Формирование марксистской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:13, реферат

Краткое описание

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии 1.docx

— 23.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Костина Алина  Павловна

СЛЭ-102фк

Реферат по философии  на тему:

“Формирование марксистской философии”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марксистская философия  была создана совместно двумя  немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия  марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла  за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую  популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и  Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии. По своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития.

Марксистская философия подвергла радикальному пересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейской философии к середине XIX века. Не было ни одного течения в философии, которое не подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма, с их точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.

В своей философии они  видели орудие революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменять мир, его необходимо объяснить и  познать. Поэтому они вырабатывают адекватные этой задаче теоретические  принципы своей философии, то есть марксистской философии.

Они считали, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые признают первичность материи, природы, бытия являются материалистами.

Марксистская философия  исповедует принцип материализма, но в отличие от предыдущих форм материализма, которые признавали объективные формы движения материи, природы преимущественно с точки зрения механицизма, в марксистской философии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, его качественного и направленного изменения.

На формирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха и учение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии. Как признавали сами родоначальники марксистской философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля послужила теоретической предпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развития мира, как природного, так и общественного.Они придали материализму, как принципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля, преобразовав ее, придали материалистический характер.

 

 

 

 

Возникновению марксизма  и марксистской философии способствовали:

1. предшествующая материалистическая  философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

2. бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

3. крушение идеалов Великой  французской революции (свобода,  равенство, братство, идеи французского  Просвещения), их невозможность воплощения  в реальной жизни; 

4. нарастание социально-классовых  противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

 Таким образом выявилось несоответствие между производительными силами и производительными отношениями.

Значительно разросшийся  за несколько лет пролетариат  в XIX веке впервые стал выступать  в качестве самостоятельной политической силы. Постепенно объединяясь в национальном масштабе, английские рабочие создали  чартистскую партию, главной задачей  которой была борьба за предоставление трудящимися гражданских прав и  возможности участвовать в управлении страной.

Немецкая буржуазия не обладала политической властью, хотя представляла значительную экономическую силу. Это  означало приближение буржуазной революции. Здесь она назревала в условиях, когда капитализм уже господствовал в западноевропейских странах, а в самой Германии был более развитый пролетариат. Таким образом, здесь создавались условия для развёртывания классовой борьбы пролетариата и буржуазии в самом ходе буржуазной революции.

Это своеобразие социально-экономического развития Германии и обусловило то обстоятельство, что она стала  родиной марксизма, исторически  подготовленного развитием капитализма  и классовой борьбы пролетариата во всех странах Европы.

Теоретическими источниками  марксизма являются:

1. классическая немецкая  философия, в особенности идеалистическая  диалектика Гегеля и антропологический  материализм Фейербаха; 

2. классическая английская  политическая экономия, и прежде  всего учения Смита и Рикардо;

3. критически-утопический  социализм начала XIX в, в первую очередь учения Сен-Симона и Ш. Фурье.

Карл Маркс и Фридрих  Энгельс критически восприняли, материалистически  переработали и развили дальше на новом фактическом и теоретическом  материале "рациональное зерно" гегелевской  диалектики и основные положения  фейербаховского материализма. Заслуга А. Смита и Д. Рикардо заключается в том, что они положили начало трудовой теории стоимости.

Создание научного социализма имело громадное значение для  развития философии марксизма как  теоретической основы научного социализма. Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся  в течение примерно одного десятилетия, с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века.

В историческом процессе формирования философии марксизма следует  отметить две основных ступени:

1. переход Маркса и  Энгельса с позиций идеализма  и революционного демократизма  на позиции диалектического материализма  и научного коммунизма, который  завершается к началу 1844 г 

2. разработка основных  положений диалектического и  исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма "Нищеты философии" (1847) и "Манифеста Коммунистической партии" (1848). Эволюция мировоззрения Карла Маркса: 1841 год - докторская диссертация "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура". Маркс ещё находится под влиянием идеализма Гегеля, однако интересуется античным материализмом. Он высоко оценивает борьбу Эпикура против религиозности сознания, вкладывает в свою работу политический протест против порабощения личности социальной действительностью.

