Человек и его судьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

Вопрос о природе человека наталкивается на весьма распространенное предубеждение против самого понятия человеческой природы. В литературе стало уже общепринятым мнение о том, что "природа человека" есть результат метафизического, т. е. вне исторического подхода к анализу реальных, полнокровно-живых личностей. Получается, что никакой общей природы у человека нет, а есть только конкретно-исторические его сущности, определенный (временем и местом) человек или даже исключительно только Иванов, Петров, Сидоров... Отрицать природу человека - значит, ставить под сомнение действительное или объективное существование общего как такового.

Содержание

Введение

1. Природа человека

2. Справедливость: социально-антропологический анализ

3. Смысл жизни - в чем он?

3.1 Гедонистический смысл жизни

3.2 Аскетический смысл жизни

3.3 Действенно-гуманистический смысл жизни

Заключение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Человек и его судьба.docx

— 27.16 Кб (Скачать файл)

 

У справедливости как социально-нравственного  образования много сравнений  и противопоставлений: равенство, благо, свобода, совесть, честь, достоинство  и т.д. Чаще всего ее сопоставляют с равенством. Сопоставляют по-разному. Но принципиальных и контрастных  подходов два: отождествление и противопоставление. То есть философская концепция справедливости может разрабатываться (и оттеняться) как на основе равенства, так и  неравенства.

 

Платон и Аристотель, например, основывали справедливость на неравенстве. Они исходили из естественной природной  данности неравенства, из того, что  люди так "сделаны", что человеческая жизнь так устроена от века. Неравенство  и связанная с ним социальная иерархия были для Платона естественным следствием и завершением особого - трехчастного строения души. Те, у  кого в душе доминирует разум, составляют сословие правителей-философов. Те же, у кого сильно выражено "яростное начало" души, формируют сословие воинов (стражей). Люди же, в душевном складе которых превалирует "вожделеющая  часть", составляют сословие земледельцев и ремесленников. Что до Аристотеля, то он прямо писал, что одни люди "являются по природе рабами, а  другие - свободными", что "полезно  и справедливо одному быть в рабстве, другому - господствовать, и следует, чтобы один подчинялся, а другой властвовал и осуществлял вложенную  в него природой власть, так чтобы  быть господином". Иными словами, Платон и Аристотель полагали, что  у каждого человека есть своя жизненная  мера, свой данный от рождения ("по природе") круг способностей, видов деятельности, форм активности, преступать, выходить за который нельзя, ибо это и  есть корень всякой несправедливости. Неправильно, несправедливо идти против своей жизненной меры, природы, судьбы. "...Справедливость, - утверждал Платон, - состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое".

 

Но вот что интересно. Платон не мог не отдавать себе отчет в  том, как это непросто - убедить  людей, наделенных сознанием и волей, примириться и согласиться со своим неравенством, хотя бы и "по природе". Ситуация непростая, а поскольку  справедливость, по Платону, была принципом  государственного устройства, - в чем-то даже трагическая. В поисках выхода из этой ситуации афинский философ  обратился к мифу - шаг с философской  точки зрения неправомерный. Ведь философия  возникла и развивается как преодоление  мифа, мифологии, а тут все наоборот. Но о чем миф? Оказывается, о том, что общая мать всех людей, граждан  государства, - Земля, что по отношению  к ней все они братья. Но люди все же неравны. "Виновник" этого - Бог. Именно он, вылепливая людей в  недрах матери-земли, примешал к одним  золота, к другим - серебра, к третьим - меди и железа. Так что, если разобраться, неравенство "по природе" оказывается  неравенством "по мифу". Такова, вероятно, логика слишком резкого противопоставления справедливости и равенства. Если быть строгим в суждениях, то равенство  можно обнаружить и в неравенстве. Ведь когда требуют неравно относиться к неравным людям, то тем самым  требуют соблюдать какую-то меру, пропорцию, соразмерность. Пропорции  же и соразмерности без определенного  равенства (хотя бы в виде единого масштаба оценки) не бывает.

 

Смысл жизни - в чем он?

