Аристотель как систематизатор научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и будет учиться у него философской культуре

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Онтология Аристотеля…………………………………………………………..4
Научная программа и теория познания Стагирита…………………………..…8
Социально-политические взгляды Аристотеля………………………………....9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Аристотель как систематизатор научного знания.docx

— 34.14 Кб (Скачать файл)

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное  изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную  науку о политике.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом  организовать совместную жизнь людей в государстве. Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.

Формы государственного правления.

В зависимости от целей, которые  ставят перед собой правители  государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный  строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

  • Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
  • Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
  • Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный  строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

  • Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
  • Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
  • Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное  неравенство. По Аристотелю, олигархия  и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что  имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

При любом государственном  строе общим правилом должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможность чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать  за правящими лицами, чтобы они  не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления  к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не  может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки  праву: стремление же к насильственному  подчинению, конечно противоречит идее права».

Главное в государстве  — гражданин, то есть тот, кто участвует  в суде и управлении, несёт военную  службу и выполняет жреческие  функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть  населения.

Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции»  — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).

Заключение.

Значение аристотелевской  философии, как для его современников, так и для последующих эпох во многом обусловлено ее расхождением с философией Платона. Хотя Аристотель вынес из своей учебы у Платона в основе своей идеалистическое воззрение на реальность (концепция Перводвигателя) и объяснил самобытность вещи при помощи духовного понятия формы, он стоял вне фундаментально дуалистического направления в греческой философии, которое может быть прослежено от орфического религиозного возрождения в начале шестого века, через Парменид, Сократа и Платона вплоть до среднего платонизма и неоплатонизма. Аристотелевская мысль при всей его убеждениях в прозрения идеализма, вернула философию на новый, более научный уровень эмпирического наблюдения. Если античность философом «по преимуществу» считала Платона, то для средневековых философов и теологов с тринадцатого по семнадцатые века философом был именно Аристотель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  • «Философия» второе издание Спиркин А. Г.
  • http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/5-3.htm
  • http://kse-303.narod.ru/03.2.html
  • http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/timkin/02.php
  • http://ru.wikipedia.org.

Информация о работе Аристотель как систематизатор научного знания