Глобальные проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:38, реферат

Краткое описание

В ходе написания реферата использованы материалы периодической печати, учебные пособия, научно-популярная литература отечественных и зарубежных авторов.
В реферате не было поставлена цель анализа всех глобальных проблем и перспектив развития человечества, мы акцентировали внимание лишь на наиболее важных.
Для достижения поставленной цели в реферате решались решить следующие задачи:
Выяснить происхождение, характер и особенности каждой проблемы в отдельности.
Рассмотреть возможные варианты научно-обоснованных и реалистических в практическом отношении способов их решения.

Содержание

Введение 2
Возникновение и сущность глобальных проблем 4
Глобальные проблемы современности 6
Демографическая проблема 6
Экологические проблемы 11
Потепление климата 13
Озоновые дыры 14
Гибель и вырубка лесов 16
Опустынивание 17
Чистая вода 19
Экологические проблемы и развитые страны 21
Энергетическая проблема 23
Сырьевая проблема 25
Проблемы мирового океана 28
Проблемы освоения космоса 32
Подлинная человечность 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Философия.docx

— 87.98 Кб (Скачать файл)

Физика подсказывает единственно  возможный выход  из  положения:  постепенный перевод  иссекающего  горючего  в  категорию  хим.  сырья(перестать   топить ассигнациями) и такое  же  постепенное  свертывание  атомной  энергетики,  с одновременным наращиванием и мировом энергетическом балансе  удельного  веса так называемых чистых  источников  энергии.  Их  насчитывается  до  десятка: солнечное  излучение  (в  том  числе  транслируемое  из   космоса   в   виде микроволновой  электроэнергии,  полученной  при  несравненно  более  высоком КПД), ветер, речные потоки, морские приливы, волны, внутреннее  тепло  Земли в  его  выходах  на  земную  поверхность  и  в  глубинах  Земли  (пока  не используется ),  разница  температур  на  поверхности  моря  и  в  глубинных слоях(пока  только  первые  эксперименты)  ,   а   так   же   гипотетически- экзотические источники, как магнетизм Земли.

Но все источники чистой энергии в  совокупности  составляют  лишь  считанные проценты мирового энергетического баланса. Повысить  их  удельный  вес,  при современном уровне развития науки и  техники,  весьма  трудно.  Даже  снизив потребности в несколько раз — мы не сведем концы с концами.

При любых чистых источниках  энергии  недопустимо  их  превращение  в  тепло сверх  определенных  пределов,  диктуемых  естественным  тепловым   балансом Солнце-Земля. Назначение каждой калории в мировом энергобалансе должно  быть обоснованно наибольшей отдачей от нее без  негативных последствий.

Из сказанного следует  основные параметры качественно  нового образа жизни.

Во-первых,  максимальная  теплоизоляция  жилища,  помещений  для  работы   и развлечений, вообще всех зданий.

Во-вторых, немалая экономия тепла может быть достигнута  за  счет  повышения культуры питания, одежды, жилища.

В-третьих,  минимизация  моторного  транспорта,  пожирающего  огромную  долю производимой и потребляемой энергии. Понятно, совсем упразднить его  нельзя: не  всякий  нужный  товар  произведешь  на  месте  и  не  в  каждом   случае удовлетворишься пусть даже самым идеальными средствами связи.

Человек не может сидеть всю жизнь на пороге своего дома, но мир  может  быть открыт  и с помощью других средств:  собственные  ноги,  велосипед,  лошадь, планер и другие — мало ли возможностей для “безкаллорийного ” передвижения.

Мы  опять  возвращаемся  к  проблеме  оптимизации  расселения  и  пешеходной доступности  мест  работы,  покупок  и   развлечений.   “Низкоэнергетическая цивилизация” несовместима с урбанизацией, напрочь исключает  крупные  и  тем более сверх крупные города.

Далее трюизм: разумеется “низкоэнергетическая цивилизация”  несовместима  не только  с  гонкой  вооружений,  но   вообще   с   существовании   на   Земле бронетранспортеров с солдатами.

Необходим информационный  переворот  в  науке,  производстве,  культуре,  во много  раз,  снижает  необходимость  в  выработке  энергии,  добыче   сырья, производстве материалов, строительстве,  развитии  транспорта  и  т.  д..  И если бы вдобавок удалось стабилизировать прирост  населения  приближением  к “нулевому  приросту”  —  есть  шанс   восстановить   рассыпающуюся   систему глобальных балансов в качественно новом состоянии.

