Философия французского Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 04:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение основных идей и характерных черт французского Просвещения на основании философского наследия его ярких представителей.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Социальные и теоретические истоки философии Просвещения 6
Раздел 2. Родоначальники французского Просвещения Вольтер и Монтескье 9
Раздел 3. Учение Ж.-Ж. Руссо 14
Раздел 4. Атеистический материализм Просвещения 18
(Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах) 18
Заключение 25
Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

16 курсовая теория Философия французского просвещения.docx

— 68.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Философия»

на тему: «Философия французского Просвещения»

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса ФСТ,

специальности «Социология»

очной формы обучения

группы 11/2

Красавин Данила

 

Проверил:

Д. ф.н. проф. Маслов Николай Аркадьевич

 

 

 

Москва – 2013 г. 

Оглавление

 

Введение 3

Раздел 1. Социальные и теоретические истоки философии  Просвещения 6

Раздел 2. Родоначальники французского Просвещения Вольтер  и Монтескье 9

Раздел 3. Учение Ж.-Ж. Руссо 14

Раздел 4. Атеистический  материализм Просвещения 18

(Ж. Ламетри,  Д. Дидро, К. Гельвеций, П.  Гольбах) 18

Заключение 25

Литература 27

 

 

Введение

 
 Один из важнейших периодов развития французской философии был связан с идеей просвещения, причем фигуры французских философов-просветителей были столь велики, а их наследие столь значительно, что столь же значительных оппонентов им во Франции восемнадцатого столетия не было. С французской культурой связано в целом формирование Просвещения как культурной концепции и идеологического движения, нашедших свое классическое воплощение в философском наследии. Его совпадение с кризисом феодально-абсолютистской монархии привело к тому, что французское Просвещение сыграло значительную роль  в создании идеологических основ Великой Французской революции.

Основоположниками французского Просвещения являются Вольтер и Монтескье, под влиянием идей которых сформировалось более многочисленное второе поколение просветителей – Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И. Гельвеций, П. Гольбах. Благодаря им, идеи Просвещения распространялись не только через философские произведения, но также через художественную литературу и театр, ведь столпы философии французского Просвещения были крупнейшими и широко известными писателями своего времени (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо).

Философский фундамент французского Просвещения – это противостоящий теологии и идеалистической метафизике материализм (прежде всего, материализм природы), опирающийся на учение Декарта и Спинозы. Важнейшим достижением французских просветителей следует считать преодоление механицизма и представления о неизменности природы во времени, т.е. антидиалектического подхода в гносеологии. Вообще значительная эволюция философских воззрений является характерной чертой французского Просвещения.

Изучение философских  концепций французского Просвещения  и его отдельных представителей ведется давно и отличается достаточной глубиной и основательностью.

В зарубежной историографии  обозначение границ Просвещения  начато еще К. Фишером. Благодаря исследованиям Р. Дарнтона, Р. Шартье, преодолевается оценка Просвещения исключительно как идейно-философского движения и формируется взгляд на него как на значительное культурное явление.

В отечественной историографии  достаточно долго существовал взгляд на феномен французского Просвещения  исключительно как на явление, тождественное  антифеодальной, раннебуржуазной идеологии. Однако, впоследствии в российской философии был обоснован скорее надклассовый, общечеловеческий  характер просветительских идей. Здесь следует  отметить работы Н.И. Кареева («Историки  французской революции»), в которых  французское Просвещение хотя и  не выделяется в отдельный раздел, нов хронологической последовательности содержит подробный пересказ работ  французских просветителей.

Адо А.В., Липатов А.В., Чудинов  А.В. исследовали французское Просвещение  не только в связи с Французской  революцией конца XVIII века, но и во взаимосвязи  с идейными ориентирами современной  культуры, для которой предлагавшиеся французскими философами варианты решения  вопросов борьбы «света и тьмы» по-прежнему остаются актуальными и востребованными.

