Возникновение христианства и его влияние на философию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:30, доклад

Краткое описание

Средневековая философия в Европе связана с возникновением, распространением и господством христианства. Поэтому средневековая философия выходит за исторические рамки средневековья в Европе. Как известно, средневековьем называют период европейской истории с конца первой трети VI в. до XVII в. Средневековая христианская философия формируется одновременно с возникновением христианства как мировой религии в I — II вв. н. э., т. е. до начала средневековья

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение христианства и его влияние на философию.docx

— 26.30 Кб (Скачать файл)

Возникновение христианства и его  влияние на философию. Социальные условия  формирования средневековой философии

 

Возникновение христианской философии


 
 
 

Средневековая философия в Европе связана с возникновением, распространением и господством христианства. Поэтому средневековая философия выходит за исторические рамки средневековья в Европе. Как известно, средневековьем называют период европейской истории с конца первой трети VI в. до XVII в. Средневековая христианская философия формируется одновременно с возникновением христианства как мировой религии в I — II вв. н. э., т. е. до начала средневековья. Христианство как религия складывается в восточных провинциях Римской империи и распространяется в Средиземноморье. Время его появления характеризуется глубоким кризисом рабовладельческого строя, который усугубляется тем, что попытки его реформирования, так же, как и попытки насильственного преобразования, путем свержения власти Рима не имели успеха. Отражение этого кризиса в сознании людей порождало уныние и страх.

Ввиду того, что попытки  изменить ситуацию оказывались бесплодными, оставалось лишь надеяться на чудесное избавление от бед и верить в помощь Бога и его сверхъестественные силы, способные спасти гибнущий мир.

Первоначально христианство формируется как движение недовольных  жизнью бедных слоев населения, вольноотпущенников и рабов. Оно выражало протест  угнетенных и давало им утешение и  надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. Поскольку недовольством и страхом перед будущим были поражены и состоятельные слои римского общества, постольку и их представители переходят к христианству.

Одна из важнейших черт монотеистической религии христианства, объясняющей его притягательность и жизнестойкость, состоит в необычайной  силе его морального содержания. Оно  обращается к верующим как религиозно-этическая  доктрина, регулирующая отношения человека к Богу, миру и другим людям.

Проделанный историками средневековой  философии анализ показывает, что  наряду со священной книгой древних  евреев, составленной иудейскими жрецами V — IV вв. до н. э., включающей в себя мифы и легенды еврейского народа, и  получившей у христиан название “Ветхий  завет”, сыграли свою роль и творения апостолов учеников Иисуса Христа. Их произведения составили Новый  завет.

Вместе с тем на формирование христианской философии повлияли идеи неопифагорейцев, наиболее известным  среди них был Аполлоний из Тианы (Кападокия), приписывающий себе божественную силу.

Плодотворными для христианства были идеи неопифагорейцев о монистической  картине мира, о признании божества как единого умопостигаемого  целого, о способности человека путем  чистой нравственной жизни обрести  истину.

Важное значение для возникновения  христианской философии имело учение Филона Александрийского, рассматривающего Бога как Логос — закон.

На формирование содержания христианской философии оказала  влияние неоплатоническая философия  с ее идеей единого и ума  как основы всего существующего.

Существенное влияние  на христианскую философию оказали  идеи гностиков. Согласно представлениям гностиков, борьба света и тьмы, добра  и зла имеет универсальное, космическое  значение. Она выступает как борьба материи, т. е. укоренившегося в ней  зла, с духом, выступающим носителем  света и добра. Учение о происхождении  зла в мире, называемое теодицеей, у гностиков основывалось на представлении  о существовании двух богов: Бога — творца и Бога — искупителя. По их мнению, Бог — творец подчинен Богу — искупителю. Они полагали, что грех не вина человека, так как  его душа лишь поле боя, на котором  борются добро и зло.

На процесс формирования в христианской философской мысли  представлений о соотношении  добра и зла повлияла также  борьба с манихейством. Основателем  манихейства был персидский мыслитель  Мани (216 — 270). В манихействе считается, что царь тьмы при нападении на царство света поглотил его часть  и теперь идет борьба за освобождение той части света, которая находится  в плену у тьмы. Победа над тьмой  возможна для того, кто с помощью Христа или Мани на основе строгой аскезы вырвется из тьмы к свету, но многие погибнут во время последнего мирового пожара.

Отношение к миру как к источнику  греха характерно и для христианской философии. Виноваты в том, что мир плох, сами люди.

