Возникновение, развитие и основные направления философии техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

Однако техника призвана помогать человеку.Техника оказывает влияние на общественные отношения, на идеологию, нравственные отношения, ставит новые проблемы перед обществом.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие философии техники
1.1 Возникновение философии техники
1.2 Основные направления и тенденции развития философии техники
2. Философия техники Запада
3. Философия техники России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ИТС.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЗАОЧНЫЙ

 ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Возникновение, развитие и основные направления философии  техники

 

 

Реферат по курсу «Инженер,

техносфера, социум»

выполнил студент 2-го курса

факультета ИИС и ВТ

специальности 230101.65

Лебедева Ольга Сергеевна

Шифр 0401061033

Работа сдана «28» марта 2013 г.

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

Волгодонск, 2013

Содержание

 

Введение

1. Возникновение и  развитие философии техники

1.1 Возникновение философии  техники

1.2 Основные направления  и тенденции развития философии  техники

2. Философия техники  Запада

3. Философия техники  России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

На первый взгляд может  показаться, что термин "Философия техники" заключает в себе некоторое несоответствие. Что общего у техники с философией? Разве они не две диаметрально противоположные формы человеческой жизни? С одной стороны, спокойное, внутреннее, бескорыстное созерцание, а с другой - динамическое, направленное вовне, утилитарное действие.

Однако при более пристальном, хотя еще очень поверхностном  взгляде мы вскоре обнаруживаем ошибочность  первоначального замешательства. Во-первых, существование подобной связи противоположностей несомненно побуждает нас к размышлениям о смысле этой антитезы, не говоря уже о ее конечном значении. Отсюда могло бы возникнуть требование взаимного разъяснения. От Гераклита до Гегеля это противопоставление является принципом, вдохновляющим создание преодолевающих это противопоставление единств, включение в реальность и мышление.

Тенденции развития человечества последних  десятилетий в основном связаны  исключительно с развитием техники, механизмов и т.п. в масштабах, доселе невиданных. Это связано с небывалым  научно-техническим прогрессом, охватывающим все области жизни и деятельности человека. Если попробовать охарактеризовать вышеописанное одним словом, этим, словом будет техногенолиз. Техногенолиз, в отличие от техницизма, заключается в чрезмерном, избыточном внедрении техники во все проявления жизнедеятельности человека.

Однако техника призвана помогать человеку. Только лишь по сей день происходят аварии регионального масштаба, климатические, экологические изменения планетарного масштаба и многие другие негативные явления. Однако это лишь одна форма проявления влияния техногенолиза на человека, - та, которую можно увидеть, зарегистрировать, ощутить.

Техника оказывает влияние  на общественные отношения, на идеологию, нравственные отношения, ставит новые  проблемы перед обществом.

Проанализировать эти, а также другие проблемы взаимного  развития отношений между человеком  и создаваемой им техникой в трудах философов современности и классиков является целью представленного реферата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение и развитие философии техники

 

1.1 Возникновение  философии техники

Техника давно привлекала внимание мыслителей. Понимая технику  как искусство производить вещи воплощающее в себе человеческое знание и подражающее природе, Платон считал ее обязательной для строительства  оборонительных стен, корабельных верфей, храмов и других сооружений. Особое внимание при этом он уделял тому, что техника должна быть основана на знании. "Мы нуждаемся в таком знании,- говорит в своих "Диалогах" Платон,- в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным... Ведь здесь искусство изготовления и искусство применения существуют порознь, хотя и относятся к одному и тому же предмету". Аристотель писал, что "из существующих предметов одни существуют по природе, другие - в силу иных причин". Эта причина заключена в труде, в процессе которого " в предметах искусства мы обрабатываем материал ради определенного дела, а в природных телах он имеется в наличии как нечто существующее" . Совершенно очевидно, что для Аристотеля техника - это искусство извлекать из природы ее потенциальные возможности для человеческого существования. Конечно, рассуждает далее он, в том, что создано при помощи искусства, т.е. техники могут быть ошибки. Но применение искусства - непременное условие создания новой вещи. В этом Аристотель видел отличие человека от прочих иных живых существ.

