Античная философия: этапы развития и принципы переодизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:20, реферат

Краткое описание

Первый период все традиционно именуют досократическим. Он обхватывает vi-v в. в. до н. э. Главным был розыск ответа на вопрос о происхождении мира. Природа рассматривается ими как фактор создания всего сущего (кто-то говорил что всё создано из огня, кто-то что из воздуха и т.д.). Тут я бы внёс поправочку свою. На первом этапе развития философии не всегда осознается различие между мнениями ученых и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному либо явному отождествлению.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе.doc

— 20.00 Кб (Скачать файл)

Эссе.

 

Античная философия: этапы развития и принципы переодизации.

 

 Ознакомившись с трудами  некоторых философов по выбранному  мною вопросу я был вынужден  согласиться с тем, что основные  этапы развития античной философской  мысли можно разделить на три  периода.

 

    Первый период все  традиционно именуют досократическим.  Он обхватывает vi-v в. в. до  н. э. Главным был розыск  ответа на вопрос о происхождении  мира. Природа рассматривается ими  как фактор создания всего  сущего (кто-то говорил что всё  создано из огня, кто-то что из воздуха и т.д.). Тут я бы внёс поправочку свою. На первом этапе развития философии не всегда осознается различие между мнениями ученых и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному либо явному отождествлению. Например это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых не так то и просто провести черту между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими суть бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми естественными стихиями — с другой.

Вместе с тем интересно то, что в первый раз ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие меж чувственной  всеобщностью и всеобщностью понятия  начинает стимулировать развитие мысли, формирование новых идей. Открывается новейший мир — мир мыслей и идей, в котором «живут» понятия разной степени общности. Начинают пониматься конструктивные возможности разума. Последнее обретает отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

 

    Второй период они  именуют классическим, или сократическим.  Развивался на протяжении середины V – IV в.в. до н.э. Этот период  подготовлен учением софистов, и  как раз таки в этот время  появились школы  мэтров мировой  философии – Сократа, Платона и Аристотеля. Я склонен не согласиться с некоторыми философами, что отличается второй этап от первого лишь только расширением областей философии. Следует также вспомнить то богатство мыслей, опередивших свое время, то развитие категориальных средств пoстижения бытия и то огромное количеством идей, опередивших родное время, то появление в рамках общефилософских представлений зачатков научного познания и логики, они же потом и оказали немаловажное воздействие на все сферы человечной деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деловитости сообразно преодолению противоречия меж несовершенством наличной материальной данности и совершенством идей. Схожее различие — не внешнее для думающего, осознающего субъекта, а выступает как собственная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека. Также активно обсуждается космос (количество планет, их вращение, солнце, звезды, затмения и т. п. вещи).

 

    Третий период, на мой скромный взгляд, самый интересный. Тут развивалась эллинистическая и римская философия (конец IV – II в.в. до н.э. и I в. до н.э. – V-VI в.в. н.э.). Судя по творениям философов и историков того времени можно сказать, что начиналось формирование некой христианской философии. Характеризовалось это всё включением частей восточной культуры, понижением уровня философских исследований, распадом больших философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы стали больше увлекаться философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в обычно греческом их значении. Тем самым поменялись ориентиры в осмысливании предмета философии, сузилась сфера её интересов, вырос скепсис и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, стали возникать эклектические философские течения.  Появилось некое разделение на направленности философии. Более яркое, чем раньше: киники, стоики, скептики, последователи Эпикура.

 

 Я сам выделил 5 исторических  этапов, всякий из которых можно  охарактеризовать особым способом философствования:

Античная философия — философские  учения, развивавшиеся в древнегреческом  и древнеримском обществах с  конца VII в. до н.э. по VI в. н.э.

Средневековая философия — содержит концепции, создававшиеся в Европе во II — XIV вв.

Философия эпохи Возрождения —  охватывает учения, разработанные в  Западной Европе XIV-XVI вв.

Философия Нового времени — объединяет философские теории западноевропейских и американских мыслителей XVII в. — 70-х  гг. XIX в.

Современная философия — всё обилие философских учений, существующих в Европе и Америке с 30-х гг. XIX в. по наше время.

 

Считаю данное своё деление довольно таки разумным и не лишенным логики. В данной периодизации временные  границы этапов историко-философского развития не совпадают, а перекрывают сами себя. Я бы связал с тем, что в истории имело место постепенное изменение способов философствования: мыслители «работали» по законам, обычаям античной философии, но уже в произведениях отцов церкви начинала оформляться старая, средневековая философия; в то время как в Германии Гегель строил систему в духе классической философии Нового времени, в Англии уже появились позитивисты — первые представители современной философии.

 

Всякому периоду принадлежит свой собственный способ философствования (под которым понимают, как правило, характерные времени способы постановки и решения философских проблем). Способ философствования формировался наличным уровнем культуры, и, в свою очередь, влиял на культуру.

 


Информация о работе Античная философия: этапы развития и принципы переодизации