Арабская средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать истоки возникновения и основные особенности арабской философии эпохи Средневековья.
Задачи - раскрытие основных принципов арабской философии под призмой ислама.
Рассмотрение важнейших мыслителей арабского мира в период средних веков, изучение их идей, жизненных позиций и пропагандируемых философских принципов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Становление арабской средневековой философии………………………….3
2. Учения, концепции и теории арабских мыслителей эпохи Средневековья.8
2.1. Взгляды представителей арабской философии на Востоке…………...8
2.2 Взгляды представителей арабской философии на Западе…………….15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - арабская средневековая философия.docx

— 50.43 Кб (Скачать файл)

Относясь с исключительным уважением к сокровищам греческой  мудрости, Аль-Кинди скептически относился к Корану. Он признавал приоритет пророческого знания перед всяким другим, но в то же время он считал допустимым иносказательное толкование Корана.

Аль-Кинди не отрицал сотворенности мира во времени, но рассматривал Бога в качестве безликой «отдаленной  причины», создавшей мир и предоставившей ему возможность изменения в  дальнейшем по своим собственным законам.

Аль-Кинди первым начал стремиться к отделению философии от богословия, идя по пути концепции о «двойственной истине». В этой связи большое  значение для арабского перепатетизма  имела схема научного познания, предложенная Аль-Кинди: «Дабы познать что-либо, следует ответить на четыре вопроса: есть ли это? что это? каково это? почему это?»

В своей метафизике вместо 10 категорий  Аристотеля он предложил                     5 «прасубстанций»: материю, форму, движение, пространство и время.

Второй крупный мыслитель  арабского  Востока – Аль-Фараби (870 – 950 г.г.). Он стал продолжателем идей Аль-Кинди и являлся автором около 50 сочинений по религии, философии и естественным наукам. Фараби создал классификацию современных ему наук. Он подчеркивал большое познавательное значение, прежде всего таких областей знания, как логика и математика, геометрия, астрономия, физика. В своей энциклопедии наук Фараби выделял и такую область, как метафизика, - некую общую теорию знания. Ее основным предметом он считал Бога (Аллаха). Метафизика призвана рассматривать сущность Бога, проблему возникновения мира и человека, развитие мироздания. Как и принято, в религиозной философии, Фараби рассматривал такие вопросы, как душа человека и ее свойства, познание Бога и роль в этом духовных сил человека, призвание самого человека в мире.

Свою основную задачу Аль-Фараби видел в очищении философии от мистических и теологических наслоений, а также от извращенных толкований, которые были распространены на Востоке. Он прокомментировал многие работы Аристотеля, кроме того, создал ряд оригинальных работ. Наибольшей известностью пользовалось его сочинение «Жемчужина премудрости» - небольшой трактат, излагающий в сжатой форме его учение. Аль-Фараби написал книгу о Мохаммеде, в которой, в частности, рассказывалось о том, как Мохаммед ночью был перенесен в Иерусалим и там по лестнице взобрался на небо, наблюдал Рай и Ад, разговаривал с пророками.

В своем учении Аль-Фараби утверждает абсолютную необходимость логики для человека, претендующего на знание науки и тем более философии. Философия призвана дать теоретические основы не только естественнонаучным дисциплинам, но и политике, и способствовать преобразованию общества.

Аль-Фараби предложил онтологическую концепцию, включающую шесть понятий:

– божественный принцип, или  первая причина;

– вторичные причины, или  небесные сферы;

– активный интеллект;

– душа;

– форма;

– абстрактная материя.

Согласно его концепции, божество производит мир через последовательный ряд истечений (эманаций). Прежде всего, создаются небесные сферы: всего их девять с Землей в центре (в число сфер входят звездная сфера, орбиты планет и орбита Луны). Под орбитой Луны находится активный разум, который является «причиной существования земных душ».

Говоря о сотворении мира Богом, Аль-Фараби ограничивает его роль: Бог является первопричиной мироздания. Затем природа действует самостоятельно, ее процессы имеют естественную основу.

Аль-Фараби – первый арабский философ, обративший внимание на проблемы общественной жизни. Он рисует идеал государства в виде некоего города. Добродетельный город (идеальное общество) «призван обеспечить благополучные условия для свободного выбора, который позволит людям стать счастливыми». В противоположность добродетельному городу «заблудший город» - тот, «который полагает, что счастье будет после этой жизни», а в этой жизни «не знали счастья, и им в голову никогда не приходило к нему стремиться».

