Возникновение русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:07, реферат

Краткое описание

Для истории русской философии вопрос о возникновении философии – один из важнейших ее вопросов. Чаще всего историки отечественной философии ограничиваются простым описанием того, как и когда в России появились «приметы» (те или иные «материальные следы» философской деятельности: книги, статьи, рукописи, понятия, общественные институты и т. д.), свидетельствующие о появлении философии в пространстве ее культуры. Одни историки находят философию уже в Древней Руси, другие – в петровской России, третьи – в двадцатые-тридцатые годы девятнадцатого века.

Вложенные файлы: 1 файл

возникновение русской философии.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)
  1. Введение
 
 

     Для истории русской философии вопрос о возникновении философии – один из важнейших ее вопросов. Чаще всего историки отечественной философии ограничиваются простым описанием того, как и когда в России появились «приметы» (те или иные «материальные следы» философской деятельности: книги, статьи, рукописи, понятия, общественные институты и т. д.), свидетельствующие о появлении философии в пространстве ее культуры. Одни историки находят философию уже в Древней Руси, другие – в петровской России, третьи – в двадцатые-тридцатые годы девятнадцатого века.

     Сегодня большинство историков философии  излагают историю отечественной  философии с X в. Это объясняется тем, что дата возникновения русской философии по мере изучения истории культуры, дохристианской религии, памятников литературы Древней Руси перемещается учеными в глубину веков.

     Современные исследователи полагают, что элементы философии входили в мировоззрение  наших предков ещё до принятия ими христианства, т.е. до 988 г. и до появления первых памятников письменности.

     Выявление содержания философии Древней Руси до XI в. – дело сложное. Такая работа требует реконструкции воззрений наших далёких предков на основе изучения истории культуры, хозяйства, быта, политической жизни, верований и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Генезис русской философии (X – XVIII вв.)
 
 

     Русская философия является выражением развивающегося процесса осмысления учёными устоев бытия и оснований познания и преобразования действительности. В сочинениях отечественных философов нашли выражение подлинно значимые, магистральные идейные поиски народа с долгой, богатой и поучительной историей. Русская философия, возникнув в глубине веков, развивалась в тесном взаимодействии с экономическим, религиозным, политическим, правовым, моральным и эстетическим сознанием народа. Эта философия наряду со стремлением отвечать требованиям высокой научности заключает в себе беззаветный поиск путей к достижению общественного блага.

     Древнерусская философия, несмотря на её связь с  опытом предшествующей христианской философии других народов, обладает значительностью и оригинальностью.

     В наши дни принято изложение истории  русской философии начинать с  анализа содержания первых литературных памятников.

     Письменность  на Руси появилась в конце X в. письменные источники свидетельствуют о том, что философия русского народа испытала на себе влияние книжной мудрости других народов, в первую очередь византийских и древнегреческих авторов. Но главенствующую роль в возникновении философии на Руси сыграла необходимость осмысления исторического опыта народа и решения тех насущных проблем, которые стояли перед ним.

     Появление философии в нашей стране по времени  совпало с тревожными событиями  кровопролитных войн на рубежах отечества, мучительными попытками преодолеть феодальную раздробленность, нашествиями степных народов, которые подрывали экономику и культуру. Испытания, выпавшие на долю россиян, тормозили прогресс в развитии философской мысли и создавали помехи сохранению её ранних памятников, а также снижали возможности освоения достижений философской мысли других народов.

     Философия зарождается на Руси из потребности  объяснения мироустройства, целей существования  государства, общества и человека, из необходимости разработки принципов  социальной организации и общения.

     В древнерусской литературе, имеющей философское содержание, выделяют переводную литературу в виде текстов Священного Писания и святоотеческую, общую для всех христианских народов; переводную византийскую литературу, созданную отечественными авторами.

     К переводной литературе относится прежде всего Библия, которая полностью была переведена лишь к концу XV в. Сначала был переведён Новый Завет, а затем по частям переводился Ветхий Завет. В 1499 г. появился полный перевод Священного Писания – «Геннадиевская Библия».

     Особое  значение для формирования древнерусской философии имели Евангелие и Псалтырь (151 псалом). С принятием христианства началась деятельность по переводу на старославянский язык святоотеческой литературы, т.е. сочинений Григория Назианзина, Василия Великого. Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника. В формировании русской религиозной философии определённую роль сыграл «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского (864-927) на сюжет сотворения мира.

