Возникновение, развитие и основные направления философии техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

Однако техника призвана помогать человеку.Техника оказывает влияние на общественные отношения, на идеологию, нравственные отношения, ставит новые проблемы перед обществом.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие философии техники
1.1 Возникновение философии техники
1.2 Основные направления и тенденции развития философии техники
2. Философия техники Запада
3. Философия техники России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ИТС.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

3. Философия техники России

В России основы философского осмысления техники были заложены Н.А.Бердяевым и П.К.Энгельмейером. Интенсивная разработка философских проблем техники в нашей стране началась в конце 50-х и в 60-е гг. по следующим основным направлениям:

1) Онтология техники, связанная с развитием идей К. Маркса (А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин, Ю.С. Мелещенко, Г.Н. Волков и др.);

2) Философия истории техники. В последней были разработаны две основных версии. Одна из них (А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин и др.) основывалась на приложении основных идей марксистской философии истории к истории техники. Вторая (Г.Н. Волков) развивала Марксову идею опредмечивания трудовых функций применительно к основным этапам технической эволюции;

3) Социология техники (Г.Л. Епископосов, Г.Н. Волков и др.), в русле которой обсуждалась специфика развития техники в различных социальных условиях;

4) Техническая футурология, ориентированная на прогнозирование технического прогресса (Г.Н. Волков, А.И. Черепнев и др.);

5) В 70-е гг. начала складываться гносеология техники. В работах В.В. Чешева, Б.С. Украинцева, В.Г. Горохова, В.М. Фигуровской и пр. рассматривалась специфика технического познания: объект, методология, особенности теории, типы идеальных объектов, ценностные установки.

Особое течение философии техники в России представлено попытками установления аналогий техносферы с другими областями знания и деятельности. Так, Б.И. Куприным выявлена аналогия распределения видов в биоценозе и технических изделий определенного класса, введено понятие техноценоза. Установленная аналогия дала возможность применить к теоретическому описанию техноценозов математический аппарат, используемый в биологии, и заложить основу прогнозирования развития практически любого вида техники. По своей методике, подобные исследования аналогичны второму из основных направлений философии техники: техносфера обращается в некоторое инобытие (философию, биологию) и на этой основе “приходит к самосознанию”.

Еще в 1903 г. русский инженер  и философ техники П.К. Энгельмейер, делая доклад - библиографический очерк "философии техники" - Политехническому обществу, попытался представить зарождение этой новой отрасли философской науки. "Современную нам эпоху недаром называют технической: машинная техника распространяет свое влияние далеко за пределы промышленности и воздействие ее сказывается чуть ли не на всех сторонах современной жизни культурных государств... И вот: мыслители и ученые самых разнообразных сфер начинают изучать этот, доселе не вполне еще оцененный фактор. И здесь по мере изучения открываются все новые и новые умозрительные горизонты. Тем не менее, все, что до сих пор сделано, можно назвать только расчисткой места для будущего здания, которое можно пока, за недостатком более подходящего слова, назвать философией техники". В этом очерке Энгельмейер собрал множество работ, так или иначе касающихся различных сторон этой проблематики.

Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1940/41) был первым философом техники в России. Энгельмейер выступил с тремя докладами по философии техники и теории творчества на IV Международном философском конгрессе в Болонье (Италия) в 1911 г. В одном из них он следующим образом определяет технику: "Сущность техники заключается не в фактическом выполнении намерения, но в возможности воздействия на материю... Природа не преследует никаких целей, в человеческом смысле этого слова. Природа автоматична. Явления природы между собой сцеплены так, что следуют друг за другом лишь в одном направлении: вода может течь только сверху вниз, разности потенциалов могут только выравниваться. Пусть, например, ряд А-В-С-Д-Е представляет собой такую природную цепь. Является фактически звено А, и за ним автоматически следуют остальные, ибо природа фактична. А человек, наоборот, гипотетичен, и в этом лежит его преимущество. Так, например, он желал, чтобы наступило явление Е, но не в состоянии его вызвать своею мускульной силой. Но он знает такую цепь А-В-С-Д-Е, в которой видит явление А, доступное для его мускульной силы. Тогда он вызывает явление А, цепь вступает в действие, и явление Е наступает. Вот в чем состоит сущность техники".

Четвертый, последний  выпуск своей "Философии техники", имеющий подзаголовок "Техницизм", П.К. Энгельмейер заключает следующими словами: "Вот в каком смысле человек есть существо техническое, т.е. такое, которое живет, имеет желания и их удовлетворяет в пределах возможностей, обусловленных жизнью личной, общественной и космической. Вот в каком смысле техницизм есть учение о техническом существе, т.е. о человеке, - учение, показывающее, что необходимо и достаточно для того, чтобы человек стал таким? Каковы внутренние и внешние условия его жизни, т.е. те цели и средства, в пределах которых человек действует? И, таким образом, техницизм делается учением о человеческой деятельности, а стало быть, и о человеческой жизни, поскольку она неразрывно связана с деятельностью. Вот что такое "Техницизм”".

