Диалектика природы Ф.В.Шеллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:28, реферат

Краткое описание

Немецкий философ, основатель объективного идеализма, занимающий заметное место в немецкой классической философии – Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, родился в 1775 году. За всю сознательную деятельность как философа, основными направлениями его работы, можно считать: натурфилософию, трансцендентный идеализм и философию тождества. Но я беру тему для рассмотрения это натурфилософию-природу диалектики Шеллинга.

Содержание

Введение
Натурфилософия Шеллинга
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Московский Государственный Техникум Технологий и Права.философияdocx.docx

— 23.66 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный  Техникум Технологий и Права

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Диалектика природы  Ф.В.Шеллинга»

Дисциплина: Основы философии

Группа: БД-22

Исполнила: Попова Алёна  Игоревна 

 

 

План:

 

  1. Введение
  2. Натурфилософия Шеллинга
  3. Заключение

 

 

 

Введение

 

Немецкий философ, основатель объективного идеализма, занимающий заметное место  в немецкой классической философии – Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, родился в 1775 году. За всю сознательную деятельность как философа, основными направлениями его работы, можно считать: натурфилософию, трансцендентный идеализм и философию тождества. Но я беру тему для рассмотрения это натурфилософию-природу диалектики Шеллинга.

Сама диалектика-это теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах  развития природы, общества и мышления..    

 Самым важным достижением философии природы Шеллинга было введение диалектики в рассмотрение природы и ее явлений. До Шеллинга имелись лишь зачатки диалектики в понимании природы; философы ограничивались общим понятием о естественном развитии, а самый ход развития природы понимался механистически. Шеллинг объявил необходимым условием исследования природы отыскание в природе реальных динамических противоположностей. Тем самым философия природы Шеллинга превращается в идеалистическую диалектику природы.

Постановка  вопроса о философии природы, независимой непосредственно от «Я», и философию Шеллинга делает достаточно популярной на рубеже 18–19 вв. как в среде европейских естествоиспытателей, так и немецких поэтов.

В своих  ранних работах Идеи к философии природы (1797) и Система трансцендентального идеализма(1800) Шеллинг конструирует своеобразную натурфилософскую картину целостного развития мира.

Исходя  из первоначального параллелизма субъективного (Я, сознательное) и объективного (природа, бессознательное) рассматривает, каким  образом достигается единство и  развитие природы и духа. Он последовательно  раскрывает этапы развития природы  в направлении к осознанию  ею самой себя как целесообразного  целого. Таким образом Бессознательное (природа) порождает сознание (человек) как будущую форму познания бессознательного. Диалектический метод, открытый Фихте для анализа становления самосознания, Шеллинг распространяет на анализ природных процессов и процессов познания природных явлений. 

Для рассмотрения темы о природе диалектики Шеллинга я взяла материал связанный  с  его биографией, откуда я смогу  узнать начало развития  пути природы  диалектики, так же  различные  идеи Шеллинга, его учения и достижения, явления природы и проблемы натурфилософии, которые были с интересом приняты  учеными и философами. И сейчас я попытаюсь более подробно рассказать о натурфилософии Шеллинга и диалектики его природы.

Натурфилософия Шеллинга 

 

Суть натурфилософии Шеллинга - Шеллинг исходит из лейбницевского противопоставления духа и материи. Опирается на популярное на всем протяжении развития философии Нового времени  понимание, что материя пассивна (механистическое понимание природы). Пытается в объектах природы отыскать активное начало. Вслед за Лейбницем  полагает, что сущность природы идеальная, а не материальная. Идея - духовная. Опираясь на это, ищет, что же является тем началом в природе, что  дает начало природе живой и неживой. Электромагнитное излучение. Исследования Гальвани, которые установили связь  между животными и электричеством. Взаимодействие электромагнитных явлений  с химическими (Вольта). Магнетизм. Идея развития природы.

Когда подчеркивает активность природных сил, идеализм соединяет  с диалектическим подходом к природе. Природа обладает самоактивностью  и развивается. Единство природы - есть нечто, объединяющее живую и неживую  природу. Это гальванизм, центральное  явление всей природы, и живой,  и неживой. Заимствует у немецкого биолога Гельмейера идею, что все в природе пронизано противоречием противоположных сил - полюса магнита, щелочь и кислота, индивидуальность восприятий мира одним индивидом и родовая сущность индивидов, мышление и его объект, везде находит единство противоположных деятельных сил. Деятельные силы называются полярностями. Взаимодействие этих противоположных сил объявляется внутренним источником самодвижения в природе. Яркая диалектическая идея.

