Виды и формы творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил человека. Определенные виды творчества тяготеют преимущественно к материально-практической или к духовной сфере общественной жизни. Так, например, техническое творчество направлено на преобразование прежде всего материального производства. Его наивысшее проявление — крупнейшие изобретения (паровая машина, космическая ракета, лазер).

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc2.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Внутренний  опыт, что характерно для эмпиризма  любого времени, воспринимается как  источник непосредственного знания. Феноменологически так оно и  выглядит. Однако следует напомнить, что сознание продукт рефлексии, а восприятие рефлексивного, пусть даже непосредственное восприятие, в итоге даст рефлексивные результаты. Непосредственная интуиция сознания на проверку оказывается интроспекцией чистейшей воды (к чему и склонялись многие номиналисты XIV века). Эмпиризм изолировал себя от истинной субстанции, поэтому и в философии, и в теософии бессознательные субстанциальные переживания (т.е. действительная интуиция переживания) фактически игнорировались.

   

 

      2.2.Виды и формы интуиции.

До определенного  времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) - преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) - подсознательный анализ и выбор решения - начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного «озарения» сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе - подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап - внезапное «озарение» (инсайт), т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию, то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап - сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания.

Общими чертами  интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического  выведения); неосознанность путей получения  результата; внезапность (озарение). Ф.Ж. Кюри отметил, что «часто открытие бывало делом случая». Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия).

2.3.Классификация форм интуиции.

Остановимся на вопросе о классификации форм интуиции. Чаще всего исследователи  ссылаются на классификацию, предложенную М. Бунге. Он различает, прежде всего, чувственную и интеллектуальную интуиции.

Чувственная интуиция по Бунге имеет следующие формы:

I. Интуиция как  восприятие

1. Интуиция как  восприятие, выражающаяся в процессе  быстрого отождествления предмета, явления или знака.

2. Ясное понимание  значения и взаимоотношения или  знака.

3. Способность  интерпретации.

II. Интуиция  как воображение

1. Способность  представления или геометрическая  интуиция.

2. Способность  образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков и функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.

3. Творческое  воображение.

Интеллектуальную  интуицию Бунге классифицирует следующим  образом:

I. Интуиция как разум.

1. Ускоренное  умозаключение - стремительный переход  от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием  отдельных звеньев.

2. Способность  к синтезу или обобщенное восприятие.

3. Здравый смысл  - суждение, основанное на обыденном  знании и не опирающемся на специальные знания и методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.

II. Интуиция  как оценка.

1. Здравое суждение, проницательность или проникновение:  умение быстро и правильно  оценивать важность и значение  проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия.

2. Интеллектуальная  интуиция как обычный способ  мышления.

Однако классификация, приведенная Бунге, несмотря на ценность исследования в целом, не может претендовать на решение проблемы.

Проблема классификации  интуиции представляет собой один из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Это объясняется  тем, что сам предмет, подвергающийся операции классифицирования, не поддается  действию правил, необходимых, скажем, для формальной классификации. Всякая формальная классификация предполагает, прежде всего, четкое, резкое обособление предметов одной группы от предметов другой группы. Вполне понятно, что интуиция не поддается формальной классификации. Установление четкого сходства и различия разновидностей интуиции не представляется целесообразным.

В отличие от формальных содержательные классификации  опираются на диалектические принципы. В содержательных классификациях главный  акцент делается на раскрытие внутренних закономерностей между группами классифицируемых предметов. Содержательные классификации соответствуют естественным классификациям. Последние строятся на учете всей совокупности признаков классифицируемого предмета, взятых в их взаимной связи и обусловленности. По-видимому, этот способ классифицирования может быть применен к проблеме интуиции.

Классификация Бунге не соответствует ни одному из рассмотренных способов классификации. За основу своей классификации Бунге  берет видовое деление различных  интуиций, имеющих место в процессе научного познания, причем выбирая из общей иерархии те, которые наиболее часто употребляются исследователями.

Наиболее удачным  исследованием в нашей литературе является работа Кармина А.С. и Хайкина  Е.П. «Творческая интуиция в науке». Авторы предлагают подразделение интуиции на две формы: «концептуальную» и «эйдетическую».

