Философия Фихте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:16, реферат

Краткое описание

Осуществленный И. Кантом "коперниканский переворот" в гносеологии был подхвачен и развит другим представителем немецкого классического идеализма - Иоганном Готлибом Фихте (1762-1814). В 1794-1795 гг. Фихте издает свой главный труд - "Основа общего наукоучения", в котором пытается показать, что именно философия должна стать фундаментом всех наук, "учением о науке". При этом Фихте явно не устраивает кантовский дуализм "вещей в себе" и явлений, природы и свободы. Он стремится построить внутренне единую систему знания, которая исходила бы из опять-таки единого самодостоверного основоположения.

Вложенные файлы: 1 файл

философия фихте.docx

— 18.37 Кб (Скачать файл)

        Осуществленный И. Кантом "коперниканский переворот" в гносеологии был подхвачен и развит другим представителем немецкого классического идеализма - Иоганном Готлибом Фихте (1762-1814). 

                                          Философия – «наукоучение» 
         В 1794-1795 гг. Фихте издает свой главный труд - "Основа общего наукоучения", в котором пытается показать, что именно философия должна стать фундаментом всех наук, "учением о науке". При этом Фихте явно не устраивает кантовский дуализм "вещей в себе" и явлений, природы и свободы. Он стремится построить внутренне единую систему знания, которая исходила бы из опять-таки единого самодостоверного основоположения.  
Поскольку философия Фихте - "критическая", ее отправным пунктом является сознание, субъект. Следовательно, исходнбе основоположение науки должно выражать сущность сознания, причем выражать самоочевидно и без опоры на эмпирический мир, т. е. определять сознание как бы "изнутри", из него самого. Таким самоопределением сознания, по Фихте, является самосознание, как нечто самодостоверное и самоочевидное. "Я есмь Я" - это и есть исходное основоположение наукоучения, в котором задано сознание как таковое, сознание "само по себе".  
        В акте самосознания субъект (тот, кто действует) и объект (продукт действия) полностью совпадают, т. е., говоря словами Фихте, "субъективное и объективное слиты в нем воедино".  
        "Начало" философии Фихте, знаменитое "Я есмь" - не просто суждение, с которым следует согласиться в силу каких-либо логических аргументов. Наука, начинающая с него, не должна, да и не в состоянии его доказывать, ибо, полагая "Я есмь, мы не .только повторяем чье-то суждение, но главным образом сами производим это основоположение, порождая его нашим собственным духом. Осознай свое "Я", создай это "Я" актом своего осознания - обращается философия к человеку, апеллируя, прежде всего, к его свободе и творческой воле. Самоотождествление "Я" есть первый акт свободы воли человека, первый, так сказать, продукт действия его сознания, поэтому оно и является у Фихте первым основоположением науки.  
        При этом совпадение, тождественность сознающего субъекта с самим собой одновременно выступает и как отделение, отграничение человека от всего того, что не относится к его внутреннему миру. Для обозначения этого, чуждого сознанию мира Фихте вводит категорию "не-Я". "Я полагает не-Я", - гласит второе основоположение наукоучения. Однако из него вовсе не следует, что Фихте указывает выход за пределы сознания человека, во внешний мир. Категория "не-Я" по замыслу философа лишь обнаруживает иное состояние все того же сознания, когда его активность уже не сосредоточена на самом себе, а направлена на вещный по преимуществу мир.  
        Всякая вещь "дана" нам только вместе с осознанием ее, следовательно, материальные вещи в гносеологии позволительно рассматривать лишь в их отношении к субъекту, человеку. Субъект познания, фихтевское "Я" превращается таким образом в некий всеобщий мировой субъект. Здесь на философском языке воспроизводится тот простой факт, что любое индивидуальное человеческое сознание в состоянии вместить в себя весь необъятный мир нашей и других Вселенных, и даже больше того - к этим Вселенным еще и добавить от себя такое, чего в них не было.  
        Вечная же проблема для гносеологии заключается в том, чтобы определить, что в этой, нарисованной нашим сознанием, картине мира дано природой, объективной реальностью, а что - создано самим человеком (субъектом). В свое время И. Кант просто потряс философов, обнаружив, что чуть ли не большая часть содержания нашего сознания сконструирована нами же безотносительно к объективному миру, зато - на наш собственный вкус, по мерке человека. Фихте же пошел еще дальше: у него весь мир нашего сознания (и осознание природы, и самосознание) оказался порожденным активностью человеческого духа, нашего собственного "Я". Поэтому "Я" и "не-Я" у Фихте - всего лишь различные состояния сознания, внутренние противоположности.

