Формирование Древнекитайской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:32, реферат

Краткое описание

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Содержание

Введение.


Причины возникновения и становления философии Востока.
Становление Древнеиндийской философии.



Формирование Древнекитайской философии.



Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_srs_1.docx

— 34.41 Кб (Скачать файл)

 

 

План

Введение.

 

 

Причины возникновения  и становления философии Востока. 

Становление Древнеиндийской  философии.

 

 

 

Формирование  Древнекитайской философии. 

 

 

 

Заключение. 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
 
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. 
 
Термин «восточная философия» условен, он употребляется западными мыслителями для обозначения философских мировоззрений, отличных от мировоззрения, оформившегося в западной культуре. Однако в этом понятии не отражается вся уникальность философских идей, выкристаллизовавшихся на обширной территории к востоку от Греции в различных природных, культурных, политических, исторических условиях. 
 
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в Индии и Китае.

 

  1. Причины возникновения и становления философии Востока.

 
Философия начала формироваться в  первой половине первого тысячелетия  до нашей эры (VII–VI вв. до н.э.) одновременно в Греции, Индии и Китае. К числу причин, приведших к подобному интеллектуальному расцвету – рождению философии, ученые относят следующие:

скачок в развитии производительных сил,

появление товарно-денежных отношений,

перестройка родовой организации  общества,

возникновение первых государств,

рост оппозиции традиционной религии,

критика нормативных нравственных установок и представлений,

усиление критического духа и рост научных знаний (характерный  для древнегреческой философии).

 
Безусловно, процесс развития философии  происходил в различных странах  не одинаково. К примеру, в Индии  философия формировалась благодаря  противостоянию кшатриев (воинов) и  брахмбнов (жрецов). А поскольку власть брахманов опиралась не на физическую силу, а на силу слова – мифологическое мировоззрение, то и борьба приняла мировоззренческий характер. В свою очередь, и роль вайшьев (крестьян, ремесленников) – основного сословия Индии – в формировании нового представления о мире была незначительна, в отличие от Греции, в которой формирование философии было тесно связано с городским демосом. Все это обусловило специфический характер древнеиндийской философии, которая сохранила связь с мифолого-религиозным мировоззрением. 
 
Китайская философия зародилась в период борьбы царств, на которые распалась империя Чжоу, новое сословие населения пыталось реализовать принципы справедливого мироустройства, выступая за отмену наследования государственных должностей и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от их происхождения. Несмотря на то, что китайская философия также не смогла полностью дистанцироваться от мифологического мышления, все же ее характер определяется исследователями в большей степени как нравственно-практический, нежели религиозный. 
 
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской философии. Во-первых, самосознание древних индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых связей. Род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Такое соотношение природы, человека и сознания в первоначальной или первой индийской и китайской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и пластики сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в философских учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, у китайцев даосизм избирает миф, конфуцианство - ритуал, легизм - табу; у индийцев веданта избирает миф, миманса - ритуал и т.д. 
 
При всей специфике индийской и китайской предфилософии, обусловленной культурным фоном и различием в языках у обоих народов, в целом она обусловлена общекультурными закономерностями. 
 

2. Становление Древнеиндийской  философии. 

 
Индийская культура является одной  из самых древних в истории  человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшая большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе. 
 
В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы подразделяются на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя, вайшешика), признающие авторитет Вед и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята-чарвака), отвергающие авторитет Вед. 
 
Философия возникла в Индии в середине I тысячелетия до н.э. На формирование аутентичного мировоззрения индийцев повлияли природные факторы:

- географическое местоположение: с одной стороны Индия была  окружена Гималайскими горами, с  других сторон – морем, что  долгое время оберегало эту  местность от вторжений;

- теплый климат способствовал  формированию пищевого изобилия  и не стимулировал подготовку  индийцев к холодным периодам  года, по причине отсутствия последних.

 
К мировоззренческим истокам древнеиндийской  философии относят священные  книги – веды и упанишады. 
 
Индийцы разделяли священные тексты на два вида:

 
шрути (санскр. śruti – услышанное) – это священное знание, дарованное людям богами;

 
смрити (санскр. smŗti – запомненное) – это тоже «богооткровенные книги», основанные на авторитете шрути и представлявшие собой комментарии и истолкования этих священных текстов.

