Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ И РАЗВИТИЯ………………...стр.5
2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ…………………….стр.6
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ…………………………стр.12
4. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ…………………………………………стр.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по фи.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Наименование:

 

контрольная работа Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

29.08.2012

Описание (план):

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Дальневосточный  государственный гуманитарный университет»

 

Институт  психологии и управления

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: ФИЛОСОФИЯ.

 

Тема: Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 2 курса,

ИПиУ  ОЗО

СР-91

Кульнина  Екатерина.

Проверил: Доцент к. ф. н.

Селеверстова  Г.А.

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2011.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩЕЕ  ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ И РАЗВИТИЯ………………...стр.5

2. ОБЩЕЕ  ПОНЯТИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ…………………….стр.6

3. ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ…………………………стр.12

4. КАТЕГОРИИ  ДИАЛЕКТИКИ…………………………………………стр.14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин  диалектика в истории философии  употребляется в различных значениях.

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий .

Платон  называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим.

Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектику - искусством представлять ложное и сомнительное за истинное.

Мегарцы диалектику называли искусством спора.

Диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна.

В средние  века в философии термин диалектика употреблялся в самых различных  значениях. Иоанн Скотт называл диалектику, особым учением о сущем, Абеляр - искусством различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении "логика", а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.

В философии  Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к  истине.

По Гегелю, диалектика - своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий.

В марксистской философии термин диалектика употребляется  в значении теории и метода познания явлений действительности путем  постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектики, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.

В своей  контрольной я бы хотела подробнее раскрыть понятие диалектики, её основные законы, принципы и категории.

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩЕЕ  ПОНЯТИЕ  ДИАЛЕКТИКИ И РАЗВИТИЯ

    Диалектика  – признанная в  современной философии  теория  развития всего сущего и основанный  на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

    законы  диалектики;

    категории;

    принципы.

    Главная проблема диалектика  – что такое  развитие?

    Развитие  – общее свойство  и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

    Развитие  – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

    Движение  также является внутренним  свойством материи и уникальным  явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется  целостностью, непрерывностью и  одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

 

 

2. ОБЩЕЕ  ПОНЯТИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов  – основополагающими являются законы диалектики.

    Закон – это объективные (не  зависящие  от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся  связи между сущностями и внутри сущностей.

    Законы  диалектики отличаются  от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью  и универсальностью, поскольку они:

    охватывают  все сферы окружающей  действительности;

    раскрывают  глубинные основы  движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого  и нового.

    Выделяются  три базовых закона  диалектики:

    единства  и борьбы противоположностей;

    переход количества в качество;

    отрицания отрицания;

  Закон  единства  и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все  сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

    Единство  и борьба противоположных  начал  – внутренний источник  движения и развития всего  сущего.

    Особый  взгляд на единство  и борьбу и противоположностей  имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия  – «тождество» и «различие» и  показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

    По  Гегелю, каждый предмет, явление  обладают двумя главными качествами  – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен  самому себе, то есть данный предмет  есть именно этот данный предмет. В  то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

    Противоречие, борьба между едиными  тождественностью и отличием  приводит, по Гегелю, к  изменению (самоизменению) предмета –  движению. Примеры: существует идея, тождественна  самой себе, в то же время  в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

    Можно также выделить различные  виды борьбы:

    борьба, приносящая выгоду обеим  сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет»  другую и переходит на более  высокую качественную ступень развития);

    борьба, где одна сторона регулярно  одерживает верх над другой, но  побежденная  сторона сохраняется  и является «раздражателями»  для побеждающей, благодаря чему  побеждающая сторона переходит  на более высокую ступень развития;

    антагонистическая борьба, где одна  сторона может  выжить только  за счет полного уничтожения  другой.

    Помимо  борьбы возможны иные  виды взаимодействия:

    содействие (когда обе стороны  оказывают встречную помощь друг  другу без борьбы);

    солидарность, союзничество (стороны не оказывают  друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют  в одном в одном направлении);

    нейтралитет (стороны имеют различные  интересы, не содействуют друг  другу, но и не борются между  собой);

    мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать  только вместе и не могут действовать  автономно друг от друга).

  Закон  перехода  количественных изменений  в качественные.

Вторым  законом диалектики является закон  перехода количественных изменений  в качественные.

    Качество  – тождественная бытию  определенность, стабильная система  определенных характеристик  и  связей предмета.

    Количество  – исчисляемые параметры  предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

    Мера  – единство количества  и качества.

    При определенных количественных  изменениях обязательно меняется  качество.

    При этом качество не может  меняться бесконечно. Наступает  момент, когда изменение  качества  приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

    Можно привести некоторые примеры  действия закона перехода количественных  изменений  в качественные.

    Если  нагревать воду последовательно  на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные  параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

    Если  телу придавать все большую  и  большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно  будет  ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

    В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

    резко, одномоментно;

    незаметно, эволюционно.

    Примеры первого случая были  рассмотрены  выше.

    Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

  Закон  отрицания  отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается  в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

    Примеры:

    смена общественно-экономических  формаций (при формационном подходе  к историческому  процессу);

    «эстафета поколений»;

    смена вкусов в культуре, музыке;

    эволюция рода (дети – частично  родители, но уже на новой ступени);

    ежедневное  отмирание старых  кровяных клеток, возникновение  новых.

    Отрицание старых форм новыми  – причина и  механизм поступательного  развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

    развитие  – только поступательный  процесс, переход  от низших форм  к высшим, то есть восходящее  развитие;

    развитие  может быть как восходящим, так  и нисходящим;

    развитие  хаотично, не имеет никакой  направленности.

    Практика  показывает, что из трех  точек зрения наиболее близкой  к истинной является вторая: развитие  может быть как  восходящим, так  и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

    Примеры:

    организм  человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но  затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

    исторический  процесс идет по  восходящему направлению  развития, но со спадами – расцвет  Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

    Таким образом, развитие скорее  идет не линейным образом ( по  прямой), а по спирали, причем каждый  виток спирали повторяет  прежние, но на новом, более высоком  уровне.

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ

    Основными принципами диалектики  являются:

    принцип всеобщей связи;

    принцип системности;

Информация о работе Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики