Христианское понятие «спасение» как символ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 16:19, реферат

Краткое описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4 стр.
Христианство - мировая религия:………………………………………5-8 стр.
· Возникновение христианства;
· Ветви христианства;
·Вероучение;
·Структуры христианской жизни
Понятие «спасение» - один из главных символов христианства:……8-15 стр.
· История греха и спасения;
·Доктринальные отличия в христианских конфессиях:
а) православие
б) католицизм
в) протестантизм
·Критика и отрицание спасения
−Толстовцы
·Значение спасения
· Спасение - символ веры
Заключение……………………………………………………………… 16 стр.
Список использованной литературы……………………………………17 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

Иисус Христос, согласно Новому Завету, является искупительной жертвой за грех, и люди, веря в Его смерть и воскресение из мёртвых и обращаясь к Нему с покаянием в своих грехах, получают прощение грехов и вечную жизнь.

 

2) Доктринальные  отличия в христианских конфессиях:

·Христианство 
Православие содержит учение о Церкви как обществе людей, принявших спасение от Бога.

Православие утверждает, что спасение совершалось не в какой либо конкретный момент времени, а в продолжении всего земного пути Спасителя.

Спасение началось тем, что Второе Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы, приняв в Свою Ипостась человеческую природу (см. Богочеловек) от Духа Святого и Пресвятой Богородицы.

Богородица имела общую с нами природу в её искаженном грехом, но наиболее очищенном через послушание Богу, поколениями праведных предков и Ею в себе самих, состоянии, (природу падшего Адама), в отличие от католического учения о Деве Марии, как о существе  « с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха...искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына * .» то есть необходимо «спасенном» прежде самого спасения, и, как следствие, НЕ имеющую общую с остальными людьми природу Адама, а значит, не могущая такую природу усвоить Рождённому от Неё, что является НЕОБХОДИМЫМ условием спасения человечества в святоотеческой традиции «что не усвоено Богом, то не спасено».

В самый момент зачатия воспринятое Христом человечество было очищено от скверны греха в силу действия Духа Святого и ипостасного соединения . Это не означает, что Его природа была лишена ПОСЛЕДСТВИЙ грехопадения, как то страдательность и смертность, как способность ощущать страдание и способность умереть, то, что называется в святоотеческом богословии неукоризненными страстями. Но только, что в Нем не было оскверненной, гномической воли, что и есть причина осквернения, как Адама, так и каждого из его потомков.

В течение всей Его (Христа) земной жизни, Он превозмог все виды искушений, которыми сатана искушал Его.

Православный христианин усваивает себе спасение так же в продолжении всей своей жизни.

В Таинстве крещения человек вступает в Церковь. В него, как бы, всевается зерно (семя) этой новой (очищенной) природы которое, питаемое Таинством Евхаристии и нравственным совершенствованием через Таинство Исповеди и работу над собою, взращивается в христианине, изменяя человека — (Обожение) . Основное понимание спасения в Православии «подобное притягивается к подобному».

 

«Будьте святы, потому что Я свят».

 

а также «возлюбить Бога, так же, как когда-то любил грех», поскольку

 

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. .»

 

Перед человеком не ставится задачи «искупления», в католическом смысле принесения Богу «удовлетворения» за все совершённые им грехи, как обязательного условия ко спасению, но и недостаточно только личной веры. В православии считается, что спасение состоит собственно в исправлении человека и усвоении им обновленной природы Христа и совершается в содействии (синергии) с Богом (сопутствие Божией помощи с личным усердием человека к исправлению своего падшего греховного состояния). Как Его соработники, мы и призываем вас не тщетно (не пассивно) принять благодать Божи. Поэтому Православие исповедует, что для спасения необходимы не только вера в Иисуса Христа и добрые дела милосердия к ближним, но также огромная духовная работа над самим собой, борьба с врождёнными греховными наклонностями и страстями, искоренение их: « Вера без дел мертва»

· Католицизм

Как и Православие, Католицизм исповедует, что для спасения необходимы не только вера в Иисуса Христа но и дела: « Вера без дел мертва»

Но, в отличие от Православия, Католичество учит о том, что ДЕЛА ценны сами по себе. Согласно вероучению РКЦ, Христос на Кресте принес совершенное удовлетворение (лат. satisfactio) Божьему правосудию за грехи человечества. Таким образом католик, принимая крещение, освобождается от вечного наказания, ВИНЫ, но не последствий первородного греха (болезни и смерть). Грехи же, совершенные ПОСЛЕ крещения, так же оскорбляют Бога (хоть и не столько, как первородный грех Адама) и так же требуют удовлетворения. И католик, совершая добрые дела, и\или страдая приносит это удовлетворение : «...грешник...должен соответствующим образом «принести удовлетворение» или «умилостивить» за свои грехи. ... может состоять в молитве, в приношении, в делах милосердия, в служении ближнему, в добровольных лишениях, в жертвах, а главное - в терпеливом принятии Креста, который мы должны нести. »

