Глобальные проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:38, реферат

Краткое описание

В ходе написания реферата использованы материалы периодической печати, учебные пособия, научно-популярная литература отечественных и зарубежных авторов.
В реферате не было поставлена цель анализа всех глобальных проблем и перспектив развития человечества, мы акцентировали внимание лишь на наиболее важных.
Для достижения поставленной цели в реферате решались решить следующие задачи:
Выяснить происхождение, характер и особенности каждой проблемы в отдельности.
Рассмотреть возможные варианты научно-обоснованных и реалистических в практическом отношении способов их решения.

Содержание

Введение 2
Возникновение и сущность глобальных проблем 4
Глобальные проблемы современности 6
Демографическая проблема 6
Экологические проблемы 11
Потепление климата 13
Озоновые дыры 14
Гибель и вырубка лесов 16
Опустынивание 17
Чистая вода 19
Экологические проблемы и развитые страны 21
Энергетическая проблема 23
Сырьевая проблема 25
Проблемы мирового океана 28
Проблемы освоения космоса 32
Подлинная человечность 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Философия.docx

— 87.98 Кб (Скачать файл)

По современным данным, в ближнем космосе находится 3000 тонн космического мусора, что составляет около 1 % от массы всей верхней атмосферы  выше 200 километров18. Растущее засорение космоса представляет серьезную опасность для космических станций и пилотируемых полетов. Уже сегодня создатели космической техники вынуждены учитывать неприятности, которые сами и создали. Космический мусор опасен не только для космонавтов и космической техники, но и для землян. Специалисты подсчитали, что из 150 достигших поверхности планеты обломков космических аппаратов один с большой вероятностью может серьезно ранить или даже убить человека.

Таким образом, если человечеством  в самое ближайшее время не будут приняты эффективные меры для борьбы с космическим мусором, то космическая эпоха в истории  человечества может в ближайшее  время бесславно закончиться.

Космическое пространство не находится под юрисдикцией какого-либо государства. Это в чистом виде международный  объект охраны. Таким образом, одна из важных проблем, возникающих в  процессе индустриального освоения космоса, состоит в определении  специфических факторов допустимых границ антропогенного воздействия  на окружающую среду и околоземное  пространство.

Нельзя не признать, что  сегодня имеет место отрицательное  воздействие космической техники  на окружающую среду (разрушение озонового  слоя, засорение атмосферы окислами металлов, углерода, азота, а ближнего космоса – частями отработанных космических летательных аппаратов). Поэтому очень важно вести  изучение последствий ее влияния  с точки зрения экологии.

 

 

Подлинная человечность

Даже  если  мы  все  сегодня  за  несколько  лет  перейдем  на   энерго-   и ресурсосберегающие технологии, форсируем и  процессы  дезиндустриализации  и дезурбанизации — все равно на  протяжении  XXI  века  будут  ощутимо  давать знать о себе инерционные процессы, набравшие силу в XX столетии.

Никакими   решениями   невозможно   приостановить   рост   населения.    Всю проблематику “альтернативной цивилизации” надо рассматривать в  органической увязке с реальным прогнозным фоном грядущего  века,  в  котором,  при  любых нововведениях, будет  немало  инерционно-традиционного  от  века  уходящего.

“Передний  край”  мирового  научно-технического  прогресса  (так  называемые мировые стандарты), к которому будет  постепенно  “подтягиваться”  остальное человечество,  хотя  и  сам  он  не  может  не   претерпевать   существенные изменения.

Один из определяющих параметров — структура занятости —  выглядит  следующим образом:

2% — 3% общего числа  занятых (фермеры) в условиях комплексной  автоматизации и частичной компьютеризации сельского хозяйства полностью обеспечивают  свою страну продовольствием и другим сельскохозяйственным сырьем.

15% — 20% трудящихся в  условиях комплексной автоматизации, а также  частично начинающейся  компьютеризации  промышленности  и  строительства,   полностью обеспечивают свою страну товарами, жильем и всем необходимым.

При  сокращении  рабочих  мест  в  сельском  хозяйстве,   промышленности   и строительстве большая часть высвобожденных мест идет в обслуживание.

Хотя там и накопилось больше половины занятых, но   именно  там преобладает ручной и частично механизированный  труд.  До  комплексной  автоматизации  и компьютеризации,  довольно  далеко  даже  в   самом   современном   западном супермаркете и универсаме.

Особого разговора требует  сферы здравохранения и образования.  Ни  лечение, ни воспитание без живого врача и живого  учителя(а  так  же  их  помощников, лаборантов,  сиделок,  ассистентов)  —  невозможно.   Хотя   бы   из   чисто психологического мотива.

Еще одна значительная группа работающих занята в государственных,  кредитно-финансовых и т. п. учреждениях, в организационном обеспечении производства.