Так же необходимо  все  более  интенсивнее  сокращать загрязнение воздуха, почвы,  гидросферу  —  радиационного,   шумового,   теплового,   химического загрязнений.   Цивилизация,   основанная   на   сублимации   коммуникативных потребностей,  становиться  экологически  чистой.  Смыслом  жизни  в   новой альтернативной цивилизации должна стать подлинная человечность.

Проблемы  мирового океана

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, - это огромный водный резервуар, масса воды в котором  составляет 1,4 ´ 1021 килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана – это 97 % всей воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном). Сине-зеленые водоросли, обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных осадков.

Мировой океан является одним  из важнейших объектов экологической  защиты. Особенность этого объекта  экологической защиты состоит в  том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.

Химическое загрязнение  представляет собой изменения естественных химических свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей как неорганической (минеральные  соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), так и органической природы (нефть  и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно-активные вещества, пестициды  и тому подобное).

Источники и вещества, загрязняющие Мировой океан, многочисленны: от ртути  до неподдающихся разложению синтетических  моющих средств, часто образующих в  реках толстый пены.

Интенсивная деятельность человека привела к тому, что Балтийское, Северное и Ирландское моря сильно загрязнены стоками моющих средств. Воды Балтийского и Северного  морей таят в себе и иную опасность. В 1945 – 1947 годах английским, американским, а также советским командованием  в них было затоплено около 300 тысяч тонн трофейных и собственных  боеприпасов с отравляющими веществами (ипритом, фосгеном, адамситом)15. Операции по затоплению проводились в большой спешке и с серьезными нарушениями норм экологической безопасности. Корпусы химических боеприпасов под воздействием к сегодняшнему дню сильно разрушились, что чревато тяжелыми последствиями.

Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном  вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение вероятных новых  загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения  и малоотходных технологий.

Безотходная технология развивается  в нескольких направлениях:

Создание бессточных технологических  систем и водооборотных циклов на базе существующих внедренных и перспективных  способов очистки сточных вод.

Разработка и внедрение  систем утилизации отходов производства и потребления их как вторичный  материальный ресурс, что исключает  их попадение в водную среду.

Создание и внедрение  принципиально новых процессов  получения традиционных видов продукции, которые позволяют исключить  или сократить технологические  стадии, дающие основное количество жидких отходов загрязнителей.

Наиболее массовыми веществами, загрязняющими водоемы, являются нефть  и производные от нее продукты. Нефтяное загрязнение океана опасно из-за того, что на поверхности воды образуется тонкая нефтяная гидрофобная  пленка, препятствующая свободному газообмену с атмосферой, что резко сказывается  на океанской флоре и фауне.

Судоходство – древнейшая отрасль транспорта, связывавшая  континенты и культуры еще в самом  далеком прошлом. Но только второй половине нашего века оно приняло современные  грандиозные масштабы. Тоннаж морского флота с 1950 по 1980 года увеличился в 6 раз. Научно-техническая революция стремительно изменила тоннаж судов, особенно танкеров: если в1970 году средний тоннаж танкера составлял 42 тысячи тонн, то уже в 1980 году – 96 тысяч тонн, при этом половина тоннажа танкерного флота мира уже приходилась на супертанкеры (более 200 тысяч тонн)16. Правда, вначале 80-х годов выявилась резкая избыточность флота развитых стран, особенно супертанкеров. Тем не менее, эпоха супертанкеров и крупных танкеров и рудовозов выдвинула на первый план порты с большими глубинами подходов, вызвала концентрацию грузопотоков нефти и руды.

Экологические проблемы Мирового океана обуславливаются и "нагрузкой" на прибрежные районы, и непосредственно  – на экосистемы морей. "Сдвигом к морю" называют глобальный процесс притяжения к морским берегам самой разнообразной экономической деятельности, а значит – и населения.

В прибрежных районах сложились  мощные портово-промышленные комплексы. За последние 40 лет доля приморских районов населения Земли увеличилась  с 30 – 35 до 40 – 45 %2.

Океан рассматривается как  даровая свалка отходов – антропогенный "сток" уже стал гораздо больше природного: по свинцу его доля 92 %, по нефти – больше 90 %, по ртути – 70 %. Только нефтяное загрязнение Мирового океана оценивается от 3 до 15 миллионов  тонн в год, причем большая часть  его падает на загрязнение с суши (вынос реками) – больше ½17.

