Изложение основных идей философии Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

Платон (427-347 до н. э.) - великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он - предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь - выражением его философии. Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на гармоничный лад.

Вложенные файлы: 1 файл

философия контрольная.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

  1. Изложение основных идей философии Платона

Платон (427-347 до н. э.) - великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он - предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь - выражением его философии. Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на гармоничный лад. Великий древнегреческий мыслитель родился в 427 г. до н.э., в восемьдесят восьмую Олимпиаду. Его отца звали Аристоном, мать - Периктионой. По традиции сына нарекли Аристоклом в честь деда. Но позже за ним закрепилось другое имя - Платон- «то ли за могучую грудь, то ли за широкий лоб, а вернее всего за широту и непринужденность слога», утверждает не известный биограф.

    1. Философия государства

Основополагающей идеей Платона в целом выступает идея порядка и гармонии, существующих на любой ступени этого «строя»: во вселенной, в государственной жизни, у самого человека. « Достоинство каждой вещи - будь то утварь, тело, душа или иное живое существо - возникает во всей своей красе не случайно, но через слаженность, через искусство, которое к ней приложено. Значит, это какой-то порядок, присущий каждой вещи и каждой вещи особый, делает каждую вещь хорошей».

Свойственное большинству греческих философов синтетическое восприятие мира как единого целого трансформируется у Платона в представлении об универсуме как стройном и соразмерном порядке. Именно к политически оформленному общественному бытию, к государственности - для античного мыслителя общество во многом есть синоним государства - самым непосредственным образом относится платоновский принцип порядка, пронизывающий все: «…небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность, воздержанность и высшая справедливость; по этой причине они и зовут нашу Вселенную «космосом», а не «беспорядком» и не «бесчинством»».

Государство по Платону, есть не переходящая, временная форма организации общества, а форма, устремленная к идеалу общежитию людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать торжество нравственности, справедливости и духовности.

Платон разделял человеческую душу на три составляющие: познающую, чувствующую и желающую, о выделении в единой общественной организации классов и сословий, а также добродетелей, соответствующих означенным частям души.

Античный философ гениально предугадал сословное деление, существовавшие в весьма далекой от него будущей христианизированной средневековой Европой многие сотни лет. Кроме того, он отдал предпочтение в социальной этике не индивидуальным нравственным целям, а общим, суммируемым и направляемым в своем существовании государством. Такая постановка проблемы означала существенное поглощение свободной индивидуальности интересам общего блага, но одновременно вела к дифференциации добродетелей каждого индивидуума. Каждому человеку - составной части государственного целого - необходимо развивать ту добродетель, которая соответствует его природной склонности и его социальному положению.

 Ученик Сократа Платон  решительно отказывается от принуждения и подавления как методов поддержания установленного государством правопорядка разумного общежития. Он стоит за то, чтобы высшим идеальным целям существования государственности соответствовали и средства, которыми они обеспечиваются. Вместе с тем Платон и преодолевает позицию учителя, ибо предполагает подчинение, хотя и основанное на нравственном и интеллектуальном превосходстве одних над другими. Сократ ограничивался нравственным самосовершенствованием, разумным и свободным наслаждением жизнью, накоплением знаний и мудрости, учил, прежде всего, «познать самого себя». Отзвуки этой позиции есть и у Платона. Главные рычаги государства для установления между людьми отношений сотрудничества и взаимопомощи, по Платону, не покорение и господство, а просвещение и воспитание, не наказание, а убеждение. Владычество и субординация у греческого мудреца - это природная необходимость. Она обусловлена не только различием людей от рождения, но и социальной потребностью искусственно поддерживать, возможно, справедливое равенство. Люди появляются на свет непохожими друг на друга, один способнее к одному делу, другой - к другому. Поэтому удобнее и лучше, если каждый будет заниматься только тем делом, к которому он наиболее способен. Отсюда разделение занятий, отсюда и взаимная нужда друг в друге, предписывающая упорядочить отношения между людьми.