В идеальном обществе части его уподобляются органам человеческого  тела. Они «помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной». Путь к счастью в добродетельном городе Аль-Фараби видел в просвещении.

Крупнейшим мыслителем арабского  Востока был Ибн-Сина (980 – 1037г.г., в Европе его называли Авиценной). Абу-Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах Ибн-Сина родился в с. Афшана возле Бухары, жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и визиря при различных правителях. Ему приписывается свыше 400 сочинений на арабском языке и около 20 на фарси по всем известным тогда разделам научного и философского знания.

Из нефилософских трудов главный  – «Канон врачебной науки». В  его 5 книгах обобщены и систематизированы  накопленные к тому времени медицинские  знания и собственный опыт практикующего  врача. Этот труд был одним из основных руководств по медицине в арабском мире и Европе вплоть до XVII в.

Главный философский труд Ибн-Сины – «Книга исцеления», сочинение  в 18 томах, включавшее «Логику», «Риторику», «Поэтику», «Физику», «Метафизику». Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей». В своих собственно философских воззрениях он развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологические концепции неоплатонизма.

Все науки Ибн-Сина делит  на две группы: теоретические и  практические. Теоретические науки  исследуют существующие независимо от человеческой деятельности, практические исследуют саму деятельность. Цель первых – постижение истины, вторых – достижение блага. Логика не входит в эту классификацию, она, как  «инструментальная» наука, предваряет все другие науки.

В теоретические науки  включены физика, математика и метафизика. Далее Ибн-Сина говорит о том, что в этих областях знания есть первичные (чистые) и вторичные (прикладные) науки. «Чистая» физика включает вопросы о материи, форме, движении, о минералах, животных, растительной, животной и человеческой душе, в прикладную физику входят медицина, астрология, толкование снов, наука о талисманах, о волшебстве и алхимия. Ибн-Сина принимал основной принцип астрологии о том, что земные явления обусловлены движением небесных тел.

«Чистая» математика включает в себя арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки. Прикладные дисциплины – индийское десятеричное счисление  и алгебра, определение площадей, механика, вопросы, связанные с изготовлением  гирь и весов, оптических приборов и  зеркал, гидравлика, составление астрономических  и географических карт.

«Чистая» метафизика рассматривает  первые начала наук, доказательство существования  бытийно-необходимого, его единства и его атрибутов, первичные и  вторичные «духовные субстанции», способ подчинения телесных субстанций «духовным субстанциям». Прикладная метафизика говорит об откровении и потусторонних воздаяниях.

В практические науки включены политика, домоводство и этика. Политика – наука об управлении народом; домоводство  – наука об управлении домом; этика  – наука о самом себе (каким  должен быть человек).

Рассматривая логику как  «орудие» познания, исходя из идей Аристотеля, Ибн-Сина разрабатывает ряд проблем  логики: теорию условных силлогизмов, вводит усовершенствования в классификацию силлогизмов.

Исходя в основном из аристотелизма, Ибн-Сина вводит в его концепции ряд новых идей. В физике Ибн-Сина утверждает, что в возникновении физических тел участвуют материя, форма и небытие. Небытие понимается как возможность возникновения предмета. При этом возможности каждого предмета различны: так, для возникновения меча необходима та возможность, которая заключается в куске железа, а ткани – в куске шерсти. В отличие от Аристотеля Ибн-Сина считает, что формы не привносятся в материю извне, а существуют в ней потенциально.

В метафизике Ибн-Сина отличает существо от сущности. Первое конкретно, второе абстрактно. Так, люди – существа, а человечность – сущность. Далее, нужно различать возможное и  необходимое. Реально существующее может быть, а может и не быть, так как оно не имеет в самом  себе основания своего бытия. В отличие  от него есть необходимое, которое само себя обосновывает и оправдывает.

Ибн-Сина рисует картину  поражения Богом сущего. «Первый  творит разумную субстанцию, которая  по истине сотворена. От нее исходит (другая) разумная субстанция и небесное тело. При этой же разумной субстанции совершенствуются небесные тела, и  она завершается некой разумной субстанцией, от которой уже не исходит небесное тело. Материя элементарного мира должна происходить от последнего разума, а за небесными телами не отрицается оказание определенного содействия в этом. Однако этого не достаточно для упрочнения ее возникновения, пока с ним не сочетается форма. От разумной субстанции, которая стоит за этим миром, исходят растительная, животная и разумная души. Разумной душой завершается последовательность бытия разумных субстанций. Разумная душа нуждается в совершенстве при помощи телесных органов и в связи с высшими сущими».

