Аристотель как систематизатор научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и будет учиться у него философской культуре

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Онтология Аристотеля…………………………………………………………..4
Научная программа и теория познания Стагирита…………………………..…8
Социально-политические взгляды Аристотеля………………………………....9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Аристотель как систематизатор научного знания.docx

— 34.14 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная  медицинская академия

Министерства здравоохранения  и социального развития»

 

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

 

Контрольная работа по

ФИЛОСОФИИ

 

Аристотель как систематизатор научного знания

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка II курса гр. 26з

Фармацевтического факультета

Кувыкина Анна Николаевна

anyta.sweet@yandex.ru

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013г.

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………...3

Онтология Аристотеля…………………………………………………………..4

Научная программа и теория познания Стагирита…………………………..…8

Социально-политические взгляды  Аристотеля………………………………....9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Философская мысль Древней  Греции достигла наибольшей высоты в  творениях Аристотеля, воззрения  которого, энциклопедически вобравшие  в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и будет  учиться у него философской культуре

Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В  частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»  он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных  вещей и миром идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Онтология Аристотеля.

Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих его мыслителей. О нем говорят, как об историке философии. Он рассматривал философские учения от древнейших мыслителей до своих современников.  Большое внимание он уделял наиболее существенным вопросам философии, главной идеей которой он считал онтологию (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Основой всякого бытия  Аристотель считал первую материю. Эта материя, однако, не определена ни одной из категорий, которыми люди определяют конкретное состояние сущего. Она образует «потенциальную» предпосылку существования. И хотя материя является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

Наипростейшей определенностью первой материи являются четыре элемента:

  • огонь,
  • воздух,
  • вода,
  • земля, которые встречаются уже у мыслителей, живущих до Сократа. Они представляют

определенную промежуточную  ступень между первой материей, которая  чувственно непостижима, и реально  существующим миром, который чувственно воспринимаем.

У воспринимаемых чувствами  вещей можно различить две  пары взаимно противоположных свойств, например, тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух — теплого и влажного, вода — холодного и влажного, а земля — холодного и сухого.

Эти четыре элемента являются основой чувственно воспринимаемых (реальных) вещей. В то же время Аристотель допускал и возможность замены одного элемента другим. Это становится возможным потому, что все элементы являются конкретной модификацией одной и той же первой материи. Из всех качеств, специфически характерным для каждого элемента, Аристотель считал только одно, то есть для огня его специфическим качеством будет теплое, для воздуха — влажное, для воды — холодное и для земли — сухое.

Специфические качества элементов  распадаются на два класса — активные и пассивные. Активные - холодное и теплое, пассивны - сухое и влажное. В каждом элементе имеется одно активное качество и одно пассивное, например в огне имеется активное качестве теплого и пассивное — сухого; в воде — активное качество холодного и пассивное — влажного и т. д.

Аристотель выводит пятый  элемент, по природе своей отличающийся от всех других четырех элементов  — огня, воздуха, воды и земли. Пятый  физический элемент Аристотель назвал «эфиром».

«Эфир» — элемент не только физики Аристотеля, но также  важный элемент его космологии, астрономической  системы. Из «эфира» состоят небесные тела. С поверхности Земли они  представляются состоящими из огня, но это потому, что вследствие быстрого движения небесные тела раскалены. «Эфир», кроме того, заполняет собой мировое  пространство, в котором происходит вращение небесных тел. Основное его  свойство — неизменность, соответствующая  неизменности неба и небесной сферы. С неизменностью в «эфире»  соединяется его совершенство, также  соответствующее совершенству неба.

Согласно Аристотелю, Космос, так же как и Земли, которая  является его центром, имеет форму  шара. Он состоит из многих концентрических  небесных сфер, в которых движутся отдельные звезды. Ближе всего  к Земле находится сфера Луны, дальше идет Солнце и другие планеты, а наиболее удалена от Земли (и ближе всего к первому двигателю) сфера неподвижных звезд. Все, что находится в пространстве от лунной сферы до Земли, наполнено материей, которую Аристотель определяет как «сублунарную».

Она состоит из уже упомянутых четырех элементов. Все, что находится  в пространстве от лунной сферы до Солнца, планет и звезд вплоть до границ Космоса, наполнено эфиром (этэр), пятым элементом, материей надлунных сфер. Образованные из нее небесные тела являются неизменными и находятся в постоянном кругообразном движении. Земля же изменяется, но остается неподвижной.

Существование четырех элементов (огонь, воздух, вода и земля) обусловлено их необходимостью. Так как существует мир, то должен существовать его центр, стало быть, должен существовать и элемент, стремящийся к центру мира. Элемент этот — Земля. Так как, далее, центром необходимо предполагается окружность, то должен существовать другой элемент, стремящийся от центра к окружности. Элемент этот — огонь. Так как в мире не существует пустоты, то между центром мира и его окружностью, т. е. между землей и огнем, должны существовать элементы, которые соединяли бы землю с огнем. Это элементы воздуха и вода. Они исполняют роль посредников между землей и огнем. Все вместе взятые пять элементов, «материя» мира, — условие мирового процесса. Все вещи возникают из элементов в результате и в ходе их превращения, переходов друг в друга.

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом  взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи они постижимы и определимы посредством основных категорий. Они  суть соединения материи (гиле) и образа, формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие.

Действительное бытие, таким  образом, представляет собой единство материи и формы. Аристотель в  этом учении, которое является, собственно, основой всей его философии, и  проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему отношения  единичного и общего — как отношение  двух сторон действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным  и реальным миром, столь разительный в системе Платона.

При изучении конкретных вещей  как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с  индивидуальным бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой. Характеризует ее как «то, в чем  сказывается все остальное, в  то время как сам он уже не сказывается  в другом». Первая сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием.

Вторые сущности (иногда употребляется — вторичные) определенным образом производны от первых сущностей. Они не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением. Аристотель характеризует их так: «...вторичными сущностями названы те, в которых, как в видах и родах, содержатся первые сущности».

Учение Аристотеля о первичных и вторичных сущностях в то же время свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-платоновской концепции идеализма. Если Платон признавал первичным реальным бытием общие и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет индивидуального, чувственно воспринимаемого.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его  понимание движения. Движение тесно  связывается с конкретными формами  бытия. «Движения помимо вещей не существует». Аристотель считал движение вечным, ибо оно «всегда было и во всякое время будет».

 

 

Научная программа  и теория познания Стагирита.

Научная программа Аристотеля возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.

Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслугой Аристотеля является и написание его знаменитого «Органона» - трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Кроме того, Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму  чувственно воспринимаемых предметов  без их материи. Разум же рассматривает  общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения. Аристотель является основоположником логики.

Анализируя категории  и оперируя ими в анализе философских  проблем, Аристотель рассматривал и  операции ума, его логику, в том  числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы:

  • закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений);
  • закон противоречия («не противоречь сам себе»);
  • закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не надо»).

Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

 

Социально-политические взгляды Аристотеля.

Осуществив грандиозное  обобщение социального и политического  общества эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов».

Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к  совместной жизни и к политическому  общению. По Аристотелю, человек –  политическое существо, то есть социальное, и он несет в себе инстинктивное  стремление  к «совместному сожительству». Человека отличает способность к  интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточный, крайне неимущих и средних.

Аристотель считал, что  в основе жизни людей, обладающих большими богатствами, лежит противоестественный  род наживы имущества. Ставя все  на службу личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы, не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной  жизни. Почти все они высокомерны  и надменны, склонны к роскоши  и хвастовству. Государство же создается  не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

Информация о работе Аристотель как систематизатор научного знания