Почти непосильная, величественная задача, которую мыслитель ставил перед собой, заключалась в том, чтобы устранить «богатство и бедность». Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другое кроме новшеств - к низостям и страданиям.

Платон идеалистичен, когда выдвигает идею общего блага, переоценивает прочность нравственных устоев идеального государства. Некорректное поведение человека в общественно-политической, государственно-правовой сфере, трактуется им не только как следствие невежества и заблуждения, но и как результат недостатка самообладания, ослабления контроля над неразумными влечениями человеческого эгоизма. Отсюда следует важный вывод: разум вносит порядок в человеческие отношения, а закон устанавливает ту меру поведения, которая есть реальное высшее благо.

Платон возлагает на государство - обязанность гарантировать торжество общей добродетели и справедливое распределение благ. При этом интересы целого в государстве превалируют над интересами групп и классов. Высшие интересы сохранения единства и улучшения людской породы отрицают жесткую непроницаемость наследственных каст правителей и подвластных. Гарантией против кастовости служат и предоставленные всем гражданам от рождения равные возможности в достижении высокого политического положения в обществе.

Люди, связанные с хозяйством, ремеслом, торговлей, имеют достаточную свободу экономических отношений, семью, собственность, денежные средства. Платон отдает предпочтение собственности государственной, но считает необходимой и частную собственность для земледельческого и промышленного классов.

По Платону, людям недостаточно развития экономики, технического прогресса, идущего от Прометея. Они должны обладать культурой социального, политического общения, культурой владения государственно-правовыми возможностями и средствами. Они должны следовать нормам этики, которые подсказывает им совесть, вложенная в них по велению Зевса Гермесом.

Проницательный в своем политико-правовом анализе, философ называет культуру и разумные основы государственной жизни «организацией социального ума».

Сущность государства Платон видит в прочном социальном объединении и организации взаимодействия и взаимопомощи граждан. «Многие люди, - пишет он, - собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь». Смысл существования государства состоит не в политическом подавлении большинства меньшинством, не в угнетении одних классов другими. Цель государства, по Платону, заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором должен делать свое дело, отправлять свою функцию в общественном организме, не присваивая себе чужих прав и не возлагая на другого свои обязанности, ощущая на себе заботу других и предоставляя другим свое умение, отточенное до совершенства.

    1. Философия права.

Составляя единое этическое целое, как и прежде, философ оставляет мудрость на первом месте, но на второе помещает уже не мужество, а умеренность, на третье - справедливость; мужеству он отводит последнее место. Умудренный политическим опытом, философ предпочитает благоразумие и умеренность мужеству, но едва ли он противопоставляет идеальные требования действительности. В поисках компромисса между ними Платон по зрелым размышлениям приходит к признанию, что наилучшая жизнь человека состоит в верном сочетании духовного и чувственного. Он соединяет разумное с эмоциональным, при условии, что разумное начало определят меру и предел безграничному устремлению к удовольствию. Разум вносит порядок и закон в человеческие отношения, устанавливает ту меру поведения, которая и есть реальное высшие благо.

Поздний Платон одобрят лишь ту власть, которая «соединяется с разумением и рассудительностью», благодаря чему и «возникают наилучший государственный строй и наилучшие законы». Равным образом и проблема прочности государственных порядков приобретает новые аспекты. Стабильность государства определяется не только и не столько властью, сколько законом и законностью. Наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они ни исходили, - справедливые законы.

Логично и последовательно он проводит и ту мысль о целостности и единстве государства, к которой пришел еще в самом начале своих политико-правовых изысканий. «Я установлю законы, - подчеркивает философ, входя в роль правителя, - приняв в расчет все то, что наиболее полезно всему государству и всему роду в целом». Очевидно, что, по мысли Платона, начало всеобщее, государственное не просто поглощает, «снимает» начало индивидуальное и личное, а учитывает всю сложность их взаимодействия. Он даже планирует «обратиться к подвластным с просьбой извинять законодателя, если он в своих заботах об общем благе не всегда с тем сможет устранить личные несчастья, случающиеся с каждым из граждан», учесть их отдельные интересы.

