………..12

ГЛАВА III. ХАКЕРЫ, ГЕЙМЕРЫ И ПРОЧИЕ…………………………..……17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И  ИСТОЧНИКОВ……………………………………...22

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. Издревле человек, глядя в небеса и думая о боге, желал уподобиться ему, стать таким же всемогущим и самому создавать живые существа себе подобные. Так или иначе, человек изобрел нечто желаемое, что, по его мнению, могло бы мыслить. Это был первый процессор. Сначала он мог только складывать и вычитать. И вот прошло всего чуть более 30-ти лет и перед нами - компьютер пятого поколения. Он может без присутствия и участия человека воспринимать внешний мир, "знать его" (хранить информацию), и реагировать на какие-либо изменения во внешнем мире, давая лаконичное экспертное заключение о происходящем.

Двадцатый век обнаружил  симптомы новой цивилизации. Человек  породил сверхсложные машины, вышел  в космическое пространство, покорил  термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо менее успел в ликвидации последствий своих успехов.

Формирование единого  глобального экономического, социального  и культурного пространства — это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут на себя функции и всемирного банка информации и самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру.

Информация вышла на приоритетное место среди критериев  прогресса, как и средства ее получения  и переработки и использования  — компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека. В развитых странах более половины трудящихся заняты в информационном секторе (в США — 80%), причем информация, технические и программные средства ее переработки превратились в главный товарный продукт.

В то же время от внедрения  интеллекта и модели окружающего  мира внутрь компьютера, то есть от формирования в его недрах “виртуальной реальности”, люди переходят к воплощению виртуальности  вокруг себя — микропроцессоры в  автомобилях, телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т.д. Благодаря развитию телекоммуникаций человек попадает в среду, в которой есть места, где размножается “информационная грязь” человеческого бытия, в которой есть свои болезни. И зачастую человек оказывается неприспособленным к новому темпу развития цивилизации.

Эти технологические  изменения существенно преобразуют  не только среду обитания человека, но и влияют и на самого человека, на организацию всех видов его  деятельности, на взаимоотношения между  сообществами людей на рынке сырья, товаров и услуг, на систему образования и, наконец, на нормы и законы, фиксируемые и развиваемые законодательной, судебной и исполнительной властями.

Таким образом, проблема “Компьютер и человек” становится одной из главных проблем современного общества.

 

ГЛАВА I. КОМПЬЮТЕР и киберпространство

  1. Преимущества есть, несомненно

 

Новая информационная эпоха  демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.

Во-первых, это высокий  уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефоном, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т. п.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.

Следующее преимущество определяется способностью компьютеров  взять на себя функции всех существующих средств массовой информации сразу, включая книги и музыкальные инструменты. Это означает, что человек получает возможность выбирать те виды средств массовой информации, через которые он хочет получать и передавать идеи. Такие конструкции и явления, как тексты, изображения, звуки и кино — почти недоступные в традиционных средствах массовой информации — становятся легко управляемыми самим человеком.

В-третьих, поскольку  информация может быть представлена во многих различных аспектах, человеку предоставляется возможность многосторонне рассмотреть идеи или проблемы и свести воедино информацию различных источников.

В-четвертых, суть компьютерных расчетов состоит в построении динамической модели идеи посредством имитации условий. С помощью компьютера можно получить не просто статистические выкладки, а наглядные модели, которые описывают и проверяют противоречащие друг другу теории. Обеспечение возможности более ясного “видения” мира становится все более реальным сегодня и является столь же революционным продвижением вперед, как переход человека от простой житейской мудрости к овладению языком, математикой, наукой.

Пятое преимущество состоит  в том, что компьютеры можно наделить мышлением. Способность компьютера к построению моделей позволяет  ему соперничать с человеческим разумом.

Эти пять преимуществ  представляют собой могущественную информационную среду, центральным  инструментом которой является компьютер, а центральным субъектом действия — человек. В рамках этой системы  реализуется взаимодействие двух инстанций  — человека и компьютера — противоположных по своей сущности, по способу и целям существования. Однако, как показывает опыт нескольких последних десятилетий, это взаимодействие стало органичным, взаимно обогащающим и развивающим.

Жизнедеятельность современного человека теперь реализуется на путях все более активного общения с техническими устройствами; если раньше они являлись как бы продолжением человеческих рук и способствовали усилению его физических потенций, то возникновение компьютера резко изменило положение: он играет роль сотрудника, совместно выполняющего сложную интеллектуальную работу. Это ведет к формированию качественно другого отношения к компьютеру, нежели к технике. Создаются условия, в которых строятся связи человека и компьютера, напоминающие достаточно ярко эмоционально окрашенные отношения партнеров и соперников.