Особенность христианства, как и  его философии, заключается в  том, что ему чужд революционный  радикализм. Оно не ставит перед  человеком задачу изменить мир. Это  вероучение стремится перевести  негативно-бунтарское отношение к  миру в моральный протест. Наведение порядка на Земле рассматривается приверженцами этого учения как удел творца мира — Бога. Признание греховности мира земного и временности существования в нем человека, вера во второе пришествие Христа для суда над грешниками, надежда на спасение и вечное блаженство в раю как воздаяние за праведную жизнь на Земле и любовь к Богу как к источнику блага составляют основу христианской религиозной философии.

Наряду с этим христианские мыслители признают, что Бог создал мир и человека по своему образу и подобию. Они считают, человек  наделен Богом сознанием и  свободной волей. Однако люди не всегда умело пользуются этим даром и  грешат. Человек стремится избежать греха и спастись, но не может  сделать это без помощи Бога. Средством спасения является любовь к Богу, но любовь, выражающаяся в служении ему и ближним. Грешники будут осуждены Богом на Страшном суде, когда он придет на Землю вторично и воскресит мертвых. Это значит, что добро сильнее зла творимого людьми и окончательная победа будет за праведностью.

Средневековая философия  охватывает в своем развитии промежуток времени с I — II до XIV — XV вв. В ней  выделяют два этапа развития: патристику (I — II — VI вв.) и схоластику (с VIII до XIV — XV вв.).

Средневековая арабская философия


Средневековая арабская философия складывается, с одной стороны, в ходе размышления над Кораном, а с другой — в процессе осмысления и интерпретации античного философского наследия. Размышления над Кораном привели к развитию исламской теологии, известной как калам. Группа теологов, получивших название мутазилитов, наряду с вопросами калама интересовалась и собственно философскими вопросами, например, о человеческой свободе, о способности человека знать нормы морали независимо от откровения и т. д.

В данном учебно-методическом пособии представляется необходимым  рассмотреть некоторые идеи двух представителей средневековой арабской философии аль-Фараби и Ибн Сины.

Абу Наср аль-Фараби родился  в районе Фараба у впадения реки Арысь в Сырдарью на юге Казахстана в семье воина. Он прожил 80 лет  и умер в 950 г. Аль-Фараби знал многие языки, был трудолюбив, непритязателен, бескорыстен. Современники и последователи  считали его вторым учителем, первым называли Аристотеля.

Стиль мышления второго учителя  отличался рационализмом, уверенностью в способности человеческого  разума решать самые разные философские  вопросы. Четко выраженной особенностью творческой манеры аль-Фараби является методологизм. Все проблемы теоретико-познавательного  характера он доводит до выявления  способов и форм постижения реальности, т. е. до методологического уровня. Установленные  им методологические требования применяются  им при анализе широкого круга  вопросов, относящихся к поэзии, искусству, физике, математике, астрономии, музыке, медицине и этике. Наиболее масштабно эта особенность творческой манеры аль-Фараби проявляется в  “Большой книге музыки”. Она находит  выражение в его занятиях классификацией наук. Он не просто систематизирует  науки, а стремится субординировать  их с методологической точки зрения на основе выявления внутренней логики развития научного знания.

Аль-Фараби жил и творил во времена непримиримости к религиозному инакомыслию и это накладывало  отпечаток на стиль его сочинений.

Мыслитель последовательно  отстаивает идею о вечности мира. Надо заметить, что вопрос об отношении  к миру был для арабской философии  одним из наиболее важных. Признание  вечности мира — важная черта мировоззрения  аль-Фараби. Другая существенная черта  его мировоззрения состоит в  признании единосущности разума, который порождает знание и приобщает  людей к бессмертию, но делает проблематичным индивидуальное бессмертие. Третья важная черта мировоззрения аль-Фараби заключается в признании им детерминированности, опосредованности мира Богом.

Нередко мыслитель излагает свои философские идеи в контексте  комментариев к произведениям Аристотеля. Размышляя над воззрениями Аристотеля, аль-Фараби старается быть беспристрастным. Он пишет: “Подражание Аристотелю должно быть таким, чтобы любовь к нему (никогда) не доходила до той степени, когда его предпочитают истине, но и не таким, когда он становится предметом ненависти, способным вызвать желание его опровергнуть” [2. С. 13]. Такое отношение к трудам Аристотеля нашло подтверждение в “Книге букв”, посвященной комментарию “Метафизики” и в других работах.

Учение о бытии составляет основу философии Аль-Фараби.