В своих попытках дать философское обоснование права мыслитель совсем не выступает сторонником естественно-правовых идей в их традиционном понимании, полагая их «бессмысленными», «ошибочными». Он не усматривает в природе исходного источника права и справедливого закона, поскольку в ней проявляется неравенство людей от рождения и от нее проистекает власть тех, кто «силой одержит верх». Равным образом он не делает упора на божественное происхождение права, задумываясь над тем, что должно составлять его идеальную сущность.

Справедливость у Платона выступает обоснованием и индивидуального законопослушного повеления, причем средством его обеспечения определяется не насилие, а требования нравственности и убеждения. Показательно в этом отношении обращение Платона под видом простого гражданина к правителям: «Мы считаем справедливым, чтобы вы, прежде чем грозить нам суровыми карами, попробовали сперва - как вы это сочли нужным сделать с законами - убедить и наставить нас в том, что боги существуют и что они слишком благи, что их можно было вопреки справедливости преклонить или прельстить какими-нибудь дарами…Мы считаем справедливым, чтобы законодатели, объявили себя кроткими, а не свирепыми, применили по отношению к нам убеждения».

Смирение, кротость, призыв «не говорить и не делать ничего несправедливого ни против людей, ни против богов», по Платону, составляют сущность как правовых, так и нравственных требований.

Главное в философии права Платона - плодотворные мысли, составляющее учение о справедливости в праве. В нем право предстает единственным средством способным избавить людей от уравниловки, обеспечить такое равенство людей в обществе, при котором частные интересы не противоречили бы интересам целого - государству, а государство обеспечивало бы достаточную свободу, распределение благ и пользование ими по достоинству.

Платон рекомендует взять на учет «одно основоположение», которое законодателю следует постараться «провести через все свое законодательство». Это идея добровольного законопослушного поведения, или, словами философа, «чтобы граждане покорно следовали добродетели». Следует убедить всех в том, что «людям необходимо установить законы и жить по законам, иначе они ничем не будут отличаться от самих диких зверей».

Пределы правового регулирования раздвигаются широко, регламентация человеческого поведения предстает весьма детальной. Платон предписывает законодателю не только печься о государственном устройстве, но и радеть о «браках, соединяющих людей», о рождении детей, воспитании как мужчин, так и женщин от «ранних лет и до зрелых», предусматривать многое, «вплоть до того, каким образом должно каждом отдельном случае погребать мертвых и какие уделять им почести» и т.п.

Платон не проходит мимо права собственности, призванного «внести надлежащий порядок в деловые отношения людей». «Основное правило, - говорит философ, - здесь простое: пусть никто по мере возможности не касается моего имущества и не нарушает моей собственности, даже самым незначительным образом, раз нет на то моего особого разрешения. И я буду точно так же относиться к чужой собственности, пока я в здравом уме». Исходным пунктом его политических и государственно-правовых воззрений является тезис о том, что противоположность между богатством и бедностью подрывает общественное согласие, грозит государству междоусобием и гибелью. Платон считает необходимым принимать меры против нищеты, ограничивать богатство. Более того, Платон идет на то, чтобы наделить государство правом конфисковывать излишки, превышающие установленную законом меру. Он не против богатства, но против односторонней ориентации на него, против признания за богатством права везде и во всем творить свою волю.

Платон советует при назначении начальника исходить из нравственных, умственных и деловых качеств кандидата. Впрочем, многие из них являются общими для всех, «как для людей, так и для богов», например правдивость. Все граждане должны быть законопослушными, рассудительными и разумными, умерять яростный дух - кротостью, зависть - щедростью. Но к лицу государственному, должностному философ подходит еще строже: «Кто намерен стать выдающимся человеком, тот должен любить не себя и свои качества, а справедливость, осуществляемую им самим либо кем-то другим».

Мыслитель выдвигает совершенно четкие принципы, например, своего рода требования неотвратимости наказания - «никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было проступок». Возмездие должно, по Платону, соответствовать тяжести содеянного.

Информация о работе Изложение основных идей философии Платона