Однако Маркс отрицает естественную природу возникновения религий, утверждая о том, что любое верование является следствием извращённых социальных отношений, попыток порабощения и эксплуатации.

Главной целью производительного  прогресса Маркс считает устранение "отчуждённого труда", то есть, такой деятельности, которая, будучи основным условием жизни, лишает человека возможности развивать и удовлетворять свои способности и потребности. Наконец, в 1844 начинается активное сотрудничество Карла Маркса с разделяющим его философские и политические убеждения Фридрихом Энгельсом, благодаря которому в окончательном виде формируется течение диалектического материализма.

Судьба Марксизма в  различных странах складывалась неодинаково: в одних он был несколько  оттеснён другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать  главной, ведущей идеологической силой. Особенно зримо влияние марксизма  на жизнь общества проявилось в политической сфере: партии и организации, рассматривающие  марксизм как свою теоретическую  базу, существовали и существуют по сей день во многих странах мира. Несомненно также воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное создание и практическую жизнь людей.

Сердцевину, суть философии  марксизма образуют исследования фундаментальных  классических проблем, концентрирующихся  вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей  между собой и природы (или  сущности) человека вообще. Это - мировоззренческое "ядро" любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т.д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

К.Маркс является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно-следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временным.

Основной вывод Маркса состоит в утверждении, что любая  сторона жизни определяется материальными  факторами. Как Гегель верил в  прогресс Духа в направлении более  высокого самосознания, так Маркс  верил в поступательное развитие человеческой материальной жизни и  человеческой природы. Внимание Маркса было направлено на материальную и  физическую, а не на духовную реальность.

Самым большим вкладом  Маркса в науку является его диалектический материализм, хотя сам этот термин найти  в его произведениях не удалось. Многие философы XX века и современности  пришли к выводу, что подлинно научное  мировоззрение может быть только диалектическим и никаким иным. До Маркса школа материализма и школа  диалектики существовали раздельно.

Философы Демокрит, Эпикур, а также знаменитые французские просветители XVIII во главе с Дидро - материалисты. А Гераклит и представители немецкого классического идеализма такие, как Кант и Гегель - диалектики. Первые мыслили материальное без диалектики, а вторые обсуждали диалектические явления, не видя в них материальной основы. И только Маркс осознал плодотворность единства этих двух направлений философской мысли. Он обогатил концепцию материализма, углубив представление о бытии на основе законов диалектики.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Всякое бытие по Марксу обусловлено материальностью реального  мира, в котором источником (причиной) всякого движения является диалектическое противоречие. Осуществив этот исторический синтез, он создал новую философию. Маркс не просто "позаимствовал" учения старых материалистов и старых идеалистов-диалектиков, синтезировав их воедино. Его величайшей догадкой является убеждение в том, что  научным и до конца последовательным материализм может быть лишь став диалектическим, а подлинно научной  диалектика может быть лишь став материалистической.

Математика, физика, астрономия, биология, каждая из них обнаружила в себе диалектичность и своими достижениями блестяще подтвердила плодотворность тех философских концепций, которые сформулированы в трудах Маркса. Большой вклад он осуществил в политическую экономию и общественные науки. Его главное произведение "Капитал" представляет собой скрупулёзное исследование производительных сил капиталистического общества и важнейших производительных отношений.

Научная ценность теории Маркса состоит в том, что он показал, что капитал, будучи частным, обращается и функционирует как феномен  общественных отношений.

Маркс раскрыл социальную функцию труда, показав, что она  имеет широчайший диапазон значений от индивидуальной деятельности до исторического  общественного производственного  процесса, пронизывая все сферы общественной жизни.

Марксистская теория оказала  большое влияние на многих мыслителей XIX и XX века. В XX веке под влиянием марксизма  возникло философское течение под  названием неомарксизм, которое интерпретировало идеи Марса под углом зрения современности.


Информация о работе Формирование марксистской философии