         В этом основоположении Фихте синтезирует эти противоположности в некое целое, абсолютное «Я». Вся последующая весьма сложная система различных категорий, тезисов, антитезисов и т. Д. выводится Фихте из трех вышеперечисленных основоположений.

                    Противоречие – стимул диалектического развития.

        В построении своей системы  Фихте пользуется диалектическим  методом. Взаимодействие противоположностей  в ней представлено законом  движения человеческого духа. Противоречия  – не заблуждения, утверждает  он, а необходимый момент развертывания  истины.

         Противоречие содержится уже  в исходном положении наукоучения – «Я есмь Я». Фихте считает, что первой задачей всякого философского исследования является вопрос, «каково назначение человека вообще», а «последнею задачей» - вопрос о том, каково назначение «высшего, самого истинного человека», то есть ученого. В полном соответствии с призывом И. Канта всегда относиться к человеку только как к цели, а не средству, Фихте провозглашает, что целью и назначением человека является он сам. Но не как обычный эмпирический индивид, погрязший в житейской суете, а как существо разумное и, следовательно, бесконечное. Ведь разум в состоянии "объять" весь мир, возможности его воистину безграничны. Именно такое бесконечное, равное целому миру "Я" (Фихте называет его "абсолютным Я") и является целью и смыслом человеческой жизни.  
        Однако такое "абсолютное Я", подставленное в формулу первого основоположения "Я есмь Я", делает последнее совершенно недостижимым для конкретного человека, ведь в этом случае он стал бы равен богу. Значит, тождество "Я" самому себе является одновременно и осуществляемым в акте самосознания, и принципиально неосуществимым ввиду бесконечности мира в целом. По мысли Фихте, это противоречие и служит стимулом диалектического развития системы: его преодоление побуждает к развертыванию все новых определений сознания, что и составляет содержание мирового процесса, понятого, естественно, с позиций субъективного идеализма.  
        Философия И. Г. Фихте - предельно спекулятивная (т. е. умозрительная), абстрактная, громоздкая, мало удобная в обращении, тем не менее пользовалась в самом начале XIX в. немалой популярностью в Германии. Причиной тому является, скорее, не какая-то особая глубина мысли, а общее соответствие некоторых черт философии Фихте "духу времени", да и сам облик и темперамент этого философского и политического радикала. 

        В целом же, оценивая значение  философии И. Г. Фихте, его  вычурные и нередко противоречащие  здравому смыслу идеальные конструкции,  следует помнить, что немецкий  мыслитель обсуждал проблемы  главным образом гносеологии,  то есть теории познания, а  не бытия. Речь идет об активности субъекта в познании, о практически деятельной основе его, где человеческое сознание выступает по Фихте, творцом мира (наряду с Богом). Раскрытие этой деятельной, творящей стороны сознания – непреложная заслуга немецкого классического идеализма вообще, и Фихте в частности.

            Иные достижения Фихте

  1. Сознательное применение диалектики как метода построения философской системы.
  2. Преодоление, хотя и субъективно-идеалистическим способом, кантовского дуализма «вещи в себе» и явления, проведение строго монистического принципа в гносеологии;
  3. Обоснование суверинитета, достоинства личности, акцент на деятельной, активной стороне жизни человека, творца социальной реальности, но прежде всего – самого себя.

                                              Заключение

«Мысли самого себя», «будь самим собой», «будь  тождественным себе», а следовательно, - свободным, разумным, бесконечным в развертывании своих возможностей – таков наказ оригинального немецкого философа Иогана Готлиба Фихте.

 

 


Информация о работе Философия Фихте