     Концептуальная интуиция - процесс формирования новых понятий на основе имевшихся ранее наглядных образов.

Эйдетическая  интуиция - построение новых наглядных  образов на основе имевшихся ранее понятий.

Предложенный  вариант классификации предназначен специально для гносеологического  анализа и представляет собой  не просто условное разделение, а своего рода рабочую схему исследования, освобожденного от необходимости феноменологического описания таинственных интуитивных эффектов.

Опираясь на эту схему, мы получаем возможность  не просто констатировать факт существования  интуиции, как формы познавательного  процесса, но перейти к анализу  ее действительных проявлений в сфере научного познания.

3. Значение интуиции и творчества в практической деятельности          

   руководителя.

Управление, в  широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия  на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Управление  — древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области  управления сходятся во мнении, что  управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т. е. имеет серьезный научно-методический фундамент.

Любая наука  представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Главным в теории является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.

Практическая  деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она охватывает все стороны жизни, развивает материальную и духовную культуру общества. Наука обычно опережает  запросы практики, позволяет предвидеть новые явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от практики, ищет в ней подтверждений или опровержений своих концепций — великий процесс восхождения мысли от абстрактного к конкретному.

Практика оперирует  непреложными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут решить проблемы.

Теория управления персоналом или наука об административном управлении далеко не всегда может, к  сожалению, опираться на дедуктивные  и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает еще одним удивительным, таинственным инструментом — интуицией. Несомненно, что интуиция базируется на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, «озарение», остается загадкой, и надежда, что интуиция, как универсальная отмычка, способна вскрыть сейфы кладовых знаний, совершенно иллюзорна. Интуиция — результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы. Так было и со знаменитым яблоком Ньютона, и со сном Менделеева, и с музыкальными находками композиторов. Интуитивной находке еще предстоит пройти сложный путь от замысла, идеи, гипотезы до вердикта практики.

Поскольку управление является не только наукой, но и искусством, роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения  обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучительных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал — успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т. е. при владении искусством управления.

Наука и искусство  управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке, — порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано на солидном фундаменте целесообразности, точном расчете и математически строгой гармонии.

В практической деятельности управляющие находятся  в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: «Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации».

В управлении Можно выделить два аспекта творчества. Первый – творчество в управленческой деятельности (творчество руководителя), а второй – развитие руководителем творчества подчиненных. Творчество руководителя зависит от «внешних» условий– тех задач, которые он решает, и от внутренних условий – от его личностных качеств, от выбираемого стиля управления.

Посмотрим же, как  влияет стиль управления на возможности  проявления творчества. Для этого  воспользуемся наиболее популярной классификацией стилей управления, выделяющей следующие стили: авторитарный, демократический, пассивный (попустительский).

Авторитарный  стиль управления характеризуется тем, что подчиненным сверху спускаются цели, а также инструкции выполнения работы и описание конечного результата.. Авторитарный стиль может подавлять инициативу, но он незаменим в тех случаях, когда дело срочное, и нет времени на поиски новых решений. Здесь творчество зависит от указаний руководителя, необходимо согласовывать каждый шаг. Авторитарный стиль хоть и сдерживает творчество, но зато дает быстрые результаты. Сталкиваясь с серьезными ограничениями, люди вынуждены изобретать все более хитроумные способы решения стоящих перед ними задач. Не случайно замечено, что в тоталитарных государствах очень часто наблюдается расцвет культуры и творчества.

Демократический стиль предполагает делегирование части полномочий подчиненным и разделение ответственности – подчиненный может принимать решения в рамках своих полномочий. Персонал участвует в управлении, обмен информацией идет от руководителя к подчиненным и наоборот. На мой взгляд, этот стиль управления максимально способствует созданию творческой атмосферы в коллективе. Здесь присутствует и необходимая для творчества свобода, и необходимые рамки, задающие целенаправленность усилий всех сотрудников, позволяющие контролировать достижение результата.

Информация о работе Виды и формы творчества