Демокрит и его атомистическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:09, реферат

Краткое описание

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только глухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но нарицательное "абдерит" - простак, простофиля, глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Демокрит и его атомистическая теория……………………………………..4

Трактовка бытия в философии Демокрита……………………………... 4-5

Взгляды Демокрита на природу души человека……………………….. 6

Взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию………. 7

О нравственности…………………………………………………………7 -10

Взаимосвязь математики и философии……………………………………..10-12

Заключение……………………………………………………………………. 13

Список используемой литературы…………………………………………... 14

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Демокрита.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

Его нравственные афоризмы дошли до нас в виде отдельных  изречений. Например, "богат тот, кто беден желаниями", "добро  не в том чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого" и т.д.

Идеалом государственного устройства считал демократическое государство, когда оно в благополучии, все  в благополучии, когда оно гибнет – все гибнут.

Левкипп и Демокрит гениально  положили начало учению о бесконечности  миров. Они продолжали развивать  догадку Анаксагора о чисто физическом происхождении и чисто физической, а не божественной природе светил и всех явлений, наблюдаемых на небесном своде.

В целом следует отметить, что философия Демокрита –  энциклопедическая наука, основанная на атомистической гипотезе.

 

О нравственности.

 

Демокрит принял горячее  участие в споре о достоинстве  человека – о том, что позднее  было названо ценностями, то есть о  том, что для человека наиболее важно, как, во имя чего человек должен жить. Его, как и мудрецов предшественников, волновали вопросы, которые и  сегодня остаются животрепещущими: существуют ли принципы, которые можно  назвать самыми высокими нравственными  основаниями жизни? А если существуют, то в чём они состоят? Вмешавшись в спор софистов и Сократа, Демокрит проявил стремление отстоять собственную  индивидуальную позицию в мире, в  котором существуют самые разные устремления, взгляды, интересы, - позицию  мудреца, который живёт не только мудростью, не только идеальным, не только интеллектуальными заботами. Но при  этом он твёрдо и чётко различает, разделяет, даже противопоставляет  так называемые телесные блага и  удовольствия – и душевное благо, которое считает божественным. «  Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и  многосторонняя мудрость»,- говорит  Демокрит. Здесь слышны отголоски  полемики с соотечественниками, современниками, в частности  с теми, кто попрекал его «разбазаренными» отцовскими деньгами. «Телесная красота человека, - согласно Демокриту,-- есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум».

Такое противопоставление говорит  о несовместимости в глазах Демокрита  – и, наверное, многих его единомышленников – правоты, мудрости,  с одной  стороны, и стремления к материальным благам, прежде всего к деньгам, -- с другой. «Как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании  деньгами самое худшее – желание  постоянно прибавлять к ним», -- заявляет Демокрит.

Обосновывая преимущество нравственной позиции мудреца, Демокрит постоянно  настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать  умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь другого, делают душу слепой по отношению ко всему прочему, подчёркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Он настаивает на том, что «свиноподобны те люди, которые стремятся к роскоши». Счастье, по Демокриту, в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества, устремления души и объединяются у Демокрита в понятии о высшем благе. Вовсе не полагая, что достигнуть такого состояния очень легко, он драматически повествует о непрекращающейся тяжбе души и тела, которую, вероятно, не раз испытывал на самом себе. Не только тело виновно перед душой, Душа, при неправильном употреблении может стать для тела постоянным источником несчастья.

Не соглашаясь с софистами  в том, что никаких устойчивых ценностей нет, Демокрит особое значение придаёт таким ценностям, как  справедливость, честность, истина. Люди обычно знают, что такие ценности существуют, и могут к ним стремиться. «Должно препятствовать, -- говорит  философ, -- совершению несправедливого  поступка. Если же мы этого не в состоянии  сделать, то, по крайне мере, мы должны не содействовать несправедливому  поступку». Развивая и углубляя мысль, он утверждает: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Согласно Демокриту, «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего». Правильна  или неправильна эта мысль  с житейской точки зрения, но Демокриту  важно отстоять её как нравственную истину.