 
 
Одной из самых важных ведических книг является Ригведа. Уже в ней содержатся основные философские понятия и идеи, развитые в последующих древнеиндийских философских системах – даршанах (cанскр. darśana – видение, учение). Так, например, встречается в этой книге несколько космогонических концепций, послуживших основой для дальнейших рассуждений древнеиндийских мыслителей об устройстве и развитии мира. 
 
Все, что есть в мире, контролируется, управляется и направляется Брахмой. Сотворив мир, Брахма удалился отдыхать в тени шелковичного дерева. Этот отдых называется «день Брахмы» и длится миллиарды лет. После «дня Брахмы» наступит «ночь Брахмы», т.е. мир вернется в изначальное состояние, пока не наступит новое рождение Брахмы из золотого яйца. 
 
В дальнейшем в ряде древнеиндийских философских учений Брахман рассматривается как объективное духовное начало мира и соотносится с Бтманом. Понятие Атман первоначально употребляется в значении «тело», затем – как субъективное психическое начало, «душа», а позже – отождествляется с Брахманом и рассматривается как всеобщая основа и первопричина мира. 
 
Еще одна версия сотворения мира основана на истории Пуруши. Пурэша – в мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира.  
 
В последующем в философии под пурушей стали понимать безличное духовное начало, пронизывающее весь мир. 
 
Существовала еще одна космогоническая концепция, согласно которой все сущее (сат) появляется из несущего (асат), а над ними возвышается некое третье начало. 
 
В данной версии космогонии все боги тварны, они выполняют свое предназначение и не ведают всех тайн бытия. Лишь загадочное третье начало – «Нечто Одно» – существующее до бытия и небытия, возможно, владеет тайной мира, истинным знанием. 
 
Таким образом, в Упанишадах обозначается высшая цель человеческой жизни – слияние с атманом-брахманом еще при жизни, освобождение от сансары и достижение «мира Брахмана» после смерти. Для того, чтобы идти по этому пути, необходимо отречься от мира, от учености, от каких-либо привязанностей и исполнять три заповеди Праджапати:

 
подавляй страсти,

 
подавай бедным,

 
будь сострадателен к ближнему.

 

Исходной мировоззренческой  основой для развития философии  в Индии был ведический брахманизм, на основе которого стал развиваться  индуизм. В индуизме вызревают и  начинают наполняться содержанием  понятия (карма, дхарма, мокша, сансара, Брахман, Атман), ставшие впоследствии основными философскими категориями.  
 
Становление индийской филсофии делят на несколько периодов: 
 
- ведийский период (1500 год до н. э. - 600 год до н. э.) возникновение ведических книг; 
 
- эпический период (600 год до н. э. - 200 год н. э.) формируются Упанишады, возникают религиозные системы буддизма, вишнуизма и даршаны (школы индийской философии); 
 
- период сутр (от 200 года н. э.) происходит обобщение философского материала в форме сутр (букв. «нить» – произведение, написанное ритмизированной прозой в виде двустиший) и комментариев к ним; оформляется философская система санкхьи, йоги, мимансы, веданты, вайшешики, ньяи; 
 
- схоластический период (также II в. н.э.) период творчества комментаторов философских школ и систем: Шанкара, Рамануджа и др. 
 
Наиболее распространенный термин древнеиндийской философии, эквивалентный древнегреческому термину «философия» – это понятие «даршана». Оно весьма многозначно и употребляется в следующих смыслах: «познание», «мнение», «восприятие», «видение», «учение», «система» и др. 
 
В качестве основных философских школ древней Индии принято выделять 9 даршан, разделяя их на две группы – ортодоксальные (признающие авторитет священных ведических книг) и неортодоксальные (не признающие авторитета вед).

3. Формирование Древнекитайской  философии. 

В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа: 
 
1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э.  
 
2) этап расцвета философской мысли, который относят к VI - III вв. до н.э. и называют «золотым веком китайской философии». Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии вплоть до новейшего времени. 
 
Одним из главных факторов, повлиявших на формирование в Китае самобытной философии, был географический. От всего остального мира Китай был отгорожен с запада горами и пустынями. На востоке находилась заморская Япония, а за ней Тихий океан. Дороги на север и на юг никуда не вели. Лишь в I в. до н.э. китайцы нашли дорогу на запад и установили знаменитый шелковый путь вплоть до Рима. 
 
Сами китайцы называли свою страну Тянься (Поднебесная) или Чжунго (Срединное государство), полагая, что они, китайцы, обитают в центре земли. Они наивно думали, что земля квадратная, а небо круглое. Углы земли небом не покрыты, там нет времен года, там зыбучие пески (действительно, на западе Китай окружен пустынями). Эти географические представления давали китайцам возможность считать себя высшей расой и презирать соседние с ними народы как варваров. 
 
Китайской государство того времени – восточная деспотия с жесткой социальной структурой. 
 
Все отношения между китайцами были подчинены сложному ритуалу, имеющему мировоззренческое обоснование. Как говорится в авторитетной для китайцев книге «Цзо чжуань», ритуализация отношений китайцев, их ритуал взаимного приветствия и обращения основываются на «постоянстве неба, порядке»; «ритуал - это устои (в отношениях) верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу». 
 
В Китае, как нигде, был развит культ предков (манизм). Вся жизнь живых проходила как отчет перед духами предков, которым приносились жертвы, первое время даже человеческие (военнопленные, дети-первенцы). 
 
Социальное неравенство проявлялось и в религиозном культе. Высшую жертву духам земли и неба имел право приносить только «сын неба» – ван. Небо (тянь) – высший объект почитания в Китае. Оно – обиталище небесного владыки – Шанди. Воля неба – высшая сила, определяющая все происходящее на земле. Она недоступна пониманию людей: «Высшего неба деянья неведомы нам, воле небес не присущи ни запах, ни звук!». 
 
Количество направлений в ранний период развития китайской философии было столь велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». Уже в древности предпринимались попытки классификации этих школ, наиболее известная из них принадлежит китайскому «отцу истории» Сыма Цяню (II-I вв. до н.э.). Он выделил шесть основных течений древнекитайской философии (шесть школ). 
 
Школы древнекитайской философии:

 
Школа

 
Проблематика

 
Инь-Ян-цзя (натурфилософская школа)

 
природа, проявление в природе Инь и Ян и их взаимодействие

 
Кун-цзя (школа Конфуция, конфуцианство)

 
этико-политическая проблематика

 
Мо-цзя (школа Мо, моизм)

 
социально-политическая проблематика

 
мин-цзя (школа имен, номинализм)

 
проблемы логики и семантики: связь  между именами и обозначаемыми  объектами или явлениями

 
фа-цзя (школа закона, легизм)

 
социальные законы и способы управления людьми

 
дао-цзя (даосизм)

 
онтологическая и гносеологическая проблематика: природа и сущность Дао и Дэ, их проявление в природе и обществе


 
Наиболее популярными из школ впоследствии стали конфуцианство и даосизм.  
 
Конфуцианство. 
 
Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н.э) 
 
Основные труды: «Тринадцатикнижие» (включает 6 книг канона), «Лунь Юй» («Беседы и суждения») – составленные учениками из записей бесед с Конфуцием.  
 
Конфуций полагал, что главный долг мудреца – передавать прошлое культурное наследие. Однако это культурное наследие Конфуций по-своему интерпретировал. 
 
Небо, говорил Конфуций, есть высшая сила: оно следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Небо – судьба, рок, дао. Небо управляет нашей жизнью, оно дает нравственные принципы, которым мы должны следовать. Небо хочет, чтобы люди были доброжелательны друг к другу, т.е. назначение человека состоит в служении другим людям.  
 
Проблема взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, проблемы управления – это центральные проблемы философии Конфуция. В решении этих проблем он исходит из осмысления опыта предков. Конфуций идеализирует прошлое, сравнивая с ним нравы современного общества. В древности, говорил Конфуций, на мелочи не обращали внимания, люди вели себя достойно, отличались прямотой, учились, чтобы совершенствовать себя, избегали людей с грубыми выражениями и некрасивыми манерами, сторонились общества, где нет порядка. 
 
Теперь же «людей, понимающих мораль, мало», принципам долга не следуют, недоброе не исправляют, учатся ради известности, а не ради самосовершенствования, занимаются обманом, срывают свой гнев на других, устраивают ссоры, не умеют и не хотят исправить свои ошибки. 
 
Вообще, конфуцианство – это, прежде всего, учение о нравственности. Конфуций сформулировал основные этические понятия, которые в целом составляли «правильный путь», т.е. дао:

Информация о работе Формирование Древнекитайской философии