Диалектика, ее принципы и законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:00, реферат

Краткое описание

Диалектика ( от греч. – «искусство вести беседу») представляет собой теорию и метод познания действительности, это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность 2
Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии 2
ГЛАВА 2. Диалектика как система 6
2.1. Принципы диалектики 6
2.1. Законы и категории диалектики 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат на тему Диалектика, ее принципы и законы.docx

— 54.95 Кб (Скачать файл)

  Дальнейшее  рассмотрение диалектики связано с  анализом закономерного характера  развития. Понятия “закономерность”, “закон” отражают объективные, существенные связи между предметами и явлениями, осуществляющимися в процессе диалектического  взаимодействия. По степени общности охватываемых явлений законы подразделяются на:

  1. специфические, или частные;

  2. общие для больших групп явлений;

  3. всеобщие, или универсальные.

  Частные и общие законы исследуются конкретными  науками, а всеобщие являются объектом внимания философии. Универсальные, всеобщие законы не имеют конкретной функциональной формы и не могут быть выражены математически потому, что они  выступают как всеобщие принципы бытия, как то общее, что присутствует во всех видах законов и закономерностей. Таким образом, законы диалектики выражают всеобщие, объективные, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся  связи между предметами, явлениями  и системами в целом. Основными  законами диалектики являются:

  • переход количественных изменений в качественные и обратно;
  • единство и борьба противоположностей;
  • отрицание отрицания.

  Закон перехода количественных изменений  в качественные и обратно раскрывает диалектику количественных и качественных изменений, наиболее общий механизм развития. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы.

  Известно, что познание начинается с выделения  из бесконечного многообразия действительности определенного объекта. Под качеством  понимается целостная совокупность предмета, его определенность. Объект, теряя качество, становится другим. Количество – это внешнее, “формальное” отношение между предметами, “безразличное” к их качеству. Количественные характеристики отвлекаются от качественной стороны  предметов, что, например, происходит в  процессе количественного анализа. Количество как бы “уравнивает” качества отдельных предметов и тем  самым представляет возможность  математической, формальной обработки  различных объектов.

  Качество  определяется совокупностью свойств. Под свойством понимается качество предмета, проявляющееся по отношению  к другому предмету. Несмотря на свою противоположность количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Эта связь осмысливается в  философии через понятие меры. Мера определяет границы, “рамки”, за которыми изменение количества ведет  к изменению качества предмета. Количественные изменения происходят постепенно, последовательно, непрерывно, качественные – прерывно, скачкообразно. В процессе развития выявляется два вида скачков: точечное изменение во времени и как  некоторая длительность. Скачок может  длиться в микропроцессах миллиардную  долю секунды и миллиарды лет  в космических процессах. Главной  отличительной чертой скачкообразного  изменения является исчезновение старого  качества и возникновение нового. Количественный и качественный анализ действительности имеет важное методологическое значение, ибо позволяет избежать эффекта “дурной бесконечности”, обеспечивает всестороннее рассмотрение процессов развития.

  Второй  закон диалектики - закон “единства и борьбы противоположностей” - выражает взаимодействие полярно-противоположных свойств, функций, сторон целостного предмета, раскрывает источник движения, развития материального и духовного мира. 

  Понятие о противоречии развивалось в  истории европейской философии  начиная с античности. Буквальный смысл противоречия заключается  в резком рассогласовании высказываний о каком-либо предмете. Например, в  логике недопустимы два взаимоисключающих  утверждения в отношении одного предмета: “Этот стол круглый”; “Этот  стол не круглый”; “Эта экономика носит  рыночный характер”; “Эта экономика  не носит рыночного характера”. Одновременное утверждение того и другого расценивается в  логике как необходимо-ложное, свидетельствует  об ошибке мышления. Со времен Аристотеля существует запрет противоречия в формальной логике.

  Но  известно и другое – логически  правильно оформленные высказывания о природе, обществе, мышлении выявляют противоречия, которые присущи самим  объектам рассмотрения. Мир противоречив и это проявляется даже в простейшем сравнении двух предметов. Когда  мы говорим об их сходстве, одинаковости, то одновременно имеем в виду и  их различия. Каждая вещь одновременно и тождественна другой и отлична  от нее, т.е. заключает в себе единство тождества и различия. Но независимо от сравнения каждая вещь или объект содержат противоречия и в себе самих. Так, живое существо не тождественно себе в каждый момент времени, так  как в организме происходят постоянные изменения, ведущие его к гибели, смерти. В неорганической, неживой  природе также каждый предмет  противоречив в силу того, что он является как бы началом развития другого предмета, ибо его существование  ограничено определенными пространственно-временными границами. Все сказанное означает, что все предметы противоречивы, ибо они заключают в себе единство противоположностей.

