Человек и его судьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

Вопрос о природе человека наталкивается на весьма распространенное предубеждение против самого понятия человеческой природы. В литературе стало уже общепринятым мнение о том, что "природа человека" есть результат метафизического, т. е. вне исторического подхода к анализу реальных, полнокровно-живых личностей. Получается, что никакой общей природы у человека нет, а есть только конкретно-исторические его сущности, определенный (временем и местом) человек или даже исключительно только Иванов, Петров, Сидоров... Отрицать природу человека - значит, ставить под сомнение действительное или объективное существование общего как такового.

Содержание

Введение

1. Природа человека

2. Справедливость: социально-антропологический анализ

3. Смысл жизни - в чем он?

3.1 Гедонистический смысл жизни

3.2 Аскетический смысл жизни

3.3 Действенно-гуманистический смысл жизни

Заключение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Человек и его судьба.docx

— 27.16 Кб (Скачать файл)

«Человек  и его судьба»

 

План

 

Введение

 

1. Природа человека

 

2. Справедливость: социально-антропологический  анализ

 

3. Смысл жизни - в чем он?

 

3.1 Гедонистический смысл жизни

 

3.2 Аскетический смысл жизни

 

3.3 Действенно-гуманистический смысл  жизни

 

Заключение

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Все философские сюжеты и дискуссии  покрываются и завершаются одним  вопросом: что такое человек? Не приходится доказывать, что феномен человека безмерно сложен и неисчерпаем.

 

Я хочу остановиться только на трех его  измерениях: природе человека, справедливости как регулятивной идеи - ценности его  социального бытия и смысле жизни.

Природа человека

 

Вопрос о природе человека наталкивается  на весьма распространенное предубеждение  против самого понятия человеческой природы. В литературе стало уже  общепринятым мнение о том, что "природа  человека" есть результат метафизического, т. е. вне исторического подхода  к анализу реальных, полнокровно-живых  личностей. Получается, что никакой  общей природы у человека нет, а есть только конкретно-исторические его сущности, определенный (временем и местом) человек или даже исключительно  только Иванов, Петров, Сидоров... Отрицать природу человека - значит, ставить  под сомнение действительное или  объективное существование общего как такового.

 

Человек как человек может действительно  состояться только в обществе, в  общении с другими людьми, в  социальной жизнедеятельности. Но просматривается  здесь и конкретно-историческая релятивизация человека: разные общества или общественные отношения - разные люди. Есть в феномене человека что-то сопротивляющееся исторической дискретности, указывающее или настраивающее на непрерывность, преемственность. Сущность человека как совокупности общественных отношений с определенностью укладывается в ту или иную историческую эпоху и является результатом, а точнее формой развития чего-то более устойчивого и фундаментального. Это последнее и есть человеческая природа, природа человека. Можно сказать так: природа человека представляет собой самую глубокую его сущность. Выступать следует не против природы человека ("человека вообще"), а против ненаучных и неубедительных ее истолкований. Таких истолкований много. Под человеческой природой часто понимают врожденные биологические свойства человека или биопсихическую конституцию, общую всем людям, универсальные характеристики человеческого поведения, остающиеся неизменными для всех времен и народов, специфические законы, обеспечивающие устойчивость жизненных сил и устремлений человека. Природу человека нередко отождествляют е неотчуждаемыми или естественными правами человека, как-то: право на жизнь, свободу, счастье, на равенство возможностей для развития и т. д. Интересна и попытка вывести природу человека из взаимодействия двух факторов: физических или физиологических характеристик человека и общих требований общественной жизни. В такой установке находит свое выражение в общем-то правильная мысль о взаимопересечении двух линий восстановлении и развитии человека - биологической и социальной.

 

Природа человека не является каким-то абсолютом, чем-то совершенно неизменным. Хотя и следует заметить, что постоянно развивающийся феномен исключает только статику, но не постоянство, устойчивость, стабильность. Человек - существо постоянно выходящее за однажды положенные границы или пределы. В то же время человек, сколько бы он ни изменялся исторически, не перестает быть человеком. Он может и меняется лишь в пределах своего человеческого качества, и выходит за него в одном случае - перестав быть человеком, самим собой.

 

Природа человека - это своеобразный сущностный осадок, те универсальные  структуры, в которых закреплялось становление и упрочение человеческого  общества, социально-родового единения людей. История как бы ушла здесь  в основание. Устойчивость и сохраняемость указанных образований обеспечивается не их изначальной положенностью или жесткой содержательной заданностью, а индивидуальными жизненно-значимыми усилиями людей, их постоянно воспроизводящейся деятельностью. Прекратись случайно эта деятельность - "рассыплется", прекратит свое существование и человек, его природа. Человеческая природа, таким образом, не вырождена, наоборот, она живет постоянным рождением в поступках, делах, труде, словом, в общественно-исторической деятельности людей.