Стремление постоянно  использовать компьютер для решения  все более широкого круга задач  имеет серьезное значение, так  как позволяет человеку успешно  использовать огромные возможности  машины. Компьютер позволяет резко увеличить эффективность и качество многих форм деятельности человека, облегчает его работу, вводит в круг новых, интересующих его событий и концептуальных представлений, что, конечно, способствует прогрессу личности, усиливает ее интеллектуальные возможности.

  1. Новый вид человеческой деятельности

 

С прогрессом компьютеров  и объединяющих их сетей, в первую очередь это касается Интернета, можно говорить о появлении нового вида человеческой деятельности. В  информационных изданиях термин "киберпространство" широко используется для обозначения всех аспектов работы человека с компьютером и Интернетом. Этот термин довольно точно отражает возможность восприятия компьютеров и их сетей как особого психологического "пространства". Людям, активно работающим с компьютерами, пишущим электронные письма, играющим в игры, общающимся одновременно с людьми на разных континентах, трудно не представлять все это как особое "пространство", куда они попадают при помощи своего компьютера. Создатели интерактивных сервисов для пользователей вносят свою лепту в создание этого образа, называя отдельные части своих продуктов "мирами", "комнатами" и "территориями".

Эти факторы и вовлеченность  в путешествие по Интернету с  одного сайта на другой приводит к  тому, что люди начинают воспринимать компьютеры как продолжение своей личности в "пространстве", отражающем их вкусы и интересы. В терминах психоанализа, компьютеры и киберпространство можно рассматривать как тип "промежуточного пространства" (transitional space), расширяющего внутренний психический мир человека. Это состояние может настолько захватывать, что временами происходит растворение собственного "Я" и отождествление, к примеру, с личностью персонажа игры, проходящей на экране.

Когда киберпространство  воспринимается как продолжение разума - промежуточное пространство между "Я" и другими - это широко открытая дверь для различного рода фантазий и реакций переноса, которые могу быть спроецированы на это пространство.

  1. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве

 

    • Анонимность

Анонимность – это важный аспект понимания киберпространства. С самых ранних стадий формирования структуры этого пространства, само существование анонимности и постоянная борьба за его поддержание, не может не обратить на себя внимание. Это касается различных сторон поведения в киберпространстве: от проведения массовых опросов до интерактивного общения групп людей. В ситуациях общения никто не может сказать с уверенностью, с какого континента говорит с тобой собеседник, ни даже гарантировать, что пол человека, с которым ты вел интимные разговоры последние месяцы, действительно соответствует тем данным, которые он сам о себе указал.

  • Регрессия

Основой регрессии является тенденция людей к смешиванию понятий человека и машины. В киберпространстве люди бессознательно воспринимают машины как живых людей и, в то же время, общаются и с людьми, как с чем-то меньшим, чем человек - в результате снятия запретов на сексуальное и агрессивное поведение.

  • Идентификация

Одной из уникальных особенностей киберпространства является возможность поэкспериментировать с самоотождествлением. Во многих ситуациях человек может выбрать любое имя, манеру поведения и даже пол. Люди, с которыми он будет вступать во взаимоотношения, будут воспринимать его через слова и действия, совершаемые в соответствии с выбранным типом.

    • Смена пола

Безусловно, желание и  попытки переменить пол далеко не новое явление, но проявление этого  в киберпространстве имеет уникальные и широкие возможности. Главная  из них, это та простота, с которой человек может сменить свой пол. Это является наиболее привлекательным для экспериментов, которые могут быть прекращены в любой момент и также безопасно возобновлены. Поэтому все больше людей предпочитают менять пол там, а не в реальной жизни. Это также предоставляет исследователям беспрецедентную возможность изучить, как и почему люди меняют пол.

    • Реакция переноса

Поскольку общение с  компьютером, в отличие от книг, кино или телевидения, есть процесс двусторонний, не удивительно, что именно он стал первым предметом, на который человек проявил реакции переноса:

- Компьютер как родитель

- Компьютер как ребенок

- Компьютер как родитель с желанными качествами

- Вы как родитель с желанными качествами

- Интерактивное общение с другими людьми.

  1. Зависимость от киберпространства

 

Как показали последние  исследования, некоторые люди проводят в киберпространстве столько  времени, что это идет в ущерб  их личной и профессиональной жизни. Проблема зависимости от киберпространства  является, на сегодняшний день, наиболее важной из всех психологических аспектов взаимодействия человека и компьютера. Когда говорят о данной зависимости, в нее включают широкий круг различных типов поведения и проблем с контролем импульсов. Признанный авторитет в этой области Kimberly Young из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:

  • Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.
  • Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.
  • Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.
  • Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.
  • Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков.

Информация о работе Человек и компьютерный мир