  Другой, неотъемлемой стороной противоречия является взаимное отрицание противоположностей. Они находятся в состоянии  взаимоисключения, взаимоотталкивания. Этот момент и находит свое выражение  в понятии борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения и  развития объективного мира и познания.

  И наконец, закон отрицания отрицания рассматривает такие существенные стороны развития как цикличность, поступательный характер развития. Отрицание вначале рассматривалось как один из необходимых элементов познавательной деятельности, мышления, диалога. Но затем, в соответствии с тождеством бытия и мышления, Гегелем было перенесено и на другие стороны бытия. В чем развитие метафизического и диалектического понимания отрицания. Метафизическое мышление рассматривало отрицание как разрыв между различными этапами, диалектическое же понимание предполагает связь между различными этапами развития. Содержание этого понимания включает:

  1. Признание разрушения, преодоления  старого.

  2. Удержание, сохранение прежнего  в форме преемственности.

  3. Формирование нового, как бы повторяющего  предшествующий период, но на  более высшем уровне.

  Так, развитие экономики опирается на необходимые предпосылки, условия, которые возникают в предшествующий период. Возникновение новых экономических  форм связано не только с разрушением  старых, отживших, но сохранением через  преемственность всего необходимого для дальнейшего развития. В качестве графического образа закона диалектического  синтеза используют спираль, которая  объединяет в своей конструкции  как цикличность, так и поступательность. Абсолютизация повторяемости характерна для древнегреческой концепции  развития, в средневековье возобладал взгляд на развитие как на поступательное, прямолинейное, необратимое движение. Но, разумеется, спираль – это  только условный образ, а в действительности развитие может приобретать самый  различный облик (“ступени роста”, “фазы роста”, “волны развития”  и т.д.)

  Закон отрицания отрицания характеризует  направленность, необратимость развития от низших ступеней к высшим. 

  Таким образом, все три закона диалектики можно отличить от законов других наук своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они охватывают все  сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Диалектика  – сложная наука, но одновременно это всеобъемлющая, цельная и  структурированная система, которая  имеет глубокий исторический характер. Диалектическое мышление как  реальный  познавательно-творческий  процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера  диалектичности  человеческого мышления   определяется   уровнем   развития   общественной    практики    и соответственно степенью  познания  диалектики  бытия,  адекватное  отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека  в  мире и преобразования его в интересах людей.

     Как и становление системы  в целом, так и становление ее принципов и категорий диалектики имеет в философии долгую историю. На сегодняшний день самым, пожалуй, убедительным ее вариантом остается марксистский, где принципы и категории диалектики истолковываются с материалистических позиций, т.е. наполняются предметным и объективным содержанием. То есть объективная диалектика материального мира воспроизводится субъективной диалектикой человеческого разума.

  Зафиксированные диалектикой принципы развития материальных и идеальных систем призваны выполнять  прежде всего методологическую функцию, то есть служить методом, способом, средством анализа любой реальности. Диалектика в познании — та же логика. Только в отличие от формальной логики она пытается «ухватить» изменчивость, подвижность развивающихся объектов и тем самым сделать таким же наш процесс мышления. Ее сверхзадача — снять противоречие между непрерывностью реальности и дискретностью нашего понятийного мышления.

    Диалектический метод представляет собой определенный набор правил, приемов исследования реальности. Эти приемы суть не что иное, как все те же общие диалектические принципы, только сформулированные в императивной форме.

  И на конец, в силу своей всеобщности диалектический метод применим не только в научном познании. Работает он и на обыденном, житейском уровне. Вспомним популярное изречение Гераклита: «Не лучше было бы людям, если бы все их желания исполнялись».

  Таким образом, диалектика представляет собой  глубокий способ описания и изучения реальности. Ее исходный постулат —  признание саморазвития материального  мира как следствия становления  и разрешения противоречий — получил  во второй половине XX века серьезное  подкрепление и конкретизацию в  идеях синергетики — теории самоорганизации  сложных систем.

Список используемой литературы 

  1. Алексеев  П.В., Панин А.В. «Философия» М.:Проспект,2000
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М.
  4. Миронова В.В. «Философия: Учебник для ВУЗов», М.: Норма, 2005
  5.   Интернет-ресурсы

Информация о работе Диалектика, ее принципы и законы