Глобальные проблемы техногенной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:59, реферат

Краткое описание

Техногенная цивилизация, существующая последние 400 лет, оказалась не только очень подвижной, динамичной, но и весьма агрессивной. Она начала подавлять, поглощать традиционные общества и их культуры. Сегодня этот процесс (именуемый глобализацией) идет по всему миру. В результате столкновений с техногенной цивилизацией про¬исходит гибель традиционных обществ, уничтожение многих культурных традиций. Традиционные культуры просто оттесняются на периферию социальной жизни под напором научно-технической модернизации. Это видно на примерах многих народов Азии, Африки, Южной Америки, втянутых в процесс глобальной модернизации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Традиционные общества и техногенная цивилизация………….... 3
Глава 2. Глобальные проблемы современной техногенной цивилизации.
Роль науки в их преодолении.. …………………………………... 9
Глава 3. Социальные и этические проблемы научно-технического
прогресса ………………………………………………………….. 25
Заключение …………………………………………………………………. 32
Список использованных источников ………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Глобальные проблемы техногенной цивилизации.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Традиционные общества и техногенная цивилизация………….... 3

Глава 2. Глобальные проблемы современной техногенной цивилизации.

               Роль науки в их преодолении.. …………………………………... 9

Глава 3. Социальные и этические проблемы научно-технического

               прогресса ………………………………………………………….. 25

Заключение …………………………………………………………………. 32

Список использованных источников ………………………………………34

Введение

За окном 21 век, но уже сейчас абсолютно ясно, что он войдет в историю как век небывалого взлета научно-технического прогресса, становления и глубинного утверждения техногенной цивилизации. Всеми своими достижениями это время обязано реализации норм, идеалов и принципов данного этапа цивилизационного развития человечества. Но именно с ними же связаны и все тупики, проблемы и противоречия, оставляемые уходящим веком будущему развитию человечества.

Люди забыли, точнее их заставили забыть, главный принцип  эволюционного развития человеческого сообщества – «К простоте естества», в котором отражается вся гармония мироздания. В результате, большинство из людей цивилизованного мира в своей обыденной жизни, подобно слепым несмышлёнышам, делают всё наоборот под лозунгом «К сложности техногеники», обусловливающий самый примитивный путь развития человеческой цивилизации. Этот путь столбового направления развития современного человечества при внешнем блеске комфортного жизнеустройства является самым гибельным вариантом затухания биологической жизни на планете, поскольку ведёт к уничтожению людей в качестве первичных элементов человеческой цивилизации, по существу уже превратившиеся в соответствии с галопирующими темпами научно-технического прогресса в техногенную нечеловеческую цивилизацию. 

Глава 1. Традиционные общества и техногенная цивилизация.

 

В философии истории существует подход, согласно которому ступени исторического развития человечества довольно чётко подразделяются на два больших класса, каждый из которых соответствует определенному типу цивилизационного прогресса. Этими типами, радикально различающимися между собой, являются традиционные общества и техногенная цивилизация.

Значительная часть человеческой истории была связана с традиционными обществами, которые существовали в эпоху Древнего Востока (Индия, Китай, Египет), в государствах мусульманского Востока эпохи Средневековья и продолжают существовать (в той или иной мере) даже сегодня во многих государствах «третьего мира».

Заметим, что термин «третий мир» обозначает большую группу стран, которые во многом отличаются друг от друга, но в то же время имеют и некоторое сходство. Выражение «третий мир» появилось в 50-х годах XX века во Франции благодаря исследовательской группе, возглавляемой демографом Альфредом Сови и социологом Жоржем Баладье. Именно эта группа усмотрела аналогию между государствами, избавившимися от колониальной зависимости после Второй мировой войны, и «третьим сословием», которое во времена Великой французской революции конца XVIII века покончило со старым режимом.[2]

Некоторые государства «третьего  мира» и поныне сохраняют некоторые черты традиционного общества. Хотя под влиянием современной техногенной цивилизации в них и происходят более или менее интенсивные изменения традиционной культуры и прежнего образа жизни. Традиционные общества характеризуются, прежде всего, замедленными темпами социальных изменений. В таких обществах может смениться несколько поколений людей, и каждое из них будет заставать одни и те же условия общественной жизни, воспроизводить их и передавать следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Соответственно, в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам, нормам, в которых аккумулируется опыт и стиль мышления предков. В таком обществе инновационная деятельность отнюдь не воспринимается как высшая ценность. Напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций.