Утверждая творение мира Богом, Ибн-Сина, однако, развивает концепцию  вечности материи. Бог является причиной мира. Бог и мир относятся друг к другу, как причина и следствие. Но причина и следствие являются соотносительными понятиями и друг без друга существовать не могут. Поэтому ни мир без Бога, ни Бог  без мира немыслимы. Если Бог вечно  существует, то вечно существует и  мир.

Значительное место в  философских взглядах Ибн-Сины занимает учение о душе. Как и Аристотель, он различает растительную, животную и человеческую (разумную) души. Человеческой (разумной душе) подчинены другие, низшие души.

Ибн-Сина считает, что  разумная душа бессмертна. В пользу этого  он приводит ряд аргументов. Так, при  старении тело и свойственные ему  силы слабеют, а разум, наоборот, крепнет. Следовательно, разум – субстанция, в своем бытии не зависящая  от тела. После смерти тела душа ведет  самостоятельную жизнь. Аналогом такой  жизни является сон, когда мыслительная сила приобретает самостоятельную  жизнь, независимую от внешних чувств. Ибн-Сина был противником идеи о  переселении душ.

В человеческой душе есть теоретический  и практический разум. Теоретический  вырабатывает знания, направленные на то, чтобы постигать истину, избегать лжи, практический вырабатывает нравственные принципы. В целом разумная часть души стремится освободиться от смущающего действия чувств. Но полное освобождение достижимо немногими.

Ибн-Сина говорит о двух способах познания. Кроме обычного познания существует еще особое, интуитивное  познание, в котором душа может  состоять в непосредственном общении  с мировым разумом. На таком познании основывается пророчество. Здесь знание вливается в душу без помощи чувств, а затем оформляется в чувственные  образы, чтобы приспособить знание к пониманию. В целом Ибн-Сина убежден в познаваемости мира, и в этом он не полемизирует с  теми, кто говорил, что мир преисполнен чудесами, творимыми Аллахом, совершенно недоступными человеческому пониманию.

В изучении практических наук Ибн-Сина исходит из того, что  люди живут в общении. «Человек тем  отличается от остальных животных, что он не смог бы благоденствовать, если бы уединился и жил особняком, выполняя свои дела сам.

В основном сочинения  Аль-Газали «Воскрешение наук о вере» развивается идея не возможности рационального познания Бога. Познание его возможно лишь путем экстатического переживания, внутреннего опыта  индивида.

Аль-Газали критиковал философию за то, что на ней, по его мнению, в немалой степени лежит клеймо неверия и безбожия. Так греческие философы Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит не признавали наличие Бога как творца мира. Другие философы также увлекались тем, что объясняли развитие мира исключительно лишь естественными причинами. Газали критиковал также Сократа, Платона и Аристотеля за их склонность к атеизму.

Учение Газали было стремлением восстановить элементы мистики в философии и вывести ее из-под влияния научного знания.

К середине XII в. религиозная  реакция достигает своего апогея и научно-философская мысль на арабском Востоке затухает.

 

2.2.  Взгляды представителей арабской философии на Западе

 

В отличие от Востока, в  Испании в этот период арабская культура расцветает. Арабы и мавры высадились на Пиренейском полуострове в 711 г. Через два года почти вся  страна, кроме небольшого района на севере, была в их руках. Завоеватели  преобразовали страну: совершенствуется техника сельского хозяйства, развиваются  садоводство и виноградарство, число городов достигает четырехсот. Ведется оживленная торговля с Византией, Африкой, Италией и Южной Францией.

Начало арабо-испанской  философии положил врач, поэт, математик  и астроном Ибн-Баджа (ок. 1070 – 1138 г.г.). Он занимал высокие правительственные посты в Гренаде и Сарагоссе, в конце жизни по обвинению в ереси был заточен в тюрьму и отравлен. Это обвинение имело под собой основания, так как Ибн-Баджа писал: «Мир является как бы простым единым живым существом, не нуждающемся ни в чем постороннем».

В книге «Образ жизни  уединившегося» дается картина постепенного подъема души, освобождающейся от инстинктивных и чувственных  животных элементов, до высшей ступени  познания умопостигаемого мира. Это  духовное восхождение совершается  не через мистическое просветление, а путем интеллектуального совершенствования  при посредстве научного знания. В  книге дается набросок идеального государства. В этом государстве нет ни врачей, ни судей. Медицина является там излишней, потому что граждане правильно питаются, правосудие там не нужно, потому что граждане руководствуются в своих отношениях любовью и между ними не бывает разногласий и раздоров.

Информация о работе Арабская средневековая философия