 

человеческий справедливость смысл жизнь

 

Смысл жизни - только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме  человека, не задумывался над смыслом  бытия, не поднимался выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни  реальна лишь там, где ставится вопрос о целом, целостности жизни, о  взаимосвязи ее начала и конца  и потому - о том, что после жизни. Как проблема, феномен смысла жизни  существует лишь для того, кто задался  целью понять до конца свое поведение, свою линию жизни. Иными словами, "зачем" жизни (а это и есть смысл бытия) появляется лишь тогда, когда человек начинает сопрягать  ее "откуда" и "куда".

 

Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание. Под смыслом  жизни "скрывается" убеждение, что  жизнь достойна того, чтобы ее прожить. «Решить, стоит или не стоит жизнь  того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Сама постановка этого вопроса свидетельствует  о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Смысл  жизни выступает в качестве самого глубокого или главного мотива нашего существования. Смысл жизни не есть чисто "знаниевое" образование. Его нельзя просто знать, а тем более доказать. Философия просто обнажает саму проблему смысла жизни и ту гамму возможностей ее решения, которая открывается перед человеком в том или ином жизненном контексте. Но в этой перспективе она говорит не столько о "что-смысле", сколько о "как-смысле" - как можно было бы поступать, вести себя, как выстраивать свою жизненную стратегию. Человек - субъект жизни, а значит и ее смысла. В смысле жизни концентрированно выражается сам человек, его природа. Человеческая природа, по общему признанию, бивалентна. Традиционно ее изображают в виде оппозиции души и тела, разума и чувств, идеального и материального.

 

3.1 Гедонистический смысл жизни

 

Смысл жизни, выводимый из опыта  чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone - наслаждение). Гедонистический смысл жизни заключается в чувственном наслаждении цель и смысл своей жизни. Оговорки насчет разумности наслаждений, благоразумное™ в удовольствиях мало что меняли в их общей жизненной установке.

 

Непосредственное физическое наслаждение, учили киренаики, - единственное и  подлинное благо в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильными острым удовольствием. Будущего в этом смысле нет. Для умножения и интенсификации удовольствий хороши все средства и  пути. Ничто иное, как удовольствие, добро и зло. Можно манипулировать всем и вся, лишь бы это приносило  наслаждение. Богатство, власть, слава  и т.п. - все подчинено наслаждению, его достижению и продлению. Наслаждение, удовольствие - главный мотив всех человеческих поступков и деяний.

 

Но с другой стороны Гедонистический  смысл жизни можно рассматривать  как бы со знаком минус - как отсутствие страдания. Лучше сразу избежать страдания, чем искать удовольствия, если оно имеет своим следствием страдание. Но можно пойти и на страдание, если только за ним последует  для нас еще большее удовольствие. Высшей формой счастья, идеалом жизни  является атараксия - блаженное состояние  свободы от телесных страданий и  душевных тревог, от болезней тела и  страхов (перед смертью и вообще всем непонятным) души. Гедонистическая  концепция смысла жизни имеет  много недостатков или уязвимых точек.

 

Во-первых, многие удовольствия ведут  к отрицательным последствиям, причиняют  в конечном счете страдания. Удовольствие от систематического приема наркотиков, например, приводит к деградации человеческой личности, к расстройству ее физического  и психического здоровья.

 

Во-вторых, многие удовольствия несовместимы друг с другом, т.е. гедонизм как концепция  внутренне противоречив. Скажем, наслаждение, испытываемое человеком от динамизма  и полноты своих физических сил, трудно совместить с удовольствием  от плотного ужина, крепких напитков и т.п.

 

В-третьих, ориентация на поиск одних  удовольствий в жизни делает человека рабом как самих этих удовольствий, так и, в особенности, тех обстоятельств, вещей и людей, от которых они  зависят. Рабская зависимость от удовольствий - вряд ли удовольствие. Наконец, что очевидно, в жизни полно  малоприятных вещей, рутинной, грязной  работы. Участие в военных действиях  по защите Отечества, уход за физически  беспомощным человеком... Эти и  подобные им ситуации приятными не назовешь. Но ни отменить их, ни уйти от них в реальной жизни нельзя. Гедонистическая  линия поведения, таким образом, вряд ли совместима с достойным человека смыслом жизни. Хотя жизнь без  удовольствий - тоже не жизнь.