Большую опасность для  открытого океана представляют катастрофы танкеров и еще большую – атомных  подводных лодок. Особо опасным  стало Средиземное море, через  которое проходит грузопоток в 250 миллионов  тонн нефти, хотя площадь всего бассейна – только 1 % Мирового океана.

Все это говорит о нарастающей  конфликтности использования Мирового океана – развитие добывающей промышленности на шельфе и широкий сброс промышленных отходов в океан подрывают  условия для традиционных отраслей рыболовства и рекреации. К тому же и сами отдыхающие на побережье  ухудшают экологическую ситуацию.

Особо опасно воздействие  на Мировой океан военных конфликтов. "Война в Заливе" привела  к тому, что почти 2/3 западного  побережья Персидского залива было покрыто слоем нефти и погибло  огромное количество морских животных и птиц. Окружающая среда подверглась  беспрецедентному за всю историю  человечества загрязнению.

Более неясные проблемы могут  возникнуть вследствие потепления климата  Земли. В настоящее время идет незаметное повышение уровня океана до 1,5 – 2 метров, что приводит к затоплению "маршей" (зон высокой биологической продуктивности, гнездовий птиц и так далее), приносит серьезный ущерб хозяйству многих стран.

Кроме химического и нефтяного  загрязнения, существует еще один вид  загрязнений, особенно опасный для  океана, - радиоактивное загрязнение  при захоронении радиоактивных  отходов. Загрязнение морей и  океанов радиоактивными отходами является одной из важнейших проблем современности.

За последние годы был  принят ряд важных международных  соглашений по охране морей и океанов  от загрязнений. В соответствии с  этими соглашениями промывка танкеров и сброс отработанных судовых  вод должны осуществляться в специальных  портовых устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет юридическую  и материальную ответственность  за загрязнение вод океанов и  морей.

Проблемы  освоения космоса

До начала первых космических  полетов все околоземное космическое  пространство, а тем более "далекий" космос, вселенная, считались чем-то неведомым. И лишь позже стали  признавать, что между Вселенной  и Землей – этой мельчайшей ее частицей – существуют неразрывная взаимосвязь  и единство. Земляне стали считать  себя участниками всех процессов, происходящих в космическом пространстве.

Тесное взаимодействие биосферы Земли с космической средой дает основание утверждать, что происходящие во Вселенной процессы оказывают  воздействие на нашу планету.

Развивая космическую  деятельность, необходимо произвести экологическую ориентацию космонавтики, так как отсутствие последней  может привести к необратимым  последствиям.

Следует заметить, что уже  при зарождении основ теоретической  космонавтики экологические аспекты  играли важную роль, и, прежде всего  в работах К.Э. Циолковского. По его  мнению, сам выход человека в космос представляет собой освоение совершенно новой экологической "ниши", отличной от земной.

Ближний космос (или околоземное  пространство) – газовая оболочка Земли, которая расположена выше приземной атмосферы, и поведение  которой определяется прямым воздействием солнечного ультрафиолетового излучения, тогда как на состояние атмосферы  влияет главным образом поверхность  Земли.

До недавнего времени  ученые полагали, что освоение ближнего космоса не оказывает почти никакого влияния на погоду, климат и другие жизненные условия на Земле. Поэтому  не удивительно, что освоение космоса  велось без оглядки на экологию.

Ученых заставило задуматься появление озоновых дыр. Но, как показывают исследования, проблема сохранения озонового  слоя составляет лишь малую часть  гораздо более общей проблемы охраны и рационального использования  околоземного космического пространства, и прежде всего той его части, которую образует верхняя атмосфера  и для которой озон является лишь одной из ее компонентов. По относительной  силе воздействия на верхнюю атмосферу  запуск космической ракеты подобен  взрыву атомной бомбы в приземной  атмосфере.

Космос – среда для  человека новая, пока еще не обжитая. Но и здесь возникла извечная проблема засорения среды, на этот раз космической. Возникает также проблема загрязнения  околоземного пространства обломками  космических аппаратов. Причем различают  наблюдаемый и ненаблюдаемый  космический мусор, количество которого неизвестно. Космический мусор появляется в процессе работы орбитальных космических  аппаратов, их последующей преднамеренной ликвидации. Он включает в себя также  отработавшие космические аппараты, разгонные блоки, отделяемые элементы конструкций типа переходников пироболтов, крышек, обтекателей, последние ступени ракетоносителей и тому подобное.

Информация о работе Глобальные проблемы современности