Попытки философского осмысления техники были в Средневековье, в  эпоху Возрождения и в Новое  время в работах Леонардо да Винчи, Г.Галилея, Ф.Бэкона, Паскаля и других мыслителей. Однако, несмотря на солидный запас философских знаний о технике философии техники как специфической области философского знания еще не было. Отмечая это обстоятельство, Н.А. Бердяев писал: "Поразительно, что до сих пор не была создана философия техники и машин, хотя на эту тему написано много книг. Для создания такой философии уже много подготовлено...".

Большую роль в становлении  философии техники сыграли труды  К.Маркса. Г.Рополь пишет, что "Маркс в своих размышлениях о значении труда и продуктов труда для самореализации человека практически был пионером в постановке проблем философии техники… Маркса никак нельзя недооценивать как философа техники". При поверхностном взгляде, замечает Г.Рополь, Марксу можно приписать технологический детерминизм. Но такое понимание Маркса по его мнению является недоразумением. "Очень жаль, - справедливо замечает Г.Рополь, - что советские толкователи Маркса некритически переняли указанный тезис, пренебрегая при этом... диалектикой техники и общества, заложенной в концепции Маркса".

Однако справедливости ради отметим, что у Маркса философия  техники еще не определилась как  особая область философского знания, хотя он заложил методологические основы для этого. Рождение философии техники  на Западе обычно связывают с именем Э.Каппа, который впервые употребил и само понятие "философия техники".

В 1877 году на книжном рынке  Германии появилась книга профессора Гейдельбергского университета Э.Каппа "Основные направления философии  техники". Не случайно она была переиздана в Германии сто лет спустя: от не хронологически ведет свое начала философия техники.

Основой рассуждений  Э. Каппа стала его теория "органопроекции", в которой центральное место  занимает понятие " природная душа". Это понятие выражает целостность  живого организма. "Природная душа" реализует противоречия, которые возникают между органами организма и их функциями. Техника и есть результат разрешения этих противоречий, проекция анатомических и физиологических особенностей организма человеческого существа в природный материал.

Нельзя назвать быстрыми темпы становления философии  техники и после книги Э.Каппа. Вклад техники в развитие цивилизации  пока расценивался как только положительный, негативные следствия технического прогресса еще не проявлялись  на поверхности социальной жизни и не беспокоили общественное мнение. К тому же в западной философии техника традиционно рассматривалась как ремесло или простое применение научных открытий в производстве. Техническая деятельность расценивалась как деятельность интеллектуально более низкого порядка, которая не заслуживала серьезного внимания философов. Отсутствие ярко выраженной серьезной философской традиции, анализ конкретных, а не фундаментальных вопросов развития техники, акцент на исследование исторических, социальных проблем связанных с техникой, а не самой техники - все это затрудняло до поры до времени формирование философии техники.

Как новая область  философии философия техники  в полный голос заявила о себе лишь в 60-70 годы нашего столетия в Германии. В начале 70-х годов была сформулирована программа философии техники - переход от абстрактных рассуждений о технике к ее междисциплинарному анализу как сложному феномену современной человеческой цивилизации. Философией техники стали заниматься не только философы, но и представители других областей научного знания и отраслей техники. Исследования по философии техники стали тесно связывать с философией науки и с философской антропологией, рассматривать их как важный раздел социальной философии. Философия техники начинает делать смелые шаги на пути своего развития. По словам Г.Рополя техника "стала достойным внимания предметом частной философской дисциплины, значение которой для самопонимания человека трудно переоценить". Однако до признания философии техники в качестве специфической области философии было еще далеко.

Традиционное предпочтение занятий в философии теоретическими вопросами, сравнительно недавнее появление  сложной техники, существующей рядом  с простой явились причинами  утверждений что "многие философы вообще не слышали о том, что существует какая-либо философия техники. И действительно, вряд ли есть основание утверждать, что философия техники - уже прочно сложившаяся дисциплина". Совсем не случайно, в последнем издании БСЭ, в "Философской энциклопедии", в "Философском энциклопедическом словаре" и даже в, вышедшей сравнительно недавно "Краткой философской энциклопедии", есть статьи о философии культуры, жизни, морали, науки, освобождения, права, природы, истории, религии, чувства, экономики, но нет статьи о философии техники.