Он нередко говорит  о том, что подлинная добродетель  в поступках должна быть противопоставлена  речам о добродетели, поэтому  «должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам  о добродетели». При  этом Демокрит выделяет не только очень высокие  ценности – такие, как справедливость, честность. Нередко философ со страстью отстаивает ценности дружеских, тёплых, доверительных отношений между  людьми, которые в древнегреческом  мире становились всё более проблематичными  и потому приобретали новую значимость; резко выступает против завистливости, недоброжелательства, корыстолюбия. «Истинный  благодетель, -- говорит Демокрит, -- не тот, кто имеет в виду отплату, а тот, кто хочет сделать добро». «Должно стыдится самого себя столько  же, как и других людей.… В каждой душе должен быть начертан закон: Не делай  ничего непристойного!»

Рассуждения Демокрита о  ценностях достаточно просты. Они  вряд ли выстраиваются в какую-то стройную концепцию. Это, скорее, защита ценностей-добродетелей, которые ему  лично как философу мудрецу наиболее дороги. Это и рассуждение о  нравственности на уровне философской  моралистики, которая очень близка к простому, житейско-нравственному  рассуждению благонравного, добродетельного, духовно ориентированного человека; и проповедь аскетизма, связанного с высокими интеллектуальными наслаждениями. Философ-мудрец отстаивает этический  идеал человека, устремлённого к  духовным благам, подчёркивает привлекательность  и мудрость человечного, гуманного  характера, уравновешенного, несуетливого образа жизни. С непритязательностью, простотой этики Демокрита связана  подмеченная Цицероном особенность  его нравственного философствования: в рассуждениях Демокрита чаще всего  встречаются  ссылки на хорошее расположение духа. То,  что говорит Демокрит, замечает Цицерон, превосходно, однако не вполне закончено, ибо немного  сказано о добродетели, да и то, что сказано, не объяснено.

Рассуждения Демокрита о  нравственности довольно тесно связаны  с его представлением об обществе, государстве, с его политическими  пристрастиями. Демокрит – защитник демократии, хотя, вероятно, и критик отдельных сторон того воплощения, которое она приобрела в античности. Некоторые важнейшие принципы демократии в соединении с упомянутыми духовными  ценностями и есть социально-нравственный идеал Демокрита. Для него бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан  при царях, насколько свобода  лучше рабства. Демокрит считает, что как можно больше людей должно участвовать в общественных делах. Его аргументация в пользу этого тезиса – скорее практическая, причём носит характер доказательства от противного: если не станешь участвовать в общественных делах, приобретёшь дурную репутацию. «Ведь даже и тому, кто не относится с нерадением (к общественным делам) и не совершает несправедливости, грозит опасность  приобрести дурную репутацию и даже претерпеть кое-какие неприятности». Перед нами важное свидетельство того, насколько в рамках древнегреческой государственности ценилась социальная активность граждан. Можно было приобрести дурную репутацию не только тогда, когда человек совершал дурные поступки, но и когда он вообще ничего не делал для общества и государства.

Демокрит высказывается  в пользу согласования интересов, мнений. Он полагает, что государство тем  демократичнее, чем больше в нём  единомыслия. Кому-то из наших современников  эта мысль может показаться ложной и даже вредной: так мы настрадались из-за насильственно внедряемого, как  казалось, отсутствующего  единомыслия. Но нам надо осознать и то, в чём  правота Демокрита. Для Демокрита  демократия – это единомыслие, причём единомыслие не на словах, а в  реальных действиях. Чем больше активно  людей действуют вместе, тем скорее они способны прийти к согласию и  действительно приходят к нему. Путь к предотвращению конфликтов, дурных действий, к доброжелательству людей  в отношении друг друга – социальный путь, который вполне согласуются  с нравственными идеалами, защищаемыми  Демокритом. Постоянно отстаивая  права бедных, Демокрит в жизненной  практике следует провозглашению им идеалу жизни, не связанной с устремлением к богатству, или, как он говорил, со «скотоподобной жизнью в роскоши». Но такой идеал, сознаёт Демокрит, должен быть принят добровольно. Он под  силу только немногим, настоящим мудрецам. Вместе с тем философ принимает  во внимание положение и переживания  тех людей, которые не хотят оставаться в бедности.

Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно  ориентироваться на них и окружать их заботой. В этой позиции, пожалуй, нет большого противоречия между  Демокритом и софистами, но есть и  созвучие с сократовско-плотоновской ориентацией. А именно: Демокрит, как  многие древние греки, проявляет  не малое уважение к закону, уважение к государству как таковому. «Интересы  государства превыше всего, нельзя применят насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот»,- говорит Демокрит. Закон  призван «хорошо устроить жизнь  людей», и он благотворно действует  на тех, кто ему повинуется. Итак, зло в государстве заключено  не в законах, которые сами по себе неплохи: они не мешали бы жить каждому  свободно, благополучно, ели бы один человек не вредил другому. «Зависть, - полагает Демокрит, - начало раздора  среди людей». «Приличие, - утверждает он, - требует подчинения закону, власти и ещё умственному превосходству». В воззрениях Демокрита уже заложена та идея, которая будет широко и  полно развита потом в социальной философии Плотона. Это мысль  о государственном управлении как  особом и очень высоком искусстве, которому нужно специально обучаться.   

          Демокрит был ярким сторонником демократии, полагая, что "лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии". Демократия должна поддерживаться самими гражданами, посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому повиновение закону - есть свидетельство добродетели человека. А высшей нравственностью Демокрит признавал "блаженное состояние духа", при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, "не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иною какою-нибудь страстью". Поэтому "то, что сродни нам, то и нужно выбирать, а чему мы чужды - того надо избегать". Для него был характерен космополитизм: "Любая земная обитель открыта для мудреца: ибо отечество для доблестной и добродетельной души - весь универсум". Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, так как в Новое время она была положена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-натуралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистический период древнегреческой философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь математики и философии

 

Вопрос о взаимосвязи  математики и философии впервые  был задан довольно давно. Аристотель, Бэкон, Леонардо да Винчи - многие великие  умы человечества занимались этим вопросом и достигали выдающихся результатов. Это не удивительно: ведь основу взаимодействия философии с какой-либо из наук составляет потребность использования аппарата философии для проведения исследований в данной области; математика же, несомненно, более всего, среди точных наук поддается  философскому анализу (в силу своей  абстрактности). Наряду с этим прогрессирующая  математизация науки оказывает  активное воздействие на философское  мышление.

Совместный путь математики и философии начался в Древней  Греции около VI века до н.э.

Демокрит был, по мнению Маркса, «первым энциклопедическим умом среди греков». Диоген Лаерций (III в. н.э.) называет 70 его сочинений, в  которых были освещены вопросы философии, логики, математики, космологии, физики, биологии, общественной жизни, психологии, этики, педагогики, филологии, искусства, техники и другие. Аристотель писал  о нем: «Вообще, кроме поверхностных  изысканий, никто ничего не установил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такое впечатление, что он предусмотрел все, да и в  методе вычислений он выгодно отличается от других»

