Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы: ознакомиться с философией эпохи Возрождения. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи: показать социально-философскую мысль эпохи Возрождения; гуманистическую направленность; описать наиболее известных философов эпохи Возрождения, их вклад в развитие философии, и сущность естественнонаучных взглядов; рассмотреть основные положения натурфилософии эпохи Возрождения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения…………………………………………………4
2. Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………10
3. С Возрождением, каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………….......16
Список используемой литературы…………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

философия эпохи возрождения.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Завершает Возрождение другая политическая Утопия – «Город Солнца» Томазо Кампанеллы (1568-1639).  С первых строк в ней чувствуется влияние «Государства» Платона и «Утопии» Мора. Общность благ, общность жен, естественная религия, сведенная только к двум положениям – существованию Бога и бессмертию души. Политическая организация строится по принципу иерархии компетенций и функций: на самом верху лестницы находится суверен, «солнце», или «метафизик», вокруг которого располагаются Пон, Син, Мор, три божественных приоритета: мощь, мудрость, любовь, являющиеся магистрами, каждый из которых выполняет свою функцию в Городе Солнца.

Всеобщее участие в труде, который из проклятия стал почетным и уважаемым делом, - характеристика Города Солнца.

При всей наивности идеала «города солнца» достоянием последующих поколений стали идеи последнего мыслителя эпохи Возрождения о роли науки в жизни общества, о прекращении войн и раздоров, о просвещении [2, с.161].

 

Натурфилософия эпохи Возрождения

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Если  схоластика считала природу «греховным началом», то Возрождение поставило ее во главе философии.

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер: прямо не отрицая существование Бога, отождествляла его с природой. Такую натурфилософию развивали Бернардино Телезио (1509-1588) и Николай Кузанский (1401-1464). Преодоление средневековой схоластики шло на основе диалектики и новой теории познания.

Николая Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближал Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве.

Он выступал против теологического принципа конечности вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривался, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является бог как «абсолютный максимум», но нельзя считать его и конечным, потому что он не имеет границ, между которыми заключен. Земля не составляет центра мира, а сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир.

Кузанский высказывал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей в природе, единое и множественное, возможность и действительность, бесконечность и конечность.

Ряд сочинений Кузанского посвящены гносеологической проблематике: «Об ученом незнании», «Простец об уме», «О не ином» и др. В них философ высказал ценные идеи впоследствии обратившие на себя внимание Декарта, Лейбница и др. среди них – понятие научного метода, требующего точности, четкости, ясности, строгости познания; проблема творчества – безграничных возможностей самого человека, особенно в сфере познания. В познании проявляется и его пантеизм. Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивается во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности. Он рассматривал такие формы познания, как ощущения, рассудок и разум. Ощущение дает лишь смутные образы вещей, рассудок оперирует числами и дает вещам имена, а разум видит противоположности по иному, чем рассудок, который их  мыслит в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу: разум же способен мыслить бесконечное, снимая противоречия.

Джордано Бруно (1548-1600) – один из величайших гениев эпохи Возрождения. Он порвал со всеми идеалистическими воззрениями, господствовавшими в Средние века, отбросил все церковные догматы о сотворении мира и грядущем его конце, развил гелиоцентрические идеи Н. Коперника, утверждал, что существует бесконечное множество миров во Вселенной. В работе «О бесконечности», Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю его (Бога) светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти бесконечные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную вселенную в бесконечном пространстве» [3, с.73].

Дж. Бруно много писал о Боге как пантеист. Он признавал всеобщую одушевленность материи: его Бог – Вселенная, которая есть одновременно и творящая и творимая, причина и следствие. Не существует Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы: бог растворен в природе, материя – живое и активное начало. «Земля производит живые твари, вода производит своих жителей». Все тела в этих мирах состоят из пяти элементов – огня, воды, земли, дерева и эфира; все миры Вселенной обитаемы. Эта философская позиция во взглядах на материю – гилозоизм, т.е. всеобщая одушевленность материи.

Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую он во многом черпал из античных источников. Он считал, что «то, что было семенем, становится стеблем, из того, что было стеблем, возникает колос, из того, что было колосом, возникает хлеб, из хлеба – желудочный сок, из него кровь, из нее семя, из него – зародыш, из него – человек, из него – труп, из него – земля, из нее – камень или другие вещи. И так можно прийти ко всем природным формам» [3, с.74]. Отмечая постоянную изменчивость вещей и явлений, Бруно утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Человек – часть природы и его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышает человека над миром.

Если в рассуждениях Кузанского природа как бы погружается в бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отожествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского [4, с.110].

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания, в котором в XV – XVI вв. произошли серьезные сдвиги. Знаковыми фигурами, выразившими основные тенденции философии естествознания эпохи, были две великие личности – Леонардо да Винчи (1452-1519) и Николай Коперник (1473-1543).