Одно из центральных  мест в философии техники Энгельмейера занимает теория технического творчества, суть которой выражается в так  называемом трехакте. "Творчество зарождается из желания и выявляется в некоторой обстановке, которую оно изменяет сообразно с желанием. Стало быть, творчество выражается, в конце концов, в прямом воздействии на окружающую обстановку. Но тут замечается еще и промежуточный момент: составление плана действия. В составлении плана действуют два агента, существенно различные, один бессознательный, внелогический - это интуиция, другой сознательный, логический - это рассуждение. А выполнение плана на деле совершается за счет третьего агента, телесного, двигательного, способного воздействовать на окружающую материю. Отсюда видно, что механизм творчества есть трехакт, которого три акта суть функции трех вышесказанных агентов. Первый акт есть функция интуиции, второй - рассуждения, третий - организованного рефлекса. В первом акте под давлением первоначального желания составляется идея, которая ставит цель. Во втором акте рассуждение вырабатывает из идеи план действий. В третьем акте этот план приводится в исполнение".

В 1912 г. Энгельмейер на основе лекций кружку студентов Московского высшего технического училища выпускает книгу "Философия техники". После выхода этой книги многие инженеры, по свидетельству самого Энгельмейера, обращались к нему с вопросами: что представляет собой философия техники, кому она нужна и что дает, каковы основные ее задачи? В 1913 году во втором номере "Бюллетеней Политехнического общества" П.К. Энгельмейер опубликовал краткий ответ на эти вопросы. Отвечая на первый вопрос, он дает предельно краткое определение: "Это будет новая наука, которая выяснит роль техники как фактора культуры". В другой статье "Успехи философии техники", опубликованной в тех же Бюллетенях несколько позже, он выясняет, что проблема техники и культуры не может быть решена техническими науками, поскольку они остаются в границах техники. Для решения же этой проблемы необходим несколько отстраненный взгляд на технику. Философия техники как новая, только нарождающаяся наука о технике, выходит и за пределы технологии, которая представляет собой определенную ступень обобщения в технике. Являясь теорией культуры, философия техники выделяет технику в один уровень с теорией познания, этикой и эстетикой, и, наконец, она развивается в целое "техническое мировоззрение".

Таким образом, философия  техники дает более широкий, гуманитарный взгляд на технику. Однако и появление, и развитие самой философии техники было бы невозможно без гуманитарного движения в среде самих инженеров. В России того времени это видно прежде всего в деятельности и трудах Политехнического и Русского технического обществ, в которых большое внимание уделялось обсуждению общих идей в технике. Из многочисленных публикаций русских инженеров на гуманитарные темы приведем лишь один пример, на который указывает и сам Энгельмейер, - это работа инженера-технолога А. Павловского "Успехи техники и их влияние на цивилизацию", и в ней упомянем лишь один раздел - "Техника в связи с философией", из которого процитируем только одну фразу: "Мы знаем, как в начале нашего столетия расцвело естествознание и как оно повело в философии к обоснованию эволюционизма. Техника несомненно оплодотворит, со временем, философию не менее обильно. Философия познания облегчала первые шаги технике: пришло время, когда техника, с неизвестной до сих пор быстротой и силой расчищает пути других отраслей и знаний, с философией в их главе".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

ХХI век может быть охарактеризован как всё расширяющееся  использование техники в самых  различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.

Современная философия  техники рассматривает развитие техническое познание как социокультурный  феномен. И одной из важных её задач  является исследование того, как исторически  меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Философия техники в  наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые  могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность.

Техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения мира. Не удивительно, что сейчас, как никогда прежде, бурно развивается астрономия, опирающаяся на достижения современной науки. Благодаря транспорту человек преодолевает пространственные ограничения.

Таким образом, современная  техника оказала воздействие на все сферы жизни общества: революционные изменения претерпела сфера материального производства; даже по сравнению с первой половиной ХХ века, значительно изменилась социальная структура развитых стран мира; сложное и противоречивое, далеко не всегда положительное воздействие оказала современная техническая цивилизация на политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды искусства и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бердяев Н.А. Человек и машина// Вопросы философии, 1989, № 2.

2. Философия техники в ФРГ. Москва, 1989.

3. Блюменберг Х. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии// Вопросы философии, 1993, № 10.

4. Митчем К. Что такое философия техники. Москва, 1995.

5. Милехина Е.В. Философия техники. Москва, 2004.

6. Негодаев И.А. Философия техники // Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

7. Горохов В.Г., Розов М.А., Степин В.С. Философия науки и техники // Учебное пособие для вузов/ под ред. В.Г. Горохова, М.А. Розова, В.С. Степина. Москва, 1995.

8. Энгельмейер П.К. Философия техники; выпуск 2. Москва, 1912.

9. Алексеева Л.О., Додонов Р.О., Муза Д.Е. Философия науки и техники. Учебно-методическое пособие для магистрантов. Донецк: ДонНТУ, 2006.

 

 


Информация о работе Возникновение, развитие и основные направления философии техники