Арабская средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать истоки возникновения и основные особенности арабской философии эпохи Средневековья.
Задачи - раскрытие основных принципов арабской философии под призмой ислама.
Рассмотрение важнейших мыслителей арабского мира в период средних веков, изучение их идей, жизненных позиций и пропагандируемых философских принципов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Становление арабской средневековой философии………………………….3
2. Учения, концепции и теории арабских мыслителей эпохи Средневековья.8
2.1. Взгляды представителей арабской философии на Востоке…………...8
2.2 Взгляды представителей арабской философии на Западе…………….15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - арабская средневековая философия.docx

— 50.43 Кб (Скачать файл)

Следующим представителем арабской философии был Ибн-Туфайль (1110 – 1185 г.г.) – врач, математик, философ и поэт. Современники дали ему прозвище «учитель нечестия». До нас дошел философский роман Ибн-Туфайля «О Хайе, сыне Яззана». В этой психологической робинзонаде рисуется саморазвитие «естественного человека», изолированного на необитаемом острове. Ребенка, попавшего на необитаемый остров, вскормила лань. Он видел небо, море, различные предметы, долгие годы жил в одиночестве. Первые знания его ограничиваются чувственными вещами, постепенно он доходит до познания общего начала вещей, которое их объединяет. Этим началом, которое хранит этот мир и придает ему движение, является Бог.

Для того чтобы правильно оценить смысл многих произведений средневековой философии, нужно  учитывать специфику эпохи. Следует  сквозь формальные заверения в лояльности «божественному закону» попытаться проникнуть в сокровенные мысли философа, не согласующиеся с ортодоксальной точкой зрения.

Яркой фигурой в арабской философии был Ибн-Рушд (1126 – 1198 г.г.). Он подвел итог всей предшествующей арабской философии и оказал сильное влияние на христианскую схоластику. В Европе он был известен под именем Аверроэс. Возникновение этого имени объясняется следующим образом: когда по инициативе Раймунда, архиепископа Толедского, в средневековой Европе стали переводить на латынь произведения арабо-мусульманской философии, имена философов зачастую искажались. Имя Ибн-Рушд преобразовалось в Абен-Рошд, затем – Авен-Рошд, Аверрошд, Аверросд и наконец – в Аверроэс.

Ибн-Рушд жил в Андалузии  и Марокко, занимал должности  судьи и придворного врача. Незадолго  до смерти подвергся гонениям как  еретик. Ибн-Рушд был автором многочисленных сочинений по философии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и  филологии. Он прокомментировал все  известные произведения Аристотеля. Современники говорили, что «Аристотель  объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля». Но он не был просто комментатором, Ибн-Рушд – оригинальный ученый и философ.

В книге «Опровержение  опровержения», направленной против Аль-Газали, говорится: «Цель настоящего рассуждения – рассмотреть с точки зрения религии, является ли изучение философии и логических наук чем-то разрешенным религией, чем-то предосудительным или  чем-то предписанным ею либо как нечто похвальное, либо как нечто обязательное». Положительный ответ аргументируется следующим образом. Во-первых, священное писание мусульман обязывает изучать окружающий мир, так как только посредством проникновения в сущность вещей как «творений Божьих» возможно постичь самого их Создателя» Во-вторых, самым совершенным способом изучения «творений божьих» является тот, что выводит неизвестное из известного с помощью доказательства. Но ведь именно этим занимаются философы. Таким образом, религия не только не запрещает философию, а, наоборот, призывает ею заниматься.

Ибн-Рушд утверждает, что  если религия истинна, то исследование, опирающееся на доказательство (т. е. философия), не ведет к противоречию с тем, что утверждает религия. Но если какое-то суждение религии противоречит доказательному знанию (философии), то возникает необходимость в аллегорическом толковании «священного» текста.

В конечном счете, Ибн-Рушд приходит к выводу о независимости философии от теологии. Именно философия постигает истину. Истина одна, и она разумна, именно поэтому при расхождении между философией и религией необходимо толковать религиозный текст в свете разума, т. е. философии.

В то же время Ибн-Рушд не выступает против самой религии. Он говорит, что философ должен держать  свою точку зрения при себе. В  области практических проблем, проблем  морали и права философ должен следовать предписаниям религии, даже если он внутренне осуждает некоторые  из них. Внешне же он никак не должен проявлять своего недовольства.

Ибн-Рушд считал необходимым  изучать и использовать взгляды  предшествующих мыслителей других народов, обращая особое внимание на их доказательность. «Если что-то в этих книгах соответствует  истине – переймем это у них, порадуемся этому и поблагодарим их за это».