 

В понятии человеческой природы  нет ничего необычного, а тем более  оригинального. Не только человек, но и  любой другой предмет мира имеет  свой род (класс предметов) и определяется им в своей сущности. В природу  человека входят общие для всех человеческих обществ черты, отличающие эти общества, человечество в целом от сообществ  зверей, птиц, насекомых. Родовые (общие) черты человека выходят на передний план, становятся доминирующими лишь в достаточно широкой исторической перспективе его бытия. Но человек  на то и человек, чтобы видеть эту  перспективу, помнить свое прошлое  и рассчитывать на будущее. Человеческая природа проявляет или раскрывает себя через массу прошедших, нынешнее и будущие поколения людей.

 

Поскольку деятельность является способом бытия человека и общества, то именно с ней нужно связывать содержательную интерпретацию человеческой природы. Сами общественные отношения представляют собой ничто иное, как формы, или  внутренние структуры, человеческой деятельности. Сущностные черты человеческой деятельности являются актуальными формами бытия  человеческой природы. Их можно представить как деятельные родовые силы или способности человека, его общественно-значимые задатки и таланты.

 

Учитывая, что данные силы или способности  являются фундаментальными, основополагающими  для жизни человека, их следует  назвать базовыми потребностями  человеческого бытия.

 

Определение человеческой природы  как совокупности базовых потребностей человека открывает новые перспективы  в ее проблемном анализе. Да и начинать приходится не на пустом месте - есть соответствующие  разработки.

 

Каждая из базово общих потребностей человека представляет собой блок или  комплекс менее общих, частных человеческих потребностей и запросов.

 

Исходной базовой потребностью человека является потребность в  самой жизни, т. е. совокупность физиологических  потребностей - в пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой  потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование  индивида как живого организма, биологического существа.

 

Социальная безопасность - следующая  по восходящей значимости базовая потребность  человека. «Симптомов» у нее очень  много. Тут и забота о гарантированном  удовлетворении своих физиологических  потребностей, и заинтересованность в стабильности условий жизнедеятельности, в прочности существующих социальных институтов, норм и идеалов общества, а также в предсказуемости  их изменений, и обеспеченность работой, уверенность в завтрашнем дне, желание  иметь счет в банке, страховой  полис, и отсутствие тревоги за личную безопасность, и многое другое. Одним  из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию  или философию, которая бы "привела  в систему" мир и определила наше место в нем.

 

Потребность в привязанности, принадлежности к коллективу - такова третья базовая  потребность человека. Проявления у  нее тоже самые разнообразные. Это  и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы человеческой близости. Это далее, потребность в простом  человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность  в общности-принадлежности является обратной стороной открытости или доверия  человека к бытию - как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор  неудовлетворенности данной потребности - чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности  в привязанности и причастности очень важно для полноценной  человеческой жизни. Отсутствие любви  и дружбы так же болезненно сказывается  на человеке, как и, скажем, недостаток витамина С.

 

Потребность в уважении и самоуважении - еще одна базовая потребность  человека. Человек нуждается в  том, чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, ответственность  и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других еще  недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свое высокое  предназначение, в то, что занят  нужным и полезным делом, занимаешь  достойное место в жизни. Уважение и самоуважение - это также забота о своей репутации, о своем  престиже. Чувство слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства  неудовлетворения данной потребности  человека.

 

Самореализация, самовыражение через  творчество - последняя, завершающая  базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически - самодостаточное развитие человека. Имеется в виду самоутверждение  человека через реализацию всех его  способностей и талантов. Человек  на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей  внутренней, свободной мотивации  должен стать. Работа человека над самим  собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности.

 

Чем привлекательна такая теория? Прежде всего, своей системностью - четкостью и определенностью. Она  не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Удовлетворение более высоких потребностей имеет своей предпосылкой удовлетворение потребностей более низких. Истинно  человеческая деятельность начинается в действительности лишь после того, как удовлетворены физиологические, материальные потребности ее носителя и субъекта. О каком достоинстве, уважении и самоуважении человека может  идти речь, когда он нищ, ему голодно  и холодно.

 

Концепция человеческой природы выглядит слишком оптимистичной: состоит  она, как оказывается, из одних положительных  потребностей-качеств. Как объяснить  с ее помощью зло, преступления и  заблуждения в истории человеческого  сообщества, в современной общественной жизни? Как быть, например, с жестокостью, агрессивностью, с другими формами  поведения человека - коренятся они  в его природе или нет? Интересно  одно суждение Ф. Энгельса на этот счет: "...Уже самый факт происхождения  человека из животного царства обусловливает  собой то, что человек никогда  не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о том, имеются  ли эти свойства в большей или  меньшей степени, речь может идти только о различной степени животности или человечности".