 

3.2 Аскетический смысл жизни

 

С другой стороны смысл жизни  заключается в разуме. Аскетизм предписывает то или иное подавление чувственных  влечений и желаний человека. В  самой сильной своей версии аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, полное самоотречение, высшее состояние духа, отрешенного  от всех земных забот и страстей. Буддийская нирвана, пожалуй, может  служить здесь конкретным примером. Один из афоризмов Будды звучит так: "Величайший из победителей - не тот, кто победит тысячу раз тысячу мужчин, а тот, кто победит самого себя". Нирвана - это высшее просветление духа, внутреннее проникновение в  истинное бытие мира, состояние, в  которое погружается человек, оторвавшись  или освободившись от бесконечного круговорота рождений и смертей, беспредельное, безликое и вообще-то невыразимое бытие, абсолютный, ненарушимый  покой. Переход к нирване можно  сравнить с пламенем, постепенно угасающим  по мере иссякания топлива: желаний, страстей, заблуждений.

 

В ослабленном своем варианте аскетизм требует отрицания лишь некоторых  телесных (вожделение, сладострастие, чувственность) и мирских (богатство, слава) желаний, готовность страдать, жить в одиночестве и т.п. Монах, отшельник - вот истинные носители этого образа жизни. Еще более ослабленная  или сниженная версия аскетизма  представлена частичным подавлением  чувственных желаний, страстей и  эмоций, достигаемым с помощью  разумного контроля над их протеканием. На этом пути, как принято считать, тоже открываются большие возможности  для духовного роста, нравственного  самосовершенствования человека.

 

Смысл жизни в религиозной его  интерпретации связывается, так  или иначе, с Богом.

 

3.3 Действенно-гуманистический смысл  жизни

 

Данный смысл раскрывается через  актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению  или самоутверждению личности, всестороннему  развитию ее внутренних задатков и  талантов, чувств и разума. Одновременно это и самопознание, ответ на вопрос, что может, на что способен тот  или иной человек. Движение здесь  от богатства возможностей к богатству  действительности.

 

Действенно-гуманистический вариант  смысла жизни, как видим, выводит  нас на природу человека, т. е. на его фундаментальные или базовые  потребности. Необходимость их удовлетворения постоянно толкает людей на все  более полное обустройство жизни, страны, земли, на гуманизацию общественных отношений, на совершенствование.

 

Действенно-гуманистический смысл  жизни выигрышно отличается от других его вариантов или форм своей  целостностью, своим динамизмом и  оптимизмом. Вместе с тем у него немало и ахиллесовых пят.

 

Во-первых, никто пока не открыл эффективных  путей и средств для его  массовой реализации. Он все еще  удел немногих. Для остальных же он оказывается довольно смутным  идеалом.

 

Во-вторых, даже эта очень, казалось бы, оптимистическая концепция не снимает трагизма, связанного с конечностью  или смертностью каждого отдельного человека, а, возможно, и человечества в целом.

 

Заключение

 

На этом обзор основных точек  зрения на проблему смысла жизни будем  считать законченным.

 

Он, как представляется, позволяет  понять, что никакого такого смысла у жизни самой по себе нет.

 

Смысл вносится в жизнь самим  человеком. Это - его главный выбор, главная цель, которую он определяет для себя, своей жизни. Она затем  определяет его линию поведения, его образ жизни. Потребность  в смысле жизни есть потребность  в целостности жизненного опыта (и мира) человека, в приведении его  к какому-то ценностному единству.

 

Смысл жизни живет постоянным осмыслением  над тем, как и чем мы живем. Главная цель жизни всегда впереди, во всяком случае, пока мы живы, живем. В то же время она постоянно  реализуется в настоящим и  уходит в прошлое. Вопрос "зачем  живу?" рано или поздно становится вопросом "зачем жил?" Но идет смысл  жизни всегда как бы из будущего. Важно, определившись со смыслом  жизни, следовать ему во всей своей  повседневной "текучке", в сотнях и тысячах мелких дел. А это, разумеется, нелегко. Иногда любить человечество легче, чем того или иного конкретного  человека.

 

Литература

 

1. Бербешкина З.Л. Справедливость как социально-философская категория. - М., 1983.

 

2. Карпов М.М. Смысл жизни человека / Отв. ред. В.П. Макаренко. - Р-н/Д., 1994.

 

3. Смысл жизни: Антология / Общ.  ред. и сост. К. Гаврющина. - М., 1994.

 

4. Смысл жизни в русской философии.  Конец XIX - начало XX века. - Санкт-Петербург, 1995.


Информация о работе Человек и его судьба