Вводной частью научной системы  Демокрита была «каноника», в которой  формулировались и обосновывались принципы атомистической философии. Затем  следовала физика, как наука о  различных проявлениях бытия, и  этика. Каноника входила в физику в качестве исходного раздела, этика  же строилась как порождение физики. В философии Демокрита прежде всего устанавливается различие между «подлинно сущим» и тем, что существует только в «общем мнении». Подлинно сущими считались лишь атомы  и пустота. Как подлинно сущее, пустота (небытие) есть такая же реальность, как атомы (бытие). «Великая пустота» безгранична и заключает в  себе все существующее, в ней нет  ни верха, ни низа, ни края, ни центра, она  делает прерывной материю и возможным  ее движение. Бытие образуют бесчисленные мельчайшие качественно однородные первотельца, различающиеся между  собой по внешним формам, размеру, положению и порядку, они далее  неделимы вследствие абсолютной твердости  и отсутствия в них пустоты  и «по величине неделимы». Атомам самим по себе свойственно непрестанное движение, разнообразие которого определяется бесконечным разнообразием форм атомов. Движение атомов вечно и  в конечном итоге является причиной всех изменений в мире.

Задача научного познания, согласно Демокриту, состоит в том, чтобы наблюдаемые явления свести к области «истинного сущего»  и дать им объяснение исходя из общих  принципов атомистики. Это может  быть достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума. Гносеологическую позицию Демокрита Маркс сформулировал  следующим образом: «Демокрит не только не удалялся от мира, а, наоборот, был эмпирическим естествоиспытателем». Содержание исходных философских принципов  и гносеологические установки определили основные черты научного метода Демокрита:

а) в познании исходить от единичного;

б) любые предмет и явление разложимы до простейших элементов (синтез) и объяснимы исходя из них (анализ);

в) различать существование «по истине» и «согласно мнению»;

г) явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного космоса, который возник и функционирует в результате действий чисто механической причинности.

Математика по праву должна считаться у Демокрита первым разделом собственно физики и следовать  непосредственно за каноникой. В  самом деле, атомы качественно  однородны и их первичные свойства имеют количественный характер. Однако было бы неправильно трактовать учение Демокрита как разновидность  пифагореизма, поскольку Демокрит хотя и сохраняет идею господства в  мире математической закономерности, но выступает с критикой априорных  математических построений пифагорейцев, считая, что число должно выступать  не законодателем природы, а извлекаться  из нее. Математическая закономерность выявляется Демокритом из явлений действительности, и в этом смысле он предвосхищает  идеи математического естествознания. Исходные начала материального бытия  выступают у Демокрита в значительной степени как математические объекты, и в соответствии с этим математике отводится видное место в системе  мировоззрения как науке о  первичных свойствах вещей. Однако включение математики в основание  мировоззренческой системы потребовало  ее перестройки, приведения математики в соответствие с исходными философскими положениями, с логикой, гносеологией, методологией научного исследования. Созданная таким образом концепция  математики, называемая концепцией математического  атомизма, оказалась существенно  отличной от предыдущих.

У Демокрита все математические объекты (тела, плоскости, линии, точки) выступают в определенных материальных образах. Идеальные плоскости, линии, точки в его учении отсутствуют. Основной процедурой математического  атомизма является разложение геометрических тел на тончайшие листики (плоскости), плоскостей - на тончайшие нитки (линии), линий - на мельчайшие зернышки (атомы). Каждый атом имеет малую, но ненулевую  величину и далее неделим. Теперь длина линии определяется как  сумма содержащихся в ней неделимых  частиц. Аналогично решается вопрос о  взаимосвязи линий на плоскости  и плоскостей в теле. Число атомов в конечном объеме пространства не бесконечно, хотя и настолько велико, что недоступно чувствам. Итак, главным  отличием учения Демокрита от рассмотренных  ранее является отрицание им бесконечной  делимости. Таким образом он решает проблему правомерности теоретических  построений математики, не сводя их к чувственно воспринимаемым образам, как это делал Протагор. Так, на рассуждения Протагора о касании  окружности и прямой Демокрит мог  бы ответить, что чувства, являющиеся отправным критерием Протагора, показывают ему, что чем точнее чертеж, тем меньше участок касания; в  действительности же этот участок настолько  мал, что не поддается чувственному анализу, а относится к области  истинного познания.

Информация о работе Демокрит и его атомистическая теория