Поразительная разносторонность гения Леонардо да Винчи есть подтверждение идеала человека Возрождения, воплощением которого и был Леонардо. Сенсуалист во взглядах на познание, Леонардо важнейшей его ступенью считает многократно повторенный эксперимент, за которым следует рассуждение, истолковывающее протекание и результаты опыта…Но познание не может обойтись без цельной научной теории: «Наука – полководец, – писал Леонардо, - практика – солдаты…Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории» [2, с.153].

Стремясь к созданию новой картины мира, в основу которой были бы положены закон и необходимость как синонимы самой природы, Леонардо предвосхищает идеи гелиоцентристской доктрины, созданной вскоре после него Н. Коперником.

Польский астроном Н. Коперник – создатель гелиоцентрической системы мира. Принципы и гипотезы натурфилософии, на основе которой Коперник строит свою космологию следующие: «Что мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, что вмещающая все сфера неподвижных звезд находится в покое, что все остальные небесные тела имеют круговое движение. Затем мы приняли, что Земля обладает некоторыми вращениями, и на этом, как на фундаменте, хотим построить всю науку о звездах».

У Коперника движение небесных тел объясняется их природой, т.е. отпадает надобность во внешних двигателях. Правда, гелиоцентрический космос Коперника конечен и ограничен сферой фиксированных звезд, но он в две тысячи раз больше, чем полагали прежние астрономы.

 

 

 

 

 

С Возрождением каких идей античной философии связана

эпоха Ренессанса

Идеи античной философии, с возрождением которых связывается эпоха Ренессанса – это переворот прежде всего в системе ценностей, в оценке всего сущего  и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшею черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере моровозрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

В формировании ренессанского мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных памятников культуры, использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм – одно из двух главных философских направлений, утверждающее первичность бытия, материи, природы, физического, объективного как свойств материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.д. В античной философии этого направления придерживались многие ученые и философы.

Материализм античности заключается в первичности природы, нечто единого с природой. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Это первоначало нечто единого с природой основывалось на мифологическом мышлении.

В противоположность античности в эпоху Ренессанса природу понимали как единое целое, как объект познания. И это способствовало развитию, изменению образа мира, представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. Природу познавали с точки зрения пантеистического понимания мира, ее обожествления.

В эпоху античности пытались как – то охарактеризовать природу и все остальное, а в эпоху Возрождения – изучить, открыть что-то неизведанное. В период античности происходит освобождение человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса (гражданской общины), т.е. выделение человека как индивидуальности, у которой есть свое сознание и мышление, свои интересы и увлечения и т.д. И философы этого времени рассматривали субъективную сторону человека и его сознание, главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности.

На этом далее строится философская мысль эпохи Возрождения. Происходит дальнейшее изучение человека, только не его субъективного мира, а его взаимосвязи с природой и Богом.

Мыслители Возрождения существенно обогатили учение о диалектике, ведущее свое начало от античности. Они дали образцы применения диалектического метода к тем сферам мысли, в рамках которых он прежде не применялся. Под диалектикой понимается метод восхождения мысли от простого к сложному; он обязательно включает в себя рад последовательных шагов; каждый последующий шаг не выводим строго логическим путем из предыдущих. Диалектика – метод исследования сложных предметов, таких, само мысленное вычленение которых из окружающей реальности сопряжено с большими трудностями. Только диалектический путь в совокупности всех последовательных шагов дает возможность сформулировать многостороннее определение предмета: совокупность этапов движения мысли и есть ответ на вопрос, чем является данный предмет. Диалектический подход «приглашает» к соучастию в размышлении, к рассуждению, а не требует принимать мысль в готовом виде.

Диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в ее развитии принадлежит Н. Кузанскому [5, с.183].

Еще одним сходством эпохи Возрождения и античности является такое течение как гуманизм. Античный философ Эпикур выдвигал на первый план человека, сильного, счастьем которого является удовольствие.

 

 

Заключение

Философия эпохи Возрождения, бесспорно, является новым этапом развития философии. Осуществляла она свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив всё лучшее из того, что дало средневековье.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. 

Я рассмотрела, в чем проявилась гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии эпохи Возрождения: человек становится высшей ценностью, что обусловило важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Также я ознакомилась с основными положениями натурфилософии данной эпохи: в это время развивается пантеизм во взглядах мыслителей, в силу которого происходит отождествление  Бога и природы, происходят значительные открытия в различных областях знаний.

Мной были определены и те идеи, которые из  античности перекочевали в эпоху Ренессанса: материализм, диалектика, гуманизм.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. Учебник для высших учебных заведений [Философия эпохи Возрождения]. – Ростов - на – Дону: «Феникс», 2001. – 576 с.
  2. Философия [Философия эпохи Возрождения]. /Л.А. Никитич. - М.: «Юнити», 2000. – 575 с.
  3. Философия: Учебник для вузов [Натурфилософия эпохи Возрождения]./В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.: М.: Юрайт, 2011. – 561 с.
  4. Философия: Учебник для вузов [Натурфилософия эпохи Возрождения]/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
  5. Шапавалов В.П. Основы философии от классики к современности. Учебное пособие для вузов [Западноевропейское Возрождение]. - М.: «Фаир – Пресс», 1998. – 576 с.

 

 

 


 



Информация о работе Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения