Философия, ее смысл и ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:19, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, делая небольшой вывод, можно сказать что, философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости. Данное определение является, несомненно, очень общим. Между тем, философия стремится соединить беспредельность охвата действительности с точностью и конкретностью своих выводов и рекомендаций. Далее попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Мировоззрение и его исторические этапы………………………………...4
Основной вопрос философии………………………………………………7
Социальные функции философии…………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………14
Список используемой литературы…………………………………………….. 15

Вложенные файлы: 1 файл

контр по философии.rtf

— 144.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

Мировоззрение и его исторические этапы………………………………...4

Основной вопрос философии………………………………………………7

Социальные функции философии…………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………14

Список используемой литературы…………………………………………….. 15

 

 

Введение

 

Данная контрольная работа посвящена теме «Философия, ее смысл и ценность». «Философия, отличаясь от прочих деятельностей человеческого духа, оживляет их все, сообщает им человеческую сторону, осмысливает их для человека. Без нее наука - сборник фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм» П. Лавров.

Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео"- люблю, "софия” - мудрость). Современная философия - это, прежде всего наука и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Но что такое мудрость? Какие качества делают человека не просто умным, образованным, а именно мудрым? Интуитивно ясно, что мудрость связана с таким видением и пониманием действительности, которое превосходит обыденные и конкретно-научные, специальные знания своей целостностью, глубиной, масштабностью, практической действенностью. Известен афоризм, дающий сжатую, но весьма точную характеристику различий между умным и мудрым человеком: "Умный всегда найдет выход из трудного положения, а мудрый никогда в это положение не попадет". [6]

Предназначение философии не меняется со времен древних мыслителей и до наших дней - это попытка дать ответ на интересующие людей теоретические и практические вопросы. Можно сказать, что философия - это все едино сущее, «схваченное в мыслях». Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать.

Таким образом, делая небольшой вывод, можно сказать что,  философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости. Данное определение является, несомненно, очень общим. Между тем, философия стремится соединить беспредельность охвата действительности с точностью и конкретностью своих выводов и рекомендаций. Далее попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

 

Мировоззрение и его исторические этапы

Наиболее распространен взгляд на философию как, во-первых, - на тип мировоззрения, а во-вторых - на науку. Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место в нем человека. [2] Но мировоззрение имеет и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностей ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - разуму, воле. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: « философское мировоззрение», «Политическое мировоззрение» и т. п.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а так же образа жизни человека и общества. И все это в органическом единстве - ведь о мировоззрении человека мы судим по его делам. [5]

Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место в нем человека. Исторически первым был мифологический взгляд на мир. Миф - это общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществляется поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.

Миф умер как форма мировоззрения на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.

Религия есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличии тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Несмотря на близость религии и философии. Они различны идеализм философский есть теоретическая основа религии.

Идеализм и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея и т. д.

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны - одна из черт философского сознания.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия это система основополагающей идей в составе мировоззрения человека и общества.

«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной вопрос философии.

 

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:

Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами;

Утверждения философии эмпирически неопровержимы;

В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.

Распространена и противоположная позиция, согласно которой философия является наукой. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.

Другой тип определений антропологического типа. Так, русский философ экзистенциалист Н. А. Бердяев определил философию как науку о духе, считая, что наука о духе есть, прежде всего, наука о человеческом существовании.

В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное, современное.

Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. Вся сумма внерелигиозных знаний - философия, возникшая как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием. Философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах - это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против.

Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания.

Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения «мир-человек». Издавна философы стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии.

В философии России советского периода утвердилось положение, сформулированное Ф. Энгельсом: « Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Основной вопрос философии в марксистской литературе традиционно делится на подвопросы или стороны. Ф. Энгельс выделил две стороны: что является первичным, дух или природа, и познаваем ли мир. Современная марксистская философия признает недостаточным рассмотрение двух сторон, указывая на необходимость вычленения в рамках основного вопроса подпроблем оценочного и практически-преобразующего отношения духовного к материальному. [2]

Примером иного подхода к выделению основного вопроса может служить позиция французского мыслителя А. Камю. Сосредоточив внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, он задает ключевой для себя вопрос: стоит ли жить? А. Камю заявляет: «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов». [3]

Близко к подходу А. Камю понимание основного вопроса философии русским философом Н. А. Бердяевым, для которого основная проблема - это проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения. [1]

 

 

3. Социальные функции философии.

Главное назначение философии - помочь человеку мудро и осмысленно избрать свой жизненный путь, определить идеалы и смысл жизни, выработать надежные ориентиры понимания действительности, сформировать стратегию ответственной, продуктивной деятельности. Это предполагает глубокое понимание закономерностей бытия, овладение научными методами познания и деятельности, понимание природы общества и основ существования человека в мире. Обобщая этот спектр проблем, можно выделить следующие основные функции философии:

- софийная;

- мировоззренческая;

- методологическая;

- интегративная;

- критическая;

- духовно-гуманистическая.

Софийная функция философии - т.е. функция формирования ориентиров мудрости. На наш взгляд, она является ведущей в философии, связывает в единое целое все другие ее функции, является их результирующим, концентрированным выражением.

Мировоззренческая функция философии состоит в формировании целостного научного мировоззрения. Эту функцию она реализует на основе решения следующих мировоззренческих проблем:

- Какова природа, происхождение и перспективы мира, в котором мы живем? Чем вызываются изменения, происходящие в мире?

- В чем состоит сущность человека и каково его место в мире? Является ли возникновение человека, общества, разума случайным эпизодом в развитии Вселенной или же они закономерно и необходимо укоренены в ее бытии?

- Как возникло и по каким законам эволюционирует человеческое общество, каковы возможности и варианты его дальнейшего развития?

Информация о работе Философия, ее смысл и ценность