Борьба противоположностей - внутренний источник любой активности, «подлинная мировая душа» природы. Понятие души с античных времен - принцип активности.

Шеллинг различает неживую  и живую природу. Если в результате борьбы противоположностей мы имеем  угасание борьбы, равновесие, мы имеем  дело с неживой природой. Если борьба разгорается после достижения равновесия, мы имеем дело с живой природой.

Неживая природа -- угасание жизни. Жизнь приобретает идеалистический  характер. Все природные процессы он уподобляет органическим процессам, развивая телеологическое понимание  природы. Привлекает не только принцип  борьбы противоположностей, а и рассматривает  природу как развивающуюся. Позиция  характеризуется большим удельным весом проблем диалектики.

Проявляется несоответствие позиции Шеллинга наукоучению Фихте. У раннего Фихте человеческое Я - исходный пункт. Шеллинг демонстрирует, что человек появляется на заключительном этапе развития природы и Я  не может быть исходным пунктом единства бытия и сознания. Первоначально  Шеллинг полагал, что только развивает  определенные взгляды Фихте. Пытается синтезировать наукоучение Фихте  и свою натурфилософию в книге "Система  трансцендентального идеализма".

"Предел независим от  Я". Если рефлексии подвергаются  обе деятельности одновременно, то возникает нечто третье. Я  является исходным пунктом, предметом  рефлексии -- "идеализм" по Шеллингу; реальная деятельность становится  объектом рефлексии -- реализм,  натурфилософия, не-Я. Третье -- синтетическая  позиция,  триада. Если рефлексии подвергаются одновремнно идеальная и реальная деятельность, возникает трансцендентальный идеализм. Система изложена в 1800 году. Три раздела. Рубрикация указывает на родство этой структуры с кантовской критической позицией.

 

У Шеллинга:

· теоретическая философия

· практическая философия

· философия природных целей и философия искусства.

Соответствует всей архитектонике  Канта.

 

В теоретической философии  Шеллинг наиболее явно зависит от Фихте. Исходный пункт -- Я, выступает  в качестве объекта для самого себя. "Непосредственное тождество  субъекта и объекта может существовать лишь… в самосознании". Созерцаемое  и созерцающее составляют единство. Процесс противоборства субъективного  и объективного. У Фихте тоже так: абсолютное Я создает препятствия  для эмпирического Я, эмпирическое Я воспринимает это как объективное  и пытается преодолевать. "Философия  оказывается источником самосознания, проходит различные эпохи". Их три -- эпохи саморазвития самосознания.

 

 

Первая эпоха - от изначального ощущения до продуктивного созерцания.

Аллюзия Фихте - Я должно созерцать, Я противополагает себе не-Я. Должно. Это подчеркивает теоретическое  бессилие Фихте и Шеллинга -- они  не обосновывают существования чего-то высшего по отношению к Я. Уловка, чтобы уйти от проблемы.

Объект воздействует на эмпирическое Я и является объектом ощущения. Заканчивает тем, что Я возвышается  до статуса интеллигенции.

 

 

 

Вторая эпоха - от продуктивного созерцания до рефлексии.

В ее рамках - дедукция категорий. Категории - инструмент рассудочной  деятельности. Дедукция категорий - процесс, который совершается реально. Шеллинг  говорит об интеллигенции - разумной реальности.

Его ряд категорий опирается  на Канта и на Фихте.

1. Пространство (Кант)

2. Время (Кант)

3. Объект (Кант, трансцендентальная  аналитика)

4. Субстанция все в  третьей группе у Канта

5. Акциденция

6. Причинность

7. Взаимодействие

8. Существование

9. Отношение

 

Все имеет объективное  содержание. Под объективным Шеллинг  понимает то, что бессознательно продуцируется  сознанием, это сфера бессознательного.

Пространство - объективированное  внешнее чувство. Время - объективированное  внутреннее чувство. Объект - внешнее  чувство, определяемое внутренним чувством. Субстанция - содержание объекта, соответствующее  внешнему чувству. Акциденция -- то в  объекте, что соответствует внутреннему  чувству.

Параллельно дедукции категорий  реализуется конструирование природы. Природа - результат самообъективации субъекта, происходящей в результате преодоления все новых препятствий.

 

Третья эпоха - от рефлексии до абсолютного акта воли.

Становление человеческого  самосознания (на это указал Гегель, это поссорило Фихте и Шеллинга). Рефлексия направлена не только на объект и не только на саму себя, но одновременно и на то, и на другое. Возникновение категорий возможности, действительности, необходимости (модальные  категории по Канту). Высший акт рефлексии, переход к практической философии.

 

 

 

 


Информация о работе Диалектика природы Ф.В.Шеллинга