 

Да, зло играло и продолжает играть существенную роль в жизни человека, в историческом развитии общества. Но он отказывается принимать зло  в качестве природно-базовой характеристики человека. Считая природу человека в целом конструктивно доброй, американский психолог склонен рассматривать  садизм, жестокость, злобу и т. п. не как нечто внутренне присущее человеку, а скорее как защитную реакцию на подавление его подлинных потребностей, эмоций, способностей. Дурные поступки в сущности своей реактивны, а не инстинктивны - таково глубокое убеждение ученого. Такая трактовка зла, его места и роли в жизни человека и общества, на мой взгляд, не лишена оснований. Хотелось бы только заметить следующее. "Реактивное" понимание зла невольно настраивает на нечто поверхностное, внешнее и потому малосущественное. На самом же деле это далеко не так. Злое начало становится со временем таким же внутренним формированием человека, как и доброе. Вторичность же этой структуры в рамках человеческой природы указывает на не беспочвенность тысячелетней гуманистической мечты человечества о справедливом и свободном устройстве общественной жизни. Отсюда задача - создать благоприятные общественные условия для выявления подлинно человеческих начал в человеке.

 

Человек рождается в этот мир  с некоторыми задатками. От общества, социальной среды зависит, будут  ли они развиты в способности  или же так и зачахнут, атрофируются за невостребованностью, неподкрепленностью. Но создать эти задатки общество, социальная среда не может.

Справедливость: социально-антропологический  анализ

 

Проблема справедливости уж далеко не только нечто из области разумного, доброго, вечного - вокруг нее кипят  страсти, и отнюдь не только возвышенные. За справедливость сегодня сражаются, на ее алтарь кладутся все новые  и новые жертвы. "Где же справедливость?" - этот вопрос все чаще загорается тревожным  красным светом на нашем пути к  демократии. И сегодня этот вопрос проясняет ни митингующая площадь, ни партийная перепалка, а научное  сообщество, диалог, дискуссия профессионалов. Справедливость - образование многомерное, в ней "много различных уровней, слоев, сторон, граней. И все они  в общем-то важны - одни больше, другие меньше - для составления целостной, полнокровно-жизненной картины этого  феномена.

 

Надо сказать, что отношение  к справедливости в философии  неоднозначно. Амплитуда колебаний  в ее оценке самая что ни на есть широкая. Одни исследователи склонны  считать справедливость основополагающим принципом, фундаментальной ценностью  человеческого бытия, средоточием  и в этом смысле синонимом морали, нравственности. Быть моральным существом  для них - значит, обладать чувством справедливости и руководствоваться  им во всех своих делах и поступках. Другие же полагают, что никакой  такой возвышенности, силы и благородства в справедливости нет, да и быть не может. Она в действительности изобретена для компенсации недостатков (слабостей  и ограниченностей) человеческой природы, для нейтрализации дефектов общественного  устройства, социальной жизни как  таковой.

 

Несколько особняком в данной разноголосице  мнений стоит религиозная концепция  справедливости. Для человека верующего  справедливость совпадает в известном  смысле с Богом. Вернее так: Бог нужен как раз для того, чтобы справедливость все-таки восторжествовала. В этой, земной, жизни ее по существу нет. Тут в основном правит бал несправедливость. Но в той, загробной жизни все предстанет в истинном свете, свете справедливости: каждому воздастся по заслугам его. Бог - гарант того, что в единстве земной и загробной жизни несправедливость будет уравновешена справедливостью. Различия и даже противоположности в понимании справедливости остро ставят вопрос об ее источниках, объективных основаниях или корнях.

 

Если бы в обществе всего было в изобилии, не было бы недостатка ни в материальных, ни в духовных благах, если бы отношения между людьми строились  только на основе взаимопомощи, дружбы и великодушия, тогда отпала бы всякая потребность в справедливости, само это понятие никогда бы не попало в каталог человеческих добродетелей. В чем суть данной мысли? В том  прежде всего, что справедливость вырастает  из определенной необходимости. Вырастает  в двояком смысле: в смысле "питается соками, получает жизненную силу, опирается  как на свое основание" и в смысле "перерастает", то есть становится чем-то иным, более высоким, сильным, перспективным. Здесь перед нами не столько привязанность к необходимости, сколько духовное возвышение над  ней. Справедливость предполагает особую - проспрективную работу человеческого сознания. Она становится существенным элементом исторического развития человека именно с момента ее осознания в качестве вполне реальной, а потому желаемой и даже должной перспективы этого развития. Без осознания возможности справедливости не было бы и ее действительности.

Информация о работе Человек и его судьба