     Важное  значение для распространения идей святых христианских вероучителей имел странный, по-видимому, в Болгарии «Изборник 1073 г.». в нём содержится свыше 200 глав более чем 20 авторов (Афанасия Александрийского, Иустина Философа, Василия Великого, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и др.). Близок к составу «Изборника 1073 г.» и «Изборник 1076 г.», также имеющий энциклопедический характер. В нём содержатся статьи как на вероучительные, так и на нравственно-воспитательные темы.

     На  формирование философского сознания Древней  Руси оказали влияние хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола – памятник византийской литературы. В них читателю сообщается о древнегреческих философах (Сократе, Платоне, Аристотеле, Демокрите, Оригене, Прокле и др.).

     Что касается оригинальных сочинений, созданных  древнерусскими авторами, то надо прежде всего назвать «Слово о законе и благодати» Иллариона, созданное между 1037 и 1050 гг. во времена княжения Ярослава Мудрого. «Слово» преисполнено жизнеутверждающего пафоса и веры в грядущее процветание Русской земли, в нём утверждается равенство русского народа среди других цивилизованных народов. Это произведение является самым первым памятником отечественной литературы. Оно состоит из трёх частей: сопоставления закона и благодати, описания распространения христианства на Руси и похвалы князю Владимиру Святославовичу и его сыну Ярославу.

     Существенное  значение для формирования национального  самосознания древних россиян имели  летописи. Летописный свод «Повесть временных  лет» лежит в основе почти всех русских летописей. Специалисты  полагают, что его автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В его произведении нашла выражение древнерусская философия истории. Основная тема «Повести» - защита и сохранение единства Русской земли. В этом произведении содержатся философские высказывания христианского типа об источниках зла, о силе добра, о божественном предопределении всего в мире. В «Повести временных лет» говорится о том, что основная причина бедствий и разорений Земли русской – распри между князьями.

     Значительная  роль в формировании отечественного философского сознания принадлежит Кириллу Туровскому (ок. 1130-1182). Его проповеди, слова, речи представляет вершину древнерусского торжественного красноречия. Лучшие из творений Кирилла Туровского вошли в сборники «Златоуст» и «Торжественник». Предназначенные для праздничного чтения, они составлены из сочинений православных византийских авторов, и прежде всего, Иоанна Златоуста. Кирилл Туровский писал философские притчи. Так, например, в «Притче о человеческой луше и теле» («Притче о слепце и хромце») осуждаются светские и духовные владыки, своими деяниями ослабляющие Русскую землю. Здесь имеются в виду Андрей Боголюбский, опустошивший в 1169 г. Киев, и епископ Владимирский Федор, добившийся сана митрополита от константинопольского патриарха и объявивший о независимости от митрополита Киевского.

     Другая  притча «Горе о разуме согрешающем» учит, что нельзя безнаказанно творить  зло даже из благих намерений. Эта  идея волновала многих мыслителей и  в последующие времена.

     В «Повести о белоризце и мнишестве» («Повести о беспечном царе и его мудром советнике») утверждается, что власть может не дать человеку счастья, а знание, даже и при скудности средств к жизни, может сделать человека счастливым.

     В «Слове о премудрости» связывается  познание с нравственными устоями.

     Интересным  памятником древнерусской литературы является «Поучение к детям» Владимира Мономаха (княжил 1113-1125). В этом произведении, проникнутом стремлением предотвратить зло междоусобной брани, Владимир Мономах призывает своих детей быть добрыми, уважительно относиться к старшим, не преступать обязательств, не лениться, рачительно вести хозяйство и разумно руководить людьми.

     Содержательным  в философском отношении является «Послание Никифора митрополита  Киевского к великому князю Владимиру…». В нём показывается двойственность человека, вскрываются механизмы сознания. В душе человека Никифор выделяет словесное (ум, разум), яростное (чувства, страсти) и желанное (целеустремленность). Трёхчленная душа, по Никифору, пользуется пятью органами чувств. Благодаря этому становится возможным познание.