Рассмотрению проблем  бытия уделяется внимание в его  трактатах “Классификация наук”, “Диалектика”, “О целях метафизики” и “Категории”. Аль-Фараби считал бытие мира совечным Богу, который рассматривается им как вечная первая причина мира.

Размышляя о знании, мыслитель  выделяет обыденное, философское и  теоретическое знание. По его мнению, проникнуть в суть вещей можно  только с помощью философии. Он полагал, что философия выше религии.

Учение о разуме является важным компонентом философии аль-Фараби. Он помимо первой причины или первого  разума вводит в небесный мир десять разумов. Эти разумы он называет иногда “вторыми причинами”. Ученый располагает  их в девяти сферах: первом небе, в  области неподвижных звезд, а  также последовательно в сферах Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны. Десятый — деятельный разум не имеет сферы. Ему соответствует  подлунный мир, предполагающий наличие  материального субстрата. Этот мир  является миром изменения, возникновения  и уничтожения. Ему предшествует непрочный божественный мир. Деятельному  разуму подчинен подлунный мир. Элементами последнего, по аль-Фараби, выступают: первичная материя, форма, элементы, минералы, растения, животные и человек. Деятельный разум является внутренним законом, Логосом земного мира.

Умопостигаемое в возможности  превращается деятельным разумом в  действительно постигаемое умом.

На основе периодизации развития мышления философ выделяет страдательный, действительный и приобретенный  разум. “Страдательный разум” характеризуется  потенциальной способностью ума  выяснять сущее, выявлять формы связи  существующих вещей и их зависимость  от материи. “Действительный разум” понимается аль-Фараби как реализация Божественного разума в способности  вещей мыслиться. “Приобретенный разум” представляется философом как разум, которым человек овладевает в  ходе реализации страдательного разума. Особенностью приобретенного разума является то, что он наделяется моральностью.

Аль-Фараби делит познание на эмпирическое или чувственное  и теоретическое. Познание возможно, по его мнению, благодаря разумной силе, которую он подразделяет на теоретическую и практическую.

Поучительна общеметодологическая программа аль-Фараби, которую следует  применять в научных опытах. В  ней он выделяет следующие пункты:“1. Знать всю историю разработки данной темы, критически оценить разные точки зрения. 2. Выработать принципы данной теории и неуклонно следовать  им при выведении остальных положений  теории. 3. Сопоставить принципы с  результатами, которые не имеют места  в обычной практике” [1. С. 106].

Наряду с систематической  философией аль-Фараби уделял внимание логике, риторике, политике, проблемам  человека и общества. По его мнению, человек существо социальное по самому своему существу он может достичь  “необходимого в делах и получить наивысшее совершенство только через  объединение многих людей в одном  месте проживания” [1. С. 108].

Общества людей аль-Фараби характеризует по качественному  и количественному признаку. На основании  этого он делит общества на два  типа: полное и неполное. В свою очередь  полное включает три разновидности: город (малое общество), народ (среднее  общество) и человечество (великое  общество). Неполное общество имеет  три уровня: семья, деревня (селение), городской квартал. Общество, по аль-Фараби, подобно биологическому организму.

Аль-Фараби считал, что счастье  в одиночку недостижимо. Оно может  быть достигнуто только в том случае, если люди будут помогать друг другу. Согласно аль-Фараби, человеку надо быть сдержанным и стойким в процессе овладения (науками), он должен по природе  своей любить истину и ее поборников, а также быть скромным в потреблении  жизненных благ, презирать деньги, легко подчиняться добру и  справедливости.

Самым крупным и авторитетным арабо-исламским мыслителем средневековья  считается Абу-Али аль Хуссейн  ибн-Абдаллах Ибн Сина (Авиценн). Он родился в 980 г. в одном из селений  близ Бухары. Жил в разных городах  Средней Азии и умер в 1037 г. Он изучал теологию, физику, математику, медицину, логику, философию и оставил после себя большое научное наследие. Наряду с трудами на общенаучные темы им написан ряд философских трудов. К философским взглядам Ибн Сины относят “Исцеления”, “Книгу знания”, “Указания и наставления”, “Книгу спасения” и др. Некоторые труды Ибн Сины безвозвратно утрачены, например, 20-томное сочинение “Книга справедливости”.

Источниками философии Ибн  Сины считается освоенное им наследие философов античности и арабо-исламских  мыслителей. Размышляя о философском  наследии великого ученого, нельзя забывать о том, что он был сыном своего времени. В делении философии  Ибн Сина следовал Аристотелю. В  логике он видел введение к философии. Философию он делил на теоретическую  и практическую.

Информация о работе Возникновение христианства и его влияние на философию