Отметим, что понятие «инновация»  появилось в научных исследованиях только в XX веке и первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую (сюда могут быть отнесены обычаи, всевозможные способы организации жизнедеятельности, в том числе, производства). Инновационная деятельность, как правило, преодолевающая инерцию сложившегося порядка, приводит к обновлению предыдущей деятельности и замене одних элементов культуры другими (либо дополнению уже имеющихся новыми). В процессе внедрения инноваций (нововведений) обычно возникает проблема последствий — ожидаемых, желаемых или негативных.[2]

Определенные предпосылки принципиально  иной, техногенной цивилизации (которую зачастую обозначают понятием «западная цивилизация», имея в виду регион ее возникновения) появились еще в период европейского средневековья, а затем получили новый импульс в эпоху Возрождения.

«Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров, и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих изображения — демократию и теоретическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия. Эти два открытия — в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира — стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного прогресса». [10] В эпоху Средневековья идея богоподобности человека привела к ориентации на познание окружающего мира, рассматриваемого как божественное творение, план которого человеческий разум призван расшифровать. Впоследствии, в эпоху Возрождения, когда происходит восстановление многих достижений античной культуры, ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. В этот период закладываются культурные основания техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие с XVII века.

Переход от традиционного общества к техногенной цивилизации, начавшийся в эпоху Нового времени, был связан с возникновением новой системы ценностей. При этом ценностью стала считаться сама инновация, оригинальность, вообще новое. «В известном смысле символом техногенного общества может считаться Книга рекордов Гиннеса, в отличие, скажем, от семи чудес света, которая наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде, достичь чего-то необычного, и она же как бы призывает к этому. Семь чудес света, напротив, призваны были подчеркнуть завершенность мира и показать, что все грандиозное, действительно необычное уже состоялось... В традиционных культурах считалось, что «золотой век» уже пройден, он позади, в далеком прошлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация. В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство». [10]

Ценности техногенной культуры придают совершенно новый характер человеческой активности. Если, например, важнейшим требованием древнекитайской культуры (выраженным в принципе «у-вэй») было невмешательство в протекание природных процессов и адаптация индивида к существующей социальной среде, то в культуре техногенной цивилизации главным предназначением человека считается преобразующая деятельность.[3]

Человек как разумное существо, познающее  законы природы, способен (и обязан) осуществить свою власть над природными объектами и процессами, поставить  их под свой контроль. С этой точки  зрения, необходимо только изобрести соответствующие технологии, технические средства, с помощью которых можно изменять природные процессы, ставить их на службу человеку. И тогда покоренная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах.

Деятельно-активный идеал отношения человека к природе распространился вскоре и на область социальных отношений, которые, как казалось, можно и даже необходимо целенаправленно преобразовывать (не останавливаясь, если это представляется целесообразным, перед применением насилия). Отсюда возникает культ революционной борьбы, утверждение мнения о необходимости социальных революций, рассматриваемых в качестве «локомотивов истории» (К. Маркс)[8]

С появлением техногенной цивилизации  темпы социальных, научных, технических и технологических изменений стали возрастать со все большей скоростью, что наглядно показали последние четыре столетия — период ничтожно малый в истории человечества. Вот как образно показывает динамику развития человеческого общества — с точки зрения научно-технического процесса — швейцарский инженер и писатель Густав Эйхельберг.