С этой точки зрения, обращает на себя внимание, например,  сборник «История продолжается. Изучение XVIII века на пороге XXI века» (2001), объединивший различные варианты понимания феномена французского Просвещения зарубежными учеными. Кроме того, 80-е годы прошлого столетия актуализировалось проведение исследований, открывающих новые направления реализации идей французских просветителей в современном контексте. Здесь можно назвать направление «тендерной истории», а также идеи М. Сонечнера, усматривающего в радикальности просветительских концепций влияние янсенизма.

Таким образом, общие принципы и концептуальные идеи французского Просвещения, а также его связи  с современной философией и культурой  нашли свое отражение в научной литературе. Ее краткий анализ подтверждает актуальность философии французского Просвещения в современном социокультурном контексте.

Целью нашей работы является изучение основных идей и характерных черт французского Просвещения на основании философского наследия его ярких представителей.

В качестве методологических оснований  для нашей работы выступают системный, социокультурный, компаративистский  и герменевтический подходы.  При  обращении к текстологическому  материалу необходимым является применение методов анализа, синтеза, сравнения. Данный методологический подход позволяет рассматривать феномен французского Просвещения как целостное явление и через специфику его социокультурных характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Социальные и теоретические  истоки философии Просвещения

 

Не смотря на то, что зарождение Просвещения связано  Англией, его  полноценное оформление в общественное идеологическое направление относится  к французской культуре. В которой оно было представлено рядом выдающихся философов и мыслителей – Вольтером, Монтескье, Дидро, Гольбахом, Гельвецием, Ламетри, Руссо. Их просветительские концепции определили дальнейшее духовно-культурное развитие Франции и в значительной мере повлияли на общеевропейские тенденции  в философской мысли.

С точки зрения социального основания  французского Просвещения следует  сказать об историческом периоде  подготовки французской буржуазной революции. В борьбе с феодально-абсолютистским государственным строем требовалась  серьезная идеологическая платформа, которая позволила бы сформировать новые ценностные ориентиры, мировоззренческие  установки. Эту роль успешно выполнила  философия Просвещения, которая фактически сначала осуществила революцию в умах и на уровне идеологии, дав, тем самым, мощное оружие революционерам. Иначе говоря, философская революция подготовила политическую революцию.

Теоретические концепции французских  философов-просветителей основывались на идеях философского материализма, поэтому закономерно, что начало их обоснований было связано с  критикой религии, являвшейся серьезной  поддержкой для феодального государственного устройства. На смену теологического диктата не только в социально-политической, но и во внутренней, духовной жизни  людей, просветители считали необходимым  принести познание «естественного порядка», который достигает при гармонизации социальных отношений и природы человека.

Познание «естественного порядка» возможно, согласно идеям французских просветителей, только с помощью ясного разума и неиспорченных желаний человека, однако, это невозможно, пока не будут преодолены необразованность, косность, религиозный фанатизм и прочие негативные явления. Путь их преодоления – это путь избавления от невежества через просвещение разума, а просвещение разума есть задача сугубо практическая, решение которой заключается в оснащении людей правильными знаниями. Лишь на этой основе, с точки зрения философии французского Просвещения, возможны прогрессивные общественные и человеческие преобразования1.

Безусловная вера в безграничные возможности человеческого разума, в научный прогресс наук, способные создать условия для экономического и социального процветания составляют идеологический базис французского философского Просвещения. Критерием, универсальной мерой всего французским философам видится разум человека, поэтому все окружающие явления, и в первую очередь, знания, мораль, религия, должны быть подвергнуты суду разума  с целью оправдания того, что имеет право на существование.

Рассуждения французских просветителей о «царстве разума» звучат весьма утопично, поскольку у них отсутствует понимание исторически обусловленной закономерности существования феодально-аристократического строя со всеми характерными для него социальными, экономическими, духовными, культурными атрибутами. Поэтому вера в возможность смены существующего строя «царством разума» посредством просвещения больших народных масс, по сути, является социально-философской утопией.

Итак, разум – единственный универсальный критерий истинности во французской просветительской философии. Однако здесь кроется ее главное уязвимое место. Во-первых, сам разум остается вне всякой критики, его просто нечему оценивать. Во-вторых, универсальность разума ведет к его трактовке как общего и универсального для всех людей, а значит и всеобщей «разумной культуры», что, как мы понимаем, совершенно невозможно. В-третьих, непоколебимая убежденность в истинности только «разумной культуры» приводит к отвержению существовавших прежде культурных моделей, как построенных на невежестве или сознательном обмане. Наконец, исключительно с силой разума связывается исторический прогресс, что звучит неоправданно категорично.