     Одним из самых интересных памятников отечественной  литературы считается «Моление»  или «Слово Даниила Заточника» (конец  XII – начало XIII в.). Даниил Заточник обращает внимание на ценность личной свободы. Он также советует подбирать людей на службу не по внешнему виду, а по рвению к службе, по умению нести её. Даниил Заточник советует не выставлять свои знания, быть скромным и приветливым с теми, кто лишён знаний и умений.

     Полезным  для формирования патриотического национального самосознания русских были следующие произведения: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Повесть о полку Игореве», былины, сказки, русские народные песни, а также «жития святых».

     Нашествие степных народов было суровым испытанием не только для русской национальной культуры, но и для русской духовности. В немногочисленных литературных источниках, относящихся к XIII-XIV вв., таким, как №Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Михаила Черниговского», воспевается идея любви к родине, пропагандируется необходимость единения и борьбы с захватчиками.

     Важную  роль в деле формирования освободительной  философии сыграла деятельность Сергия Радонежского (ок. 1321-1291).

     Большое значение в развитии отечественной  философии принадлежит трудам Нила Сорского (ок. 1508-1533) (в миру Николай Майков) – выходца из служилой московской семьи. Несколько лет он провёл на православном Востоке, посетил Палестину, Константинополь, Афон. По возвращении организовал скит на реке Соре близ Кирилло-Белозерского монастыря, став духовным вождём нестяжателей, полемизировавших с иосифлянами, которые были сторонниками монастырского землевладения. Нил Сорский создал следующие сочинения: «Монастырский устав», «Предание», «Завещание» и послания Вассиану Патрикееву, Гурию Подольному. До нас дошёл также ряд фрагментов из его других сочинений.

     «Монастырский устав» - ценный памятник философской  мысли. В введении к нему говорится  о том, что борьбу со злом нужно  начинать с очищения своего сознания. В одиннадцати главах сочинения вначале анализируется происхождение страстей, а затем описывается, как бороться с ними. В этом сочинении рассматривается учение Нила Сорского о восьми пороках, порождаемых дурными страстями. К их числу относятся чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Восьми порочных страстям должны противодействовать восемь добродетелей: пост, целомудрие, нестяжательство, милосердие, вера, терпение, скромность, смирение. Нил Сорский обнаруживает большую эрудицию, знание святоотеческой литературы. Его идеи глубоко почитались на Руси. Авторитет Нила Сорского среди православных интеллектуалов был всегда очень высок.

     Ещё один выдающийся философ – Максим Грек (ок. 1470 - 1556). Он считается самым крупным мыслителем XVI в. Максим Грек оставил после себя 300 оригинальных и переводных работ. В своих сочинениях он проводил мысль о высоком предназначении человека («Беседа души и ума» и «Беседует ум к душе своей»), доказывал, что философия связана с филологией («О пришельцах философах» и «Беседовании о пользе грамматики»). Он подчёркивал в послании к Ивану Грозному «Главы поучительны начальствующим правоверно», что чем выше власть, тем умнее люди для неё требуются. Влияние Максима Грека затронуло многие стороны духовной жизни в России того времени. У него на Руси было много последователей: Фёдор Карпов, Зиновий Отенский, Артемий Троицкий. Максим Грек примыкал к нестяжателям.

     В Русском государстве наряду с  идеями нестяжательства, пропагандирующимися  последователями Нила Сорского, широко распространилось иосифлянство. Основателем последнего был Иосиф Волоцкий (1440 – 1515). Он пытался на практике осуществить проект устройства монастыря, в котором бы монахи были освобождены от физической работы, связанной с обеспечением собственной жизни. Основная их деятельность сводилась к культурно-просветительной работе и самосовершенствованию. Иосиф написал около 40 сочинений. Он доказывал, что монастыри должны владеть землёй и крестьянами. Реформаторские идеи Нила Сорского были побеждены идеями Иосифа Волоцкого.

     В XVI в. по мере укрепления Русского государства расширилась переводческая деятельность. Русский читатель сумел познакомиться более масштабно со святоотеческой христианской литературой. В этом веке было создано много произведений русскими авторами. Развитие писательства в Русском государстве в начале XVII в. позволило отразить многие события Смутного времени. В этом отношении интересны «Повесть о видении некоему мужу духовну», «Новая повесть о прославленном Российском царстве», «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства», «Иное сказание», «Сказание Авраама Палицына», «Временник» дьяка Ивана Тимофеева.

Информация о работе Возникновение русской философии