«Представим себе, — пишет он, —  развитие мира до наших дней в виде марафонского бега на дистанцию 60 км. Каждый километр этой дистанции будет соответствовать 10 тысячам лет. Этот воображаемый бег будет выглядеть следующим образом. На большей части пути бегунов одни девственные леса. И только после 58-59 км появляются первые признаки культуры: орудия первобытного человека, наскальные рисунки. Начинается последний километр дистанции. Появляются первые земледельцы, 300 метров до финиша — дорога из каменных плит ведет мимо египетских пирамид и древнеримских укреплений. До финиша — 100 метров. Взору бегунов открываются средневековые городские строения, слышны крики сжигаемых на кострах жертв инквизиции. До финиша остается 50 метров. Здесь бегуны могли встретить гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. До финиша всего 10 метров, а бегуны все еще бегут при свете факелов и масляных ламп. Еще 5 метров пути, и совершилось чудо — электрический свет освещает дорогу, на смену экипажам появляются автомобили. Слышен шум самолетов. Лес заводских труб. Табло ЭВМ отсчитывает сотые доли секунды. На финише бегунов встречают ослепительные вспышки юпитеров, репортеры радио и телевидения».[15]

Ускорение научно-технического прогресса, характерное для техногенной  цивилизации, ведет к быстро расширяющимся (но далеко не всегда благоприятным) преобразованиям природной среды, стремительным изменениям предметного мира, в котором живет человек, активным трансформациям социальных связей и всего образа жизни людей.

Техногенная цивилизация, существующая последние 400 лет, оказалась не только очень подвижной, динамичной, но и весьма агрессивной. Она начала подавлять, поглощать традиционные общества и их культуры. Сегодня этот процесс (именуемый глобализацией) идет по всему миру. В результате столкновений с техногенной цивилизацией происходит гибель традиционных обществ, уничтожение многих культурных традиций. Традиционные культуры просто оттесняются на периферию социальной жизни под напором научно-технической модернизации. Это видно на примерах многих народов Азии, Африки, Южной Америки, втянутых в процесс глобальной модернизации.

Классификация истории по определенным этапам прогрессивного развития человечества, основанным на изменении их технико-технологического базиса, приводит к следующей схеме исторического процесса: самый длительный доиндустриальный этап, затем индустриальный этап и, сменяющий его, постиндустриальный. Последние два относятся уже к техногенной цивилизации, основой жизнедеятельности которой становится прежде всего развитие техники и технологии. Последнее же происходит не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы.

 

Глава 2. Глобальные проблемы современной техногенной цивилизации. Роль науки в их преодолении.

Роль науки в условиях современной  техногенной цивилизации трудно переоценить. Весь технико-технологический прогресс последнего столетия и как его следствие новое качество жизни (по крайней мере, в наиболее развитых странах мира) основаны на использовании научных достижений. Вместе с тем современный этап цивилизационного развития, в основе которого лежит научно-технический прогресс, породил серьезные глобальные проблемы, поставившие человечество перед угрозой самоуничтожения.

Двадцатое столетие лишило человечество, если так можно выразиться, «права на ошибку». Прежде неблагоприятные последствия человеческой деятельности носили локальный характер, не угрожали всему человечеству (в худшем случае речь могла идти о гибели, исчезновении лишь каких-то социальных групп, отдельных человеческих общностей, не более того). Во второй половине XX века на нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в своей истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Никогда еще человечество не находилось столь близко от роковой черты и гамлетовский вопрос — быть или не быть? — никогда не звучал так буквально, так предостерегающе. Под вопросом оказалось само существование жизни на Земле, ибо уничтожение биосферы стало технически возможным.

Глобальные проблемы (при всем их разнообразии и внутренних различиях) обладают следующими общими чертами:

  • носят планетарный, общемировой характер и в силу этого затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств;
  • угрожают (в случае если не будет найдено их решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества;
  • требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.[1]

Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам:

  1. Группа актуальных социально-политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного и иных особо смертоносных видов оружия (химического, бактериологического), предотвращение «расползания» такого рода оружия (то есть овладения им все новыми и новыми государствами).

Информация о работе Глобальные проблемы техногенной цивилизации