Абсолютизация разума французскими просветителями требует некоторого уточнения, поскольку ими имеется в виду лишь научный разум, свободный от гипотез и предрассудков и опирающийся исключительно на опыт и эмпирическое знание. Иначе говоря, для них знание добывается только опытным путем, однако, его истинность проверяется только разумом. Подобное соединение философского рационализма и эмпиризма представляется весьма прогрессивным для своего времени2.

Наиболее существенное отличие  философии Просвещения от предшествующих периодов заключается в том. Что  она сознательно перестает быть «философией абстрактного, общего мира»  и выступает как «философия видимого мира» рассматриваемого с антропоцентрической  точки зрения3. Об общей онтологии философии французского Просвещения говорить нельзя. Поскольку его представители были не только материалистами, но и пантеистами, деистами, но это не мешало единству философской школы Просвещения,  так как оно происходило не по онтологическим ориентирам, а по способу решения центральных для них философских проблем антропологии, этики, истории, политической и социальной философии.

В рамках антропоцентризма французского Просвещения в качестве предмета философии выделился «видимый мир», природа, окружающая человека.

Раздел 2. Родоначальники французского Просвещения Вольтер и Монтескье

 

У истоков философии Просвещения  во Франции стояли великие философы А.-Ф. Вольтер и Ш. Монтескье.

Философская концепция Вольтера представляет собой законченный образец «деистического материализма», которой на рубеже семнадцатого и восемнадцатого столетия сыграл существенную роль в формировании материалистического понимания природы и человека. Уже в ранних произведениях Вольтера обоснована мысль о том, что природа существует вне и независимо от человеческого сознания и представляет собой совокупность бесчисленного числа различных материальных образований, а носителем свойственных человеку психических функций является не особая имманентная сущность, называемая «душа», а человеческое сознание, которое имеет определенную анатомо-физиологическую основу и исчезает вместе с разрушением последней4.

Подтверждением этой идеи служат многочисленные философско-материалистические рассуждения  Вольтера об образовании космических  тел, появлении мыслящих живых существ и проч., которые дистанцируются от их божественного обоснования. Вольтер убежден, что философ обязан признать акт божественного творения в отношении природы, но гораздо важнее, его убежденность в том, что «после этого творения природа существует и функционирует в полной независимости от Бога»5.

Первая критика феодального  государства была представлена Вольтером в «Философских письмах» и развита в философских романах «Загид», «Микромегас», «Кандид», а также в исторических исследованиях «История России при Петре», «История Карла XII», «Век Людовика XIV». Идеи просвещения, ведущего к совершенствованию личной и общественной жизни людей соединяются в его работах с призывами к уничтожению варварства и дикости, а конкретно, их главного носителя – воинствующей римско-католической церкви, на которую Вольтером возлагается ответственность практически за все пороки государственной системы.

Важное место в вольтеровских  концепциях занимают рассуждения о социальной природе человека, направленные против теологической и философско-религиозной антропологии. Показателен в этом отношении философский спор Вольтера с Паскалем. Последний считает основной характеристикой человека его ничтожность, которая неизбежно приводит к ощущению отчаяния, избавлением от которого является исключительно христианская религия с ее идеей о «блаженстве праведников в царстве божием». Вольтер в последнем из «Философских писем», возражая Паскалю, обосновывает мысль о том, что ничтожество человека ложно, ибо ему доступно глубокое познание природы, бытия и действительности, в котором он поднимается до подлинного величия. Следовательно, практическая деятельность человека есть не «гибельное отвлечение от служения Богу», как считал Паскаль, а реальное средство борьбы с несчастьями и путь к благополучию. По мнению Вольтера, заложенный в человеке «инстинкт деятельности – это гораздо более орудие нашего счастья, нежели проявление невыносимости нашего существования»6. На этом фундаменте начинается становление просветительской антропологии.

Информация о работе Философия французского Просвещения