Антропологический характер философии возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 02:19, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Содержание

Введение
1. Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли.
2. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
3. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее специфика (Н.Кузанкий, Н.Коперник, Дж..Бруно).
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

     К раннему Возрождению принято  относить Николая Кузанского (1401-1464). Эта личность очень показательна, так как в ней просматриваются основные линии более позднего развития ренессансной парадигмы. Кузанский описывает мир, в котором наличествует непрерывная и всенаправленная связь между имманентным и трансцендентным, между субъектным и объектным, между отдельным и всеобщим. Любые горизонтальные взаимосвязи обеспечиваются наличием непрерывности между Принципом и его следствиями, что существенно противоречит парадигме луча и основному духу схоластики. Кузанский оказал огромное влияние на Джордано Бруно и все Возрождение. Он одним из первых занимался проблемой "бесконечно малых", ставшей основой современной математики у Декарта, Ньютона и Лейбница. Природа у Кузанского тяготеет к ее натурфилософскому пониманию. В новом контексте ставит Николай Кузанский проблему бесконечности, давая ей вполне холистское решение. Бесконечность у него (в отличие от схоластов) не есть атрибут внеположного миру Бога, строго противопоставленного конечному тварному миру. Кузанский настаивает на тождестве противоположностей (coincidentia opppositorum) и утверждает холистскую идею о сверхразумном совпадении того и другого в некотором парадоксальном моменте. Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский поэтому называет его “максимумом” ; единое же - это “минимум” . Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанский обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом, доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.

     Совпадение  противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики.

     Научная Революция стала одновременно и  завершением эпохи Возрождения, и решающим вкладом в становление современного мировоззрения. Коперник, родившийся в Польше и получивший образование в Италии, жил в пору самого расцвета Ренессанса. Стержневая идея его мировидения, хотя ей и суждено было стать незыблемым принципом современного сознания, при его жизни совершенно не укладывалась в головах большинства европейцев. Более, чем какой-либо из прочих факторов, именно Коперниково прозрение послужило и импульсом, и символом полного и окончательного разрыва с античными и средневековыми взглядами на Вселенную и перехода к взглядам современной эпохи.

     Коперник  искал нового решения старой как  мир загадки планет, силясь объяснить  внешне хаотические планетные движения с помощью математической формулы  — простой, ясной и изящной.

     Теория  Николая Коперника:

     1. Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

     2. Центр Земли является не центром  мира, а лишь центром тяготения  и лунной орбиты.

     3. Все сферы движутся вокруг  Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является  центром всего мира.

     4. Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди ( то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

     5. Всякое движение, замечаемое у  небесной тверди, связано не с  каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля  же, вместе с окружающими ее  стихиями (воздухом и водой) совершает  в течение суток полный оборот  вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

     6. То, что кажется нам движением  Солнца, на самом деле связано  с движениями Земли и нашей  сферы, вместе с которой мы  обращаемся вокруг Солнца, как  всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

     7. Кажущиеся прямые и попятные  движения планет, обусловлены не  их движениями, а движением Земли.  Следовательно, одного лишь движения  самой Земли достаточно для  объяснения многих кажущихся  неравномерностей на небе.

     В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической  системы, сущность которой заключается  в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и  вокруг Солнца.

     Джордано  Бруно был одним из великих  мыслителей и поэтов эпохи Возрождения. Бруно с своим миросозерцанием находился в совершенном противоречии с господствовавшим умственным и нравственным порядком. Философия Бруно привела его на костер. Главным против него обвинением было учение его о бесконечности вселенной и множестве миров. Достаточно помянуть о следующих утверждениях великого итальянца.

     1. Земля имеет лишь приблизительно  шарообразную форму: у полюсов  она сплющена.

     2. И солнце вращается вокруг  своей оси.

     3. Нутация оси объяснена правильно. "При необозримо разнообразном взаимном отталкивании и притяжении небесных тел не может быть, чтобы самые, по-видимому, неизменные центры не меняли постепенно своего взаимного положения. Поэтому и земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу".

     4. Неподвижные звезды суть также солнца.

     5. Вокруг этих звезд вращаются,  описывая правильные круги-эллипсы,  бесчисленные планеты, для нас,  конечно, невидимые вследствие  своего расстояния.

     6. Кометы представляют лишь особый  род планет. На этом основании  и так как кометы или редко, или даже никогда не делаются видимыми, то и число планет, вращающихся вокруг нашего солнца" точно не установлено.

     7. Миры и даже системы их постоянно  изменяются и, как таковые,  они имеют начало и конец;  вечной пребудет лишь лежащая  в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется[8].

     Космология  наиболее подробно изложена в его  диалогах "О бесконечном, вселенной и небесных телах". Из безграничности пространства и бесконечности творческой силы природы Бруно делает вывод о бесконечности всего мира, так как бесконечной причине должно, по его мнению, соответствовать и бесконечное следствие. Всюду во вселенной он видит одну и ту же жизнь, отличную только по своим бесконечно различным формам и ступеням развития; везде он предполагает единую, изнутри себя творящую природу

     Из  всех сочинений Бруно наибольшему  преследованию подверглась книга  "Изгнание торжествующего животного".

     Бруно, как обновитель миросозерцания, считал себя призванным быть и реформатором этики. Он был убежден, что истинная нравственность должна основываться на таких же незыблемых естественных законах, как и астрономия. Освободив наше представление о мире от тех грубых ошибок, которые навеяны были обманом наших чувств, он хотел освободить и нравственность от подчинения внешнему авторитету... Смерть на костре помешала осуществлению его плана. Но Бруно успел завещать нам по крайней мере поэтический пролог, прелюдию, по собственному его выражению, которая должна была предшествовать систематическому изложению новой этики. Прелюдия эта и есть "Изгнание торжествующего животного".

     Другое  латинское сочинение Бруно "О сочетании образов, символов и представлений" является переработкой книги "Тени идей". В той же догматической форме здесь утверждается, что вещи вполне совпадают с их отражениями в нашем уме и что поэтому духовная жизнь покоится, собственно, на возбуждениях воображения. "Одни постигают мировую гармонию преимущественно путем зрения, другие, хотя и в меньшей мере, посредством слуха. Поэтому-то и существует удивительное сродство душ между истинными поэтами, музыкантами, художниками и философами. Всякая философия есть вместе с тем музыка или поэзия и живопись; истинная живопись и музыка есть своего рода божественная мудрость и живопись". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Завершая   рассмотрение   философских   исканий   эпохи   Возрождения, необходимо отметить неоднозначность  оценок ее наследия.  Несмотря  на  общее признание уникальности ренессансной культуры в  целом,  этот  период  долгое

     время не  считался  оригинальным  в  развитии  философии  и,  следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской  мысли.

     Однако  двойственность и противоречивость философского  мышления  этого  времени не должна умалять его значения для последующего развития  философии, ставить  под  сомнение   заслуги   мыслителей   Ренессанса   в   преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Антология мировой философии – М., 1970. Т.2.
  2. Горфункль А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
  3. История философии в кратком изложении. – М., 1991.
  4. Немировская Л.З. Философия. – М., 1996.
  5. Рутенберг В.И. Титаны возрождения. – 1976.

Информация о работе Антропологический характер философии возрождения