Философское учение Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:03, реферат

Краткое описание

Вероятно, самым знаменитым метафизиком новой истории стал преемник Фихте, Георг Вильгельм Фридрих Гегель - философ, чьи воззрения доминировали в метафизическом мышлении XIX века, а для многих философов XX века ставший кем-то вроде злого гения. Необычайная сложность его произведений стала притчей во языцех, так что, когда кто-то написал книгу «Секрет гегелевской философии», рецензент заметил, что автору успешно удалось сохранить этот секрет. Вероятно, это и невозможно - полностью уяснить всю схему рассуждений Гегеля.
Гегель говорил о науке философии следующее: « Эта наука представляет собой единство искусства и религии, поскольку внешний по своей форме способ созерцания искусства, присущая ему деятельность субъективного созидания и расщепления его субстанционального содержания на множество самостоятельных форм, становится в тотальности религией. В религии в представлении развертывается расхождение и опосредствование раскрытого содержания и самостоятельные формы не только скрепляются вместе в некоторое целое, но и объединяются в простое духовное созерцание и, наконец, возвышаются до мышления, обладающего самосознанием. Это название есть тем самым познанное посредством мышления понятие искусства и религии, в котором все то, что различно по содержанию, познано как необходимое, а это необходимое познано как свободное»1.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……….3
Глава I. Система гегелевской философии………………………….….……5
Глава II. Философское учение Гегеля.
2.1. Гегелевская диалектика…………………………………..………...8
2.2. Противоречие между методом и системой…………….…………13
2.3. Социально-философские концепции……………….……………..15
Заключение…………………………………………………….……………..18
Список литературы………………………………………….……………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Философское учение Гегеля.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Правда, Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли» - абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными: понятия и категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество - в качество, причина - в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий - формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т.п.

Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения и переходы таких «парных категорий». Для него категории и по форме и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучи убежденным в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она всеобща, существует не только для философского сознания, ибо «то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики».                         

Гегель создал фактически непревзойденную  до сих пор систему категорий диалектики. Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера это качественное количество или количественное качество», «Действительность - единство сущности и существования», «случайность то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в  друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Гегелю принадлежит  открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины   вместо   цветка   выступает   плод.   Эти   формы   не   только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».8

Через диалектику категорий  он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря  своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество - это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

Другой закон - взаимопроникновение  противоположностей - позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

Наконец, закон отрицания отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.9

Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина - это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий - это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п.  Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.

2.2. Противоречие  между методом и системой.

     Путь, или  метод абсолютного  знания  является столь же аналитическим, сколь и синтетическим. Развертывание того, что содержится в понятии, анализ, представляет собой обнаружение различных определений, которые содержаться в понятии, но, как таковые, не даны непосредственно, и, следовательно, является одновременно синтетическим. Выражение понятия в его реальных определениях вытекает здесь из самого понятия, и то, что в обычном познании образует доказательство, является здесь возвращением перешедших в различие моментов понятия к единству. Последнее является благодаря этому тотальностью, наполненным и превратившимся в свое собственное содержание понятием.10

Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значение философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма.                                                            

Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией.

Философская система  Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идеи развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.

Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям  философской системы, которая отражала путь уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.

Эти противоречия были сняты  К. Марксом и Ф. Энгельсом, когда  они осуществили преодоление  гегелевского объективного идеализма  и разработали новую форму  диалектики - материалистическую диалектику. Однако в дальнейшем произошла такая догматизация марксизма, которая, как и в гегелевской философской системе, вела к утверждению мысли о «вершине» философского знания. Но теперь уже в форме философии марксизма, которой единственно был приписан статус науки, что якобы отличает философию марксизма от всей предшествующей философской мысли.

2.3. Социально-философские  концепции. 

Социально-философские концепции Гегеля заслуживают самого пристального внимания. Многие из них сегодня звучат очень актуально, помогают через категориальный аппарат социальной философии уяснить проблемы гражданского общества, правового государства, частной собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного сознания и др.

В «философии истории» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории, поставил вопрос о смысле истории. В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества.

Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных  событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Гегель различает гражданское  общество и политическое государство.

Гражданское общество, в  его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества:11

1) система потребностей;

2) отправление правосудия;

3) полиция и кооперация.

Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.

Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество - это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство - разумно, оно есть основание гражданского общества. Формирование гражданского общества Гегель связывает с развитием буржуазного строя, при этом философ говорит о закономерном диалектическом характере взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества. И хотя государство - это «шествие Бога в мире», он признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но не действительно, становится неразумным.

Гегель дает различные  трактовки государства: государство  как идея свободы; государство как  единый организм; государство как  конституционная монархия; государство как «политическое государство». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, которое соответствует «идее государства».

Гегель соглашается  с идеями Локка и Монтескье  о разделении властей в государстве, где гарантируется публичная свобода. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения такого разделения властей. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он считает, что соотношение этих властей должно выражать взаимосвязь целого и его членов. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет государства. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

К социально-философским и философско-историческим проблемам гегелевской философии следует сегодня отнестись со всей научной скрупулезностью, ибо они исследовались в советской философии пристрастно, не в определенной системе, а по частям, с предпочтением решения многих вопросов марксизмом.

Объективный идеализм Гегеля  - это кульминационная точка преобразования картезианской метафизики в теорию, где реален только дух, и только духовные причины и следствия могут служить основанием для объяснения мира нашего опыта. Оттолкнувшись от берклианского статического мира идей, представляющего форму существования мыслей божественного духа, и пройдя мимо творящего «Я» Фихте, создающего как объективные, так и субъективные характеристики вселенной, Гегель полностью объективизировал дух и мысль в независимое единство, лишенное каких-либо личных и субъективных свойств. Гегелевский абсолютный дух стал действительной вселенной, проявляющей себя вовне - как мировая история, а внутри - как рациональный диалектический процесс, стремящийся к полной самореализации. Будучи правильно понятой, метафизическая система теперь уже становилась не просто описанием объективной вселенной, а в каком-то смысле действительным абсолютом в интеллектуальном выражении.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.     

 

 

  1. Введение в философию: Учебник. / И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367с.

 

  1. Лавриненко В.Н. Философия: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1996. – 512с.

 

  1. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1 Исходные философские проблемы, понятия и принципы. / П.С. Гуревич, В.И. Столяров.  – М.: Политиздат, 1991. – 673с.

 

  1. Философия: Вводный курс. / И.Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 1998. – 512с.

 

  1. Философия / В. П. Кохановского, Роств-на-Дону.: Книга, 1995 -  576 с.

 

  1. Философский словарь, под. ред. И. Т. Фролова, М.: Политиздат, 1986 -  590 с.

 

1 Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1 Исходные философские проблемы, понятия и принципы. / П.С. Гуревич, В.И. Столяров.  – М.: Политиздат, 1991. – с. 53.

Информация о работе Философское учение Гегеля