Философия
Георга Гегеля
(1770 – 1831)
План:
1. Мировой Разум или
Абсолютная Идея.
2. Диалектика.
3. Философия
Духа и Философия Истории.
Георг Гегель
(1770 – 1831)
Труды Гегеля:
«Феноменология
духа»,
«Наука
логики»,
«Философия
права».
Объективный
идеализм Г.Гегеля
Главная
идея онтологии – отождествление
бытия и мышления.
Идеи
– суть и вещей, и понятий,
суть объекта и субъекта, а
значит – нет противопоставления
субъекта и объекта в идее,
оно преодолено. (Природа и общество
– инобытие, различные формы развития
абсолютной идеи, поэтому по своей
сущности не отличаются друг
от друга)
Вывод: Субъект
и объект – тождественны (одинаковы).
Абсолютная
идея как первооснова всех явлений,
процессов, предметов
- Абсолютная идея – это мировой дух, чистая сущность, душа, взятая сама по себе, абстрактная мысль, мыслящая себя в самопознании на той стадии, когда объект и субъект совпадают.
Стадии
развития Абсолюта
- Логика – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;
- Природа – понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие».
- Дух – история собственно человеческой духовной жизни (как продолжение развития абсолютной идеи).
Смысл
и цель
всех
приключений
мирового
духа, разума –
в самопознании…
Принципиальная
новизна гегелевской философской
мысли в :
- 1) представлении о поступательном, последовательном и закономерном, (а не произвольном) движении мирового духа;
- 2) усмотрении в движении духа диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;
- 3) последовательном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.
Диалектика
- В философии Гегеля понятие диалектики играет существенное значение. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». и разрешение противоречий.
Развитие
и его механизм:
- Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
- Антитезис как его противоположность, отрицание;
- Синтез как снятие противоположностей, новое утверждение, новый тезис.
(«Снятие» означает,
что первые две стадии развития предмета
преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно
и сохранены, воспроизведены вновь, объединены
в новом качестве)
Развитие
и его механизм:
Саморазвитие
понятий от простого, абстрактного,
безличного к конкретному, сложному:
«Ничто» отрицает
«чистое бытие вообще»
- «Становление» как их синтез.
Оно может быть
как разрушительным, так и созидательным
и разделяется на категории «уничтожение»
и «возникновение».
Как результат
– категория «наличное бытие».
«Качество» - «количество»
– «мера».
Понятие
«отчуждение»:
- Абсолют отчуждает себя в виде
-окружающего мира;
-природы;
-человека,
а затем
после отчуждения через мышление
и деятельность человека возвращается
снова к самому себе, т.е. происходит
круговорот Абсолютного духа .
Философия
Духа, философия истории
Триада духа:
Абсолютная
идея
Объективный
дух
Субъективный
дух
Абсолютный
дух
Субъективный
дух:
- антропология (душа человека),
- феноменология духа (бестелесный дух),
- психология (дух, овладевший внешним миром)
Объективный
дух:
- Право
- Мораль
- Нравственность
Абсолютный
дух:
- Искусство (отображение человеком абсолютной идеи, «увиденной» гениями и талантами);
- Религия (антитезис искусства как абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения);
- Философия (открывает таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею, т.о. она возвращается к себе самой, познает самое себя).
История как процесс
самореализации Абсолютного духа
«Всемирная история
есть прогресс в сознании свободы»
Периоды
всемирной истории:
Восточный мир,
Греческий мир,
Римский мир,
Германский мир
Политическая
философия
- «… Государство – это – шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».
- Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
- Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса.
Все разумное действительно,
а все действительное разумно.
Значение
философии Гегеля: это классика первой
пол. XIX в.
- Безграничная вера в «рацио» – разум как человеческий, так и природный, мировой.
- Убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно.
- Отсутствие сомнений в том, что разум как человека, так и мира в целом открыт, доступен для анализа
Все это принципы
торжествующего рационализма.
Спасибо
за внимание!