Демилитаризация   может   много   изменить,  но   главное   —   комплексная автоматизация  и  компьютеризация  конторской  работы  способна  на  порядок снизить  численность  клерков.  Более  конструктивный  путь   —   сокращение рабочего года и недели. Теоретически,  таким  образом  можно  занять  троих, четверых,  пятерых.  Но  есть  психологический  предел.  Для  полноты  жизни человеку — за исключением явно  ущербных  —  обязательно  хоть  день  другой приобщиться к общественно-полезному труду, а не  индивидуально-любительскому труду, чувствовать себя частицей творящего  человечества.  Обратим  внимание на сферу семьи  и  образования.  Увеличивать  во  много  раз  педагогический корпус неразумно и даже гибельно для дела. (Конечно, по тридцать  человек  в группе  детсадовской  и  до  полусотни  в  школьном  классе  —   вынужденная убогость.) Педагогика и психология подсказывают  оптимальное  среднее  число воспитуемых и обучаемых, приходящихся на одного воспитателя, учителя. Это  — знаменитая формула 7+2. Так что резерв  “увеличения  штатов”  педагогических кадров  огромный  в  несколько  раз.   Далее   —   чтобы   педагог   работал высокоэффективно, с полной отдачей, с  индивидуальным  подходом  к  ребенку, ему необходимо несколько (до десяти — пятнадцати, а то и больше)  помощников — ассистентов. Важность такой социальной организации  педагогической  работы огромна, она намного выходит за рамки одного только  облегчения  непомерного труда педагога. Одна из смертельных болезней нынешней цивилизации  —  разрыв поколений,  заставляющий  детей  и  подростков,  сбиваться  в  дикие   стаи, формировать свою “субкультуру”, сливающуюся затем многообразными потоками  в единую “контркультуру”, грозящую погрести под собой  культуру  истинную,  не создав ничего взамен, погрести человеческую цивилизацию  вообще.  В  надежде совладать с этим недугом нашими “послами” (а не всем  взрослым  —  у  многих нет соответствующих склонностей и способностей), надо “идти в народ”, какую-то часть времени жить вместе с детьми, как жили деды — прадеды.

Массовый “переток”, взрослых в  сферу  воспитания  и  образования  и  должна стать наиболее яркой, заметной чертой  “альтернативной  цивилизации”,  резко отличающейся от существующей.

Аналогичное положение складывается и в сфере  здравохранения.  Здесь резерв рабочих мест за счет увеличения младшего обслуживающего персонала.

В сфере досуга — аналогичное  положение. Дело в том, что досуг  как  и  труд, был в течении тысячелетий принудительно-ритуальным.  В этой  сфере должны работать  также  профессионалы,  со   специальным   образованием.   Наиболее перспективным здесь являются клубы по интересам.

Еще одна из самых важных проблем  —  это  спасение  земной  флоры  и  фауны, которые за последние десятилетия “пошли в разнос”. Даже если  в  перспективе ближайших десятилетий человечеству удастся  более  или  менее  безболезненно перейти к “альтернативной  цивилизации”  (что  очень  сомнительно),  то  все равно мы успеем довести Землю  до  катастрофического  во  многих  отношениях состояния.  Очень  многие  явления  разгромленного  нами  мира  животных и растений бездушной технике не поддаются. Здесь  нужны  сердечное  участие  и умелые, заботливые руки.

Выражение “альтернативной  цивилизации” вообще и “подлинной  человечности” в особенности  представляются  в  виде  такого  баланса  суммарного   рабочего времени  всего  общества,  в   котором   основными   станут   воспитание   и образование, здравохранение и досуг, восстановление и поддержание природной среды своей планеты Земля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и  нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными  проблемами. И если человечество будет  продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают  ведущие экологи мира, через два  – три поколения неизбежна.

Наша планета серьезно  больна,  в  двери  и  окна  общего  дома  цивилизации стучатся невиданные беды грядущих катастроф. Если на Земле  все  будет  идти “само собой” , то следующий век станет по всей  вероятности,  последним для всей цивилизации. Люди  поглощенные погоней за  сверх прибылью,  поисками пропитания, создают различные виды оружия, уничтожают лес, жгут  уголь,  газ и мазут, травят ядохимикатами воду,  пестицидами  —  плодородную  почву,  не задумываясь о том, что за все прийдется платить не  только  будущим,  но  и живущим сегодня, молодым поколениям. Причины такого поведения кроются прежде всего в его низких  нравственных, духовных качествах, которые  серьезно  отстают  от  требования  современного уровня технологического развития цивилизации.

