Характеристика философии возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу.

Содержание

Введение 2
Общая характеристика эпохи и философии в период Возрождения 3
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 4
Социально-философская мысль эпохи Возрождения 5
Натурфилософия эпохи Возрождения 6
Гелиоцентрическая система мира Коперника 6
Учение Кузанского 7
Натурфилософия Джордано Бруно 8
Заключение 10
Список литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат финальный.docx

— 35.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 2

Общая характеристика эпохи  и философии в период Возрождения 3

Гуманистическая мысль  эпохи Возрождения 4

Социально-философская  мысль эпохи Возрождения 5

Натурфилософия эпохи  Возрождения 6

Гелиоцентрическая  система  мира Коперника 6

Учение Кузанского 7

Натурфилософия Джордано Бруно 8

Заключение 10

Список литературы 11

 

Введение

Философия Возрождения (Ренессанса) в Европе (прежде всего в Италии) - переходная от Средневековья к Новому времени. Она занимает период с XIV по XVI в. и приходится на последние столетия средневекового феодализма, который переходит в капитализм. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Одним из главных факторов расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения является победа над диктатурой церкви. Идет переосмысление христианских традиций, начинаются протесты против извращения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения.

Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его  взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу.

Эпоха Возрождения оказала  большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.  Именно эпоха  Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким  темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей  волей, целеустремленностью, огромной энергией.

 

 

 

Общая характеристика эпохи и философии в период Возрождения. 

Эпоха Возрождения (от франц. renaisgance - возрождение, ренессанс) - переходная от Средневековья к Новому времени и охватывает период с ХIVв. по I-ю пол. XVIIв. В это время в Западной Европе зарождались капиталистические отношения и складывались национальные государства. Наряду с этим возникает городская светская культура, связанная, во-первых, с возрождением интереса к античной культуре и, во-вторых, с зарождением новой культуры западно-европейских народов. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

В формировании ренессансного  мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе.

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, которая пришла на смену многовековому господству схоластики, разработавшей систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви. Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить об определениях.

 Эпоха Возрождения  не оставила великих философских  систем, однако она обосновала  идею доверия к естественному  человеческому разуму и заложила  основу философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.

Касаемо характерных черт философии эпохи  Возрождения, можно выделить три. Во-первых, это то, что ренессансная философия  перестает быть служанкой теологии, секуляризируется и приобретает светское содержание, мирно сосуществуя с религией. Во-вторых, она отрицает схоластику на основе исследования самой природы в связи с развитием естествознания и великими географическими открытиями. В-третьих, ей присущ ярко выраженный антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

В эволюции философии  эпохи Возрождения можно выделить три основных этапа:

1) Гуманистический  или антропоцентрический (с середины XIV в. до середины XV в.)

2) Неоплатонический  период (с середины XV в. до первой  трети XVI в.);

3) Натурфилософский  период (вторая половина XVI в. - начало XVII в.).

Первый период характеризовался тем, что человек, его мир, духовные ценности были противопоставлены  средневековому теоцентризму, когда  во главе угла было понятие Бога и его сущности. Второй период был  связан с формированием гносеологических и онтологических представлений, и третий — с созданием целостной картины бытия.

 

Гуманистическая мысль  эпохи Возрождения

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным  римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).

Согласно многим источникам родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии  должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию  на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями  Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. В Средневековье чем более поведение человека соответствовало нормам, принятым в корпорации, тем ценнее он воспринимался как личность,. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый  подход к пониманию человека, в  котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его  удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

 

Социально-философская  мысль эпохи Возрождения.

 

Особое место в философии  Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).

Социально-философские  и политические идеи эпохи Возрождения  наиболее полно представлены в творчестве Н. Макиавелли (1469-1527). С его книг –  «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» - начинается новая эпоха политического  мышления. Политическая мысль Макиавелли стремится отделиться от спекулятивного мышления, религии, этики и создать концепцию автономной политики. Ее основными моментами являются: политический реализм, тесно связанный с антропологическим пессимизмом; новая концепция «добродетели» государя; «возвращение к началам», служащая условием восстановления и обновления политической жизни.

В отличие  от предшествовавших ему мыслителей Макиавелли руководствуется в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. Он фактически исключил бога из сферы своего анализа общественной жизни, истории и политики. Объектом изучения становится для него мир человеческих отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и гибели государств. По его мнению, мир людей столь же неизменен, как и мир природы. Это обусловлено особенностями «человеческой природы», неистребимый эгоизм которой с необходимостью требует государственной организации. Эта высшая сила способна поставить эгоизм в определенные пределы. Макиавелли утверждал, что государство есть дело человеческих рук и Бог никакого участия в его установлении не принимает.

 

Натурфилософия эпохи  Возрождения

 

Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению  и церкви, чем гуманистическая мысль и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы  нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452—1519), Николая Коперника (1473—1543), Галилео Галилея (1564—1642).

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению  образа мира, но и представлений  о науке, об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи - великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеи танка, парашюта, шлюза), гениальный художник, утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.

 

Гелиоцентрическая  система мира Коперника

 

Одним из наиболее выдающихся достижений был переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный  польским ученым Николаем Коперником. С античных времен в человеческих умах господствовало представление  о том, что Земля является неподвижным  центром Вселенной, а Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг нее  по неизменным орбитам. Переворот Коперника  заключался в том, что он разработал гелиоцентрическую систему (от греч. гелиос — Солнце), тем самым намного  приблизив человеческие представления  об устройстве Вселенной к действительному  положению вещей. Он утверждал, что  не Земля, а Солнце является центром  мироздания, а наша Земля вместе с другими планетами вращается  вокруг своей оси, поворачиваясь  к Солнцу то одной, то другой своей  стороной, отчего и происходит смена  дня и ночи. Вращением Земли  вокруг Солнца объясняется вечная и  неизменная смена времен года, с  которой так тесно связана  жизнь человеческого рода.

Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как  опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией». Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

 

Учение Кузанского

 

Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401-1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.

Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного  максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.

Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный  Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости  мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

В космологии Кузанского отвергалось  учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли.

Было бы неверно видеть в космологических построениях  Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение  и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к освобождению от религиозного толкования космологии.

Информация о работе Характеристика философии возрождения