Исповедуя грехи католик получает: « Прощение греха и восстановление общения с Богом, которые приводят к отпущению вечной кары за грех. Но остается временная кара за грех. Терпеливо перенося боль и различные испытания, а когда придет час, спокойно глядя в лицо смерти, христианин должен стараться принимать как благо эту временную кару за грех »

Но понятно, что не все одинаково это удовлетворение приносят. Святые приносят БОЛЕЕ необходимого, для их собственного спасения, удовлетворения. И эти заслуги добавляются к «сокровищнице заслуг Христа и святых: «К этому сокровищу принадлежит также та ценность, подлинно неисчерпаемая, неизмеримая и всегда новая, какую имеют перед Богом молитвы и добрые дела Пресвятой Девы Марии и всех святых, которые, следуя за Христом и силою Его благодати, освятились и исполнили поручение Отца, таким образом трудясь для собственного спасения, они также способствовали спасению своих братьев в единстве мистического Тела.»

· Протестантизм

В Лютеранстве учение о спасении выражается известным выражением Мартина Лютера «sola gratia, sola fide», то есть «только благодатью, только верой». Наиболее точно этот принцип выражен в библейском стихе: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» .

Сами же дела, без наличия спасительной веры, не могут спасти человека. Известный отрывок из Послания Иакова «вера без дел мертва» толкуется не отдельно от остального текста Послания, но в контексте. Апостол Иаков в этом отрывке Послания обращается к верующим, утверждая, что свидетельством истинности их веры должны служить дела. Иаков подразумевает, что истинная (спасающая) вера должна выражаться в делах, а не то, что человек может спастись по делам, без веры.

Протестанты разделяются во мнениях касательно спасения на сторонников учений Якоба Арминия и на сторонников учения Жана Кальвина.

Бог, по кальвинистскому учению, от начала века предопределил одних к спасению, других к осуждению. Поэтому одним он дает веру, другим нет. Получившие спасающую благодать никогда её не утрачивают.

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.  Дела же, как и само покаяние (поскольку покаяние тоже есть дело) рассматриваются как следствие наличия или отсутствия спасительной веры.

Согласно учению Арминия, спасение зависит не только от Божией благодати, но и от свободного выбора человека, и его можно потерять.

 

 

 

3) Критика и отрицание  спасения

Следующие религиозные направления выступали с критикой христианских ортодоксальных представлений о спасении:

·Толстовцы — отвергают вероучение об спасении, искуплении.

"Спасение (христианское) это только воображаемое, так как в действительности люди после искупления остаются точно такими же, каков был Адам, каковы они были после Адама, каковы они были при Христе, во время Христа и после Христа, каковы были и суть люди всегда, так как в действительности всё такой же грех, та же удобопреклонность к злу, те же муки рождения, та же необходимость труда для пропитания себя, та же смерть, свойственные людям, то и всё это учение второй части не есть уже учение о вере, а чистое баснословие. Толстой Л. Н.

4) Значение спасения

согласно христианскому учению, главные Божественные чудеса — это воплощение, смерть и воскресение Иисуса, которые, как утверждает церковь, оказали воздействие на всю человеческую жизнь. На разных этапах развития христианской мысли эти чудеса рассматривались по-разному; но в общих чертах большинство христиан едины, представляя себе, что Бог воплотился в человека, чтобы взять на себя его грех, так как грех — это основное человеческое условие со времени грехопадения Адама и Евы, по Библии — первых людей. Но Бог—Иисус, ставший человеком, не совершал грехов. Он также (будучи Богом) не имел на себе следов первородного греха, унаследованного от Адама. Но Он принял на себя наказание, а именно смерть за грехи всего мира. Он воскрес из мертвых в телесной форме и, «спасен путем искупления чужих грехов», воскрес даже из царства мертвых. С этого времени люди получили возможность освобождаться от наказания за свои грехи, если они раскаиваются в грехах, веруют в Иисуса как Мессию и принимают искупительную жертву. «Покайтесь и примите благую весть!» — таков был лозунг первых христианских проповедников. Соответственно Бог дал христианам и церкви как телу дар Святого Духа, продолжающего Божественное присутствие в жизни людей и увеличивающего их подобие Христу.

Опыт спасения является, таким образом, возрождением к новой жизни. Человек переходит от покаяния и прощения через жертвование к принятию новой жизни во Христе и принятию Святого Духа. С древнейших времен христиане понимали спасение в его изначальном значении: они видели его именно как спасение, сохранение, в результате которого они как бы оказывались в стенах крепости, в безопасности от врага, ее осаждавшего. Связанный с ним термин «искупление» выражает сходный опыт: выкуп у сил зла действием Божьей благодати. Ощущение зла, окружающего человека в этом мире и глубоко укоренившегося, является частью христианского сознания. Пережив спасение, христиане испытывают освобождение от беспокойства, внутренней вины и греха, они ощущают в себе меньшую уязвимость к действию сатанинских сил, которые, кажется, постоянно бомбардируют их. Это чувство свободы — только начало. В дополнение к нему опыт спасения способствует приближению к Богу, а иногда даже вызывает экстатические состояния, словно христианин переходит на более высокие уровни существования. Спасение, таким образом, представляет собой живое состояние реальной связи с Богом, с Божественным, которое в условиях поддержки христианской общины может неуклонно продолжаться или периодически возобновляться.

Тем не менее со временем состояние экстаза у верующих уменьшается — по мере того как церковь становится старше. Мы не должны этому удивляться. Первые последователи новых религиозных движений зачастую отличаются состоянием высокой духовности. Собственный духовный опыт у них укрепляется благодаря тому, что окружающие проявляют большую преданность вере. Позднее, обычно уже во втором-третьем поколениях, экстаз членов религиозных общин идет на убыль. Но, если группы продолжают существовать, внимание людей, принадлежащих к ним, переориентируется на будущее и центр тяжести перемещается на надежды. Это свойственно и христианству. Одно поколение христиан может непосредственно ощущать Божественное участие в своей жизни, а последующие поколения, для которых подобный опыт уже недоступен, сосредоточиваются на надеждах на будущее. Такие надежды совершенно естественны в христианстве, зародившемся среди евреев, ожидавших пришествия Мессии, и в греческом окружении с характерной для него убежденностью в бессмертии души. В этом контексте понятие «спасение» оказалось у христиан неразрывно связанным с загробной жизнью. Еще у апостола Павла мы находим некоторый разрыв в понимании состояния спасения в этом мире и обещанной даже более значимой жизнью, которая наступит после возвращения Мессии. Теперь христиане освобождены от грехов, пишет Павел, то есть они поставлены в правильное положение по отношению к Богу, позднее они станут освящены, то есть станут совершенно святыми. Христианство колеблется между двумя полюсами, периодически меняя ориентацию: то оно полностью обращается к загробной жизни, в другое время — сосредоточивается на поисках духовных опытов в этом мире.

Важно отметить, что достижение всякого спасения, как в земной жизни, так и обещанного в будущем, почти всегда достигается через обряд. В одних разновидностях христианства главными обрядами считаются основные таинства, в других существует мнение, что к более высокой жизни можно приобщиться посредством самодисциплины и благодаря молитвам. Проповедование, пение или личное взаимодействие — вот те каналы, посредством которых человек достигает спасения от греха или благословения Святым Духом. Спасение может быть глубоко личным, трансцендентным опытом, в котором индивид встречается с Богом. Но на ранней стадии оно выражается в интуитивной форме, как обряд, ведущий к духовному возрождению. Ранняя церковь сформировала серию обычаев, через которые осуществлялся этот опыт превращения: период учения и испытания, обряды крещения, конфирмации и первого причащения.

5) Спасение - символ веры.

Остановимся прежде всего на слове спасение. Остановимся потому, что здесь мы имеем дело с понятием, которое каждому верующему известно, к которому он так привык, что оно перестало звучать для него во всём своем смысле. Поэтому нужно подчеркнуть, что христианство — это религия спасения. А это значит — не просто "улучшения" жизни, помощи в житейских невзгодах, раскрытия отвлеченных норм и принципов поведения, а именно спасения. Спасение предполагает гибель. О спасении, а не об утешении и утешительных словах молит тонущий человек, или человек, дом которого охвачен пламенем, или человек, летящий в пропасть. Между тем именно ощущение гибели  — и потому переживание христианства как спасения как бы выдохлось за долгие века христианства, и подавляющее большинство христиан, хотя по привычке и повторяет слова "Спаситель", "спасение" и мольбу "спаси нас", внутренне, подсознательно переживает их по-иному, не так, как переживали христиане вначале.

В самом христианстве произошла своеобразная подмена слов, или, лучше сказать, не слов — ибо слова-то остались те же самые, — а смысла слов, их звучания. Произошла эта подмена потому, что мы перестали ощущать себя существами действительно гибнущими, существами, чья жизнь неумолимо стремится к бессмысленному распаду, которая поглощается злом, бессмысленностью, ужасом умирания и смерти, животной борьбой за существование, страшной похотью власти, войной всех против всех, ложью, отравляющей самые истоки жизни, серостью и приговоренностью всех к смерти, то есть всем тем, что пытается, и, увы, с успехом, заглушить, замазать наша так называемая "цивилизация". Всего этого мы научились как бы не замечать, а то уж очень страшно жить. Всё это мы научились заговаривать суетой повседневной жизни. Нет, не случайно всё громче гремит оглушающая шумная музыка, ускоряется ритм жизни, всё увеличивается число новостей, которыми глушат нас день за днем. Это человечество, боящееся остановиться, боящееся задуматься, боящееся остаться наедине с собою и увидеть гибель, страх, ненависть и зло как саму жизнь, к которой мы приговорены. Между тем именно таково ощущение, образ жизни в Евангелии. Христос приходит к людям, "сидящим во тьме" и "сени смертной". Вот первое определение в Евангелии судьбы человеческой. Радость рождественской ночи сразу же омрачена. Ирод хочет убить Младенца и для этого убивает множество младенцев, и вот, пишет евангелист Матфей, "глас в Раме слышен, плач и рыдание, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет..."

Информация о работе Христианское понятие «спасение» как символ