В онтологии Ибн-Рушд различает  сущность и существование, утверждая, что сущность предшествует существованию. В единичных субстанциях  сущность и существование находятся  в  единстве.

Сотворен ли мир или  он существует вечно, сотворена ли материя  или она несотворима? Ибн-Рушд склоняется к последней точке зрения, о чем, по его мнению, свидетельствуют слова Корана об Аллахе: «И он тот, который создал небеса и землю в шесть дней, и был его трон на воде». Это означает, по мнению Ибн-Рушда, что небеса и земля не возникли «из нечего», а было «некое бытие, предшествовавшее данному бытию».

Материя – объективное  вечное начало. Ибн-Рушд считает, что  формы не вносятся и не создаются, а внутренне присущи несотворенной  материи и лишь переходят в  ней из потенциального в актуальное состояние. Допущение же о том, что  формы приходят в материю извне, равносильно признанию творения «из ничего», что невозможно. В  самой природе материи заложены начала возникновения и уничтожения, роста, уменьшения, превращения перемещения, т. е. движения. Но что же является источником перехода потенциального в актуальное? Ибн-Рушд указывает на Бога как перводвигатель.

Ибн-Рушд убежден в  объективности причинных связей, он говорит о мире как едином, целостном. Если бы какая-то часть явлений «была бы полностью независимой от других, то есть если бы одни из них не служили причиной других, тогда мир не мог бы быть единым связным целым». Ибн-Рушд выступает против тезиса богословов о том, что каждое явление своим существованием обязано исключительно творческой деятельности Бога.

Мыслитель отвергает возможность  непосредственного общения с  Богом, отвергает мистический путь познания. Только научное познание ведет к цели. И здесь необходим  постоянный, неустанный умственный труд, глубокое познание доступно только глубоким умам. Вот почему философия есть благороднейшее занятие, какому только может посвятить себя человек.

Ибн-Рушд – последняя  крупная фигура арабской философии. В XIII в. дальнейшая разработка философских  проблем в мусульманском мире прекращается. Учения Ибн-Рушда (Аверроэса) и других арабских мыслителей распространялись, обсуждались и опровергались  христианскими философами, а в  самом мусульманском мире наступило  господство религиозных фанатиков, сопротивлявшихся всякому проявлению самостоятельной мысли.

 

Заключение

 

Как и в Западной Европе, философия арабского Востока  носила в целом религиозный характер. Основой в ней была тема Бога и  его места в мире, соотношение  философии и теологии. Однако философия  в этих странах имела все же более прочную связь с наукой. В ней был сильнее выражен  дух рационального мышления и  здравого смысла.

Что касается значения средневековой  философии, то здесь важно избегать крайних и тем более высокомерных суждений. Во-первых, будет несправедливым не отметить существенное продвижение  философской мысли этого времени  в таких областях, как онтология, логика и теория познания, антропология. Философия средних веков усилила  интерес к теме человека, обратив  особое внимание на его духовный мир, смысл жизни и призвание. Эта  философия затрагивала такие  важные явления человеческого духовного  мира, как вера, любовь и надежда, чувства вины и раскаяния. В творчестве ряда мыслителей философия обрела более  тесную связь с естественными  науками в лице астрономии, физики, математики и медицины. В средневековой  арабской философии было обозначено немало идей, получивших в дальнейшем более полное развитие.

Красной нитью через  всю  философию арабских мыслителей тянется  их тесная связь с древнегреческой  философией, а, особенно, с философскими взглядами Аристотеля. Эта связь  позволила восточным философам  не только формулировать    какие-то новые идеи и принципы мировоззрения  сугубо с точки зрения ислама, но также пропускать через себя учения классиков мировой философии, что  способствовало обогащению философии  в целом.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Беляев Е.А.  Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. – М.: Наука, 1966 – 279 с.

2. Горбачев В.Г. История философии. – Брянск: «Курсив», 2000 – 336 с.

3. Коплстон Ч.Ф.  История средневековой философии. – М.: Энигма, 1997 – 524 с.

4. Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2005 – 732 с.

5. Майоров Г.Г.  Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979 – 732 с.

6. Надольний І.Ф., Андрущенко В.П., Бойченко І.В.  Філософія. – К.: Вікар, 1998 – 624 с.

7. Соколов В.В.  Средневековая философия. – М.: Высш. школа, 1979 – 448 с.

8. Соколов В.В.  Средневековая философия. – М.: Высш. школа, 1979 – 448 с.

9. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999 – 816 с.

10. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 576 с.

 

 


Информация о работе Арабская средневековая философия