Необходимо отметить, что в становлении философии  техники наряду с профессиональными  философами громадную роль сыграли  представители технических наук и инженеры. Более того, как в  Германии, так и в России инженеры были инициаторами постановки вопроса  о необходимости и важности философии техники и формирования новых исследовательских программ в этой области. Следует упомянуть "Союз немецких инженеров", созданный в 1855 году, исследовательскую программу по философии техники русского инженера П.К.Энгельмейера 1929 года, "Управление по оценке технологии в США ", созданное в 1972 году.

Западная философия техники  довольно четко осознала две проблемы: недостаточность научного понимания  техники только как инструментального  средства воздействия общества на природу и противоречие между культурным и техническим прогрессом, отчуждение научно-технической деятельности и его продуктов от человека и общества.

 

1.2 Основные  направления и тенденции развития  философии техники

Возникнув в конце  Х1Х века, философия техники в процессе своего дальнейшего развития включала в свое содержание большую палитру взглядов, которые порой сходились друг с другом, а порой основывались на прямо противоположных принципах. Одни из них относятся к так называемому технократическому направлению. Они видят в технике определяющую, да пожалуй и единственную, причину всех социальных изменений. Подобные утверждения основываются на принципе технократического детерминизма. С точки зрения других техника имеет свою логику развития, независимую от социума. Для одних будущее человечества под воздействием научно-технического прогресса предстает в радужном свете: техника в процессе своего развития автоматически разрешит все социальные коллизии, создаст общество изобилия, ликвидирует унижающий человека не творческий и физически тяжелый труд и обеспечит радостную творческую жизнь. Другие, напротив, видят в технике демона, подчиняющего себе человека: эра человека сменится эрой роботов, произойдет интеллектуальное вырождение индивидов, моральная деградация личности. Одни взгляды связывают прогресс техники с развитием науки, рационального познания. Другие, напротив, уповают на бога, высший иррациональный дух.

Трудно подчас провести разграничительные  линии между этими взглядами. Постоянно взаимодействуя друг с  другом и в процессе этого взаимодействия, испытывая взаимовлияния, претерпевая серьезную эволюцию, эти взгляды в своей совокупности отражают стремление человеческой мысли философски осмыслить такой сложный феномен каким является техника, понять ее сущность, тенденции развития, роль в нашей жизни, перспективы технического прогресса. В разнообразии этих взглядов выражается гордость человечества своими достижениями и его испуг, радость и опасения, надежды и отчаяние.

Философия по своему содержанию была всегда плюралистична. В этом ее величайшая сила, позволяющая отразить объект во всех его аспектах и существующие в обществе умонастроения во всем их многообразии. Это полностью относится к философии техники. Ее предмет настолько сложен и практически значим, что не может быть в ее исследовании один прав а все остальные неправы. Как мы уже отмечали, философия техники изучает технику с различных сторон и выражает интересы различных социальных и профессиональных слоев общества. Один ценностный подход будет у конструктора, другой у того, кто эту технику использует в процессе производства, третий у ученого, видящего в технике материализацию научных знаний, четвертый у политика, пятый у религиозного человека и т.д. Все различные аспекты и ценностные подходы в осмыслении техники находят свое интегрированное выражение в философии техники в сравнительно молодой истории которой существуют более или менее оформленные направления. В современной философии техники можно выделить четыре крупных направления: сциентистское. социологическое, антропологическое и религиозное. Они последовательно анализируют взаимосвязь техники с наукой, обществом, человеком и верой.

Первое направление - сциентистское (от англ. science - наука) возникает еще в 70-х годах Х1Х века. Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Делается философский анализ системы "наука-техника", проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника начинает рассматриваться как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.

Второе направление - социологическое. Оно анализирует взаимоотношения  техники и общества. Это направление  делится на две ветви. Первая - техницизм  утверждает всемогущество "научно-технической  рациональности", совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества. Вторая - антитехницизм, возникший еще в 20-х годах ХХ века. Техника предстает как злой гений человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм последовательно сменяют друг друга. Так, после второй мировой войны разворачивается гуманистическая критика техники, ставится вопрос о кризисе личности и ее судьбе в современном технизированном обществе.

Информация о работе Возникновение, развитие и основные направления философии техники