Человек поставил себя в  центр природы в качестве  хозяина,  направил  усилия на ее изменение, приспособление  и  подчинение  своим  потребностям.  Особое внимание  человек  сосредоточил  не  на  самом  себе,  не  на  цели   своего эволюционного развития, а на изобретении машин и приспособлений,  призванных заменить человека, выполняя за него физическую и умственную работу.

В  результате  человечество  сталкивается  с  группой проблем  нерешенность которых может привести к его гибели.

Разработка  программы  действий  постепенного  перехода  к   “альтернативной цивилизации” — это следующий  этап.  Возможность  такой  программы  действий зависит от всех нас, но в первую очередь — от политиков.

Можно отметить шесть “стартовых”  целей  человечества:  оптимизация  развития во “внешних” (биофизических) и внутренних    (психоинтеллектуальных) пределах, спасение культуры,  стабилизация  международных  отношений,  среды обитания и мирового хозяйства.

Земля подобна библиотеке. Она должна оставаться в том же состоянии и после того, как  мы напитали свой разум, прочитав все  ее книги и обогатившись идеями новых  авторов. Жизнь – самая ценная книга. Мы должны относится к ней с любовью, но стараться не вырывать из нее ни одной страницы, чтобы передать ее – с новыми замечаниями – в руки тех, кто сумеет расшифровать язык праотцов, надеясь оказать честь тому миру, который они оставят своим сыновьям и дочерям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. - 72 с.
  2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 624 с.
  3. Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. - 2009. - № 3
  4. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. С англ. - М.: Международные отношения, 1993. - 136 с.
  5. Энциклопедия для детей: Т.3 (География). - Сост. С.И. Исмаилова. - М.: Аванта +, 1994. - 640 с.
  6. Лосев К.С. Вода. - Л.: Гидрометеоиздат, 1999, 272 с.
  7. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ, 1995. - 72 с.
  8. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Юриспруденция, 2003. - 448 с.
  9. Введение в философию /Под ред.  И.  Т.  Фролова,  Э.  А.  Араб-Оглы,  Г.  С., Астафьва и др. — М.: Политиздат, 2005. — с.599.
  10. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Мысль,  2001.  – с.105, 173.
  11. Философия. Основные идеи и принципы  /  Под  ред.  А.  И.  Ракитова.  —  М.:Политиздат, 1990. — с. 348.
  12. Назаркин Ю. Н. Конверсия: некоторые международные аспекты //  Международная жизнь, — 2004, № 5 — с. 23.
  13. Брезгун С. Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь. — 2008  № 5. — с. 60.
  14. Приходько О. В. В поисках ответа на новые вызовы: глобальная система  защиты // Международная жизнь. — 2005. — № 3. — с. 82.
  15. Брезгун С. Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь. — 2004. —  № 5. — с. 61.
  16. Медведев Ж. Н. Экологические  лимиты  индустриальной  экономики  //  ЭКО.  — 2005. — № 6. — с.151.
  17. Лесков Л. В. Сематическая Вселенная // Вестник Московского  университета.  — 1994. — № 2. — с. 3.
  18. Медведев Ж. Н. Экологические  лимиты  индустриальной  экономики  //  ЭКО.  — 1995. — № 6. — с.152.
  19. Робертс Ален. Как спасти землю: Всемирная стратегия охраны природы. —  М.  :Мысль, 1993. — с. 14.
  20. Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1985. — с.312.
  21. Пройс К. Х. Пути умеренности: Стратегия на будущее. М. : Прогресс,  2004.  — . 256.
  22. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., Наука, 2003. — с. 126.
  23. Философия. Основные идеи и  принципы  /  Под  ред.  А.  И.  Ракитова.—  М. Политиздат, 1990. — с. 361.
  24. Философия. Основные идеи  и  принципы  /  Под  ред.  А.  И.  Ракитова.—  М.: Политиздат, 1990. — с. 362.

1 Энциклопедия для детей: Т.3 (География). - Сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта +, 1994. - 640с.

2 Энциклопедия для детей: Т.3 (География). - Сост. С.И. Исмаилова. - М.: Аванта +, 1994. - 640 с.

3 Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. - 1999. - № 3

4 Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - 72 с.

5 Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. - 1999. - № 3

6 Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - 72 с.

7 Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - 72 с.

8 Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - 72 с.

9 Энциклопедия для детей: Т.3 (География). - Сост. С.И. Исмаилова. - М.: Аванта +, 1994. - 640 с.

10 Энциклопедия для детей: Т.3 (География). - Сост. С.И. Исмаилова. - М.: Аванта +, 1994. - 640 с.

11 Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - 72 с.

12 Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - 72 с.

13 Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - 72 с.

14 Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ, 1995. - 72 с.

15 Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Юриспруденция, 1999. - 448 с.

16 Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ, 1995. - 72 с.

17 Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ, 1995. - 72 с.

18 Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Юриспруденция, 1999. - 448 с.